Таблица 5.1. Санкции, налагаемые на работодателей
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
1 | Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта) | Штраф в 30-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение* | |
2 | Оформление работника на неполное рабочее время при фактическом выполнении работы полное рабочее время, установленное на предприятии | ||
3 | Выплата заработной платы (вознаграждения) без начисления и уплаты ЕСВ и налогов | ||
* Этот штраф может налагаться органом Гоструда и без проведения проверки на основании решения суда об оформлении трудовых отношений с работником, который выполнял работу без заключения трудового договора, и установлении периода такой работы или работы на условиях неполного рабочего времени в случае фактического выполнения работы полное рабочее время. | |||
4 | Нарушение установленных сроков выплаты заработной платы работникам, других выплат, предусмотренных законодательством о труде, более чем за один месяц, выплата их не в полном объеме | Штраф в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения | |
5 | Несоблюдение минимальных государственных гарантий в оплате труда | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение | |
6 | Несоблюдение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами № 2232, № 1975 и № 3543 | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения, за каждого работника, в отношении которого совершено нарушение | |
7 | Нарушение других требований трудового законодательства, кроме указанных в пп. 1 — 6 данной таблицы | Штраф в размере одной МЗП | |
8 | Нарушение законодательства об охране труда, невыполнение предписаний (распоряжений) должностных лиц органов исполнительной власти по надзору за охраной труда | Штраф на юридических и физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. Максимальный размер штрафа не может превышать 5 % среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год этого юридического или физического лица* | Ч. 1 и 2 ст. 43 Закона об охране труда |
9 | Нарушение требований, предусмотренных ч. 3 и 4 ст. 19 Закона об охране труда** | Штраф на юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством использует наемный труд, из расчета 25 % разницы между расчетной минимальной суммой расходов на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период* | |
* Неуплата или неполная уплата штрафа влечет за собой начисление пени на неуплаченную сумму штрафа (его части) из расчета 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки ( ч. 4 ст. 43 Закона об охране труда). ** Согласно указанным требованиям расходы на охрану труда должны составлять не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд. На предприятиях, которые содержатся за счет бюджета, размер расходов на охрану труда устанавливается в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей предприятия, учреждения, организации. | |||
10 | Нарушения законодательства об охране труда, создающие угрозу жизни работающих | Запрет, приостановление, прекращение, ограничение эксплуатации предприятий, отдельных производств, цехов, участков, рабочих мест, зданий, сооружений, помещений, выпуска и эксплуатации машин, механизмов, оборудования, транспортных и других средств труда, выполнения определенных работ, применения новых опасных веществ, реализации продукции, отмена или прекращение действия выданных разрешений и лицензий до устранения нарушений | |
11 | Нарушение работодателями среднеучетной численности работающих инвалидов* (кроме предприятий, учреждений, организаций, которые полностью или частично содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов) | Штраф в размере средней годовой заработной платы на соответствующем предприятии (у физического лица, использующего наемный труд) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое им (для предприятий и физических лиц с количеством работающих от 8 до 15 человек — в размере половины средней годовой заработной платы)** | |
* Норматив трудоустройства инвалидов составляет 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год; для работодателей с количеством работающих от 8 до 25 человек — одно рабочее место. ** Нарушение сроков уплаты административно-хозяйственных санкций влечет за собой начисление пени в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, которая действовала на момент уплаты, начисленной на полную сумму недоимки за весь ее срок. | |||
12 | Необоснованный отказ в трудоустройстве граждан, перечисленных в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости, в случае невыполнения работодателем на протяжении года квоты для трудоустройства таких граждан* | Штраф в 2-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения, за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве таких граждан | |
* Предприятиям, учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек устанавливается квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей неконкурентоспособных на рынке труда граждан, кроме инвалидов. | |||
13 | Использование труда иностранцев или лиц без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца: | ||
— на условиях трудового или другого договора* без разрешения на использование труда иностранца или лица без гражданства | Штраф за каждое такое лицо в 20-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения | ||
— на других условиях, чем те, которые предусмотрены указанным разрешением, или другим работодателем | Штраф за каждое лицо в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения | ||
* Под «другим договором» понимается гражданско-правовой договор, который содержит признаки трудового договора (см. письмо Государственного центра занятости от 05.02.2013 г. № ДЦ-09-588/0/6-13). | |||
14 | Непредоставление или нарушение установленного порядка предоставления территориальному центру занятости сведений о запланированном массовом высвобождении работников в связи с изменениями в организации производства и труда, в том числе ликвидацией, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, учреждений, организаций, сокращением численности или штата работников* | Штраф в 4-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения | |
* Такой отчет должен быть подан за 2 месяца до высвобождения ( абзац третий п. 4 ч. 3 ст. 50 Закона о занятости). | |||
15 | Нарушение требования ст. 241 Закона о рекламе в отношении содержания объявлений о вакансиях | Штраф в 10-кратном размере МЗП, установленной на момент выявления нарушения | Ст. 241 Закона о рекламе |
К санкциям непосредственно за нарушение трудового законодательства с 1 января 2017 года добавились штрафы за недопуск должностных лиц органов Гоструда к проверкам. Так, согласно абзацам шестому и седьмому ч. 2 ст. 265 КЗоТ:
— за недопуск к проведению проверки по вопросам соблюдения законодательства о труде, создание препятствий в ее проведении на работодателя будут налагать штрафы в 3-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения;
— за недопуск к проверке, проводимой с целью выявления нарушений, указанных в абзаце втором ч. 2 ст. 265 КЗоТ (см. пп. 1 — 3 табл. 5.1), предусматривается штраф в 100-кратном размере МЗП, установленной законом на момент выявления нарушения.
А теперь рассмотрим, какие санкции грозят работникам (в том числе должностным лицам предприятий) и физическим лицам — предпринимателям за нарушение трудового законодательства (см. табл. 5.2).
Таблица 5.2. Санкции, применяемые к физическим лицам
№ п/п | Вид нарушения | Санкция за нарушение | Нормативный акт |
Уголовная ответственность | |||
1 | Умышленное препятствование законной деятельности профсоюзов или их органов | Исправительные работы на срок до 2 лет либо лишение свободы на срок до 3 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
2 | Незаконное увольнение работника с работы по личным мотивам, а также другое грубое нарушение законодательства о труде | Штраф от 2000 до 3000 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (далее — ннмдг) (от 34000 до 51000 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет | |
3 | Действия, указанные в п. 2 этой таблицы, совершенные повторно или в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, которое их заменяет и воспитывает ребенка в возрасте до 14 лет либо ребенка-инвалида | Штраф от 3000 до 5000 ннмдг (от 51000 до 85000 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо арест на срок до 6 месяцев | |
4 | Грубое нарушение соглашения о труде служебным лицом предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности, а также отдельным гражданином или уполномоченным ими лицом путем обмана или злоупотребления доверием либо путем принуждения к выполнению работы, не оговоренной соглашением | Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 2 лет | |
5 | Нарушение, указанное в п. 4 данной таблицы, если эти действия совершены в отношении гражданина, с которым заключено соглашение по поводу его работы за пределами Украины | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет | |
6 | Принуждение к участию в забастовке или препятствование участию в забастовке путем насилия или угрозы применения насилия либо путем иных незаконных действий | Штраф до 50 ннмдг (до 850 грн.) либо общественные работы на срок от 120 до 240 часов, либо арест на срок до 6 месяцев, либо ограничение свободы на срок до 3 лет | |
7 | Безосновательная невыплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты гражданам более чем за 1 месяц, совершенная умышленно руководителем предприятия, учреждения, организации независимо от формы собственности или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности | Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо лишение свободы на срок до 2 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
8 | Нарушение, указанное в п. 7 этой таблицы, если оно было совершено в результате нецелевого использования средств, предназначенных для выплаты заработной платы, стипендии, пенсии и других установленных законом выплат | Штраф от 1000 до 1500 ннмдг (от 17000 до 25500 грн.) либо ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на срок до 5 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет | |
Обращаем внимание: лицо освобождается от уголовной ответственности по ст. 175 УКУ (ч. 1 и 2), если до привлечения к ответственности состоялась выплата заработной платы, стипендии, пенсии или другой установленной законом выплаты ( ч. 3 ст. 175 УКУ). | |||
9 | Нарушение требований законодательных и других нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего | Штраф от 100 до 200 ннмдг (от 1700 до 3400 грн.) либо исправительные работы на срок до 2 лет, либо ограничение свободы на срок до 2 лет | |
10 | Нарушение, указанное в п. 9 этой таблицы, если оно привело к гибели людей или иным тяжким последствиям | Исправительные работы на срок до 2 лет либо ограничение свободы на срок до 5 лет, либо лишение свободы на срок до 7 лет, с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 2 лет или без такового | |
Более подробно об уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране труда см. в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2015, № 49, с. 103. | |||
Административная ответственность | |||
11 | Нарушение установленных сроков выплаты пенсий, стипендий, заработной платы, выплата их не в полном объеме | Штраф от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | |
12 | Нарушение определенного Законом Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР срока предоставления должностными лицами предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности и физическими лицами — предпринимателями работникам, в том числе бывшим, по их требованию документов относительно их трудовой деятельности на данном предприятии, в учреждении, организации или у физического лица — предпринимателя, необходимых для назначения пенсии (о стаже, заработной плате и т. п.), или предоставление указанных документов, содержащих недостоверные сведения | ||
13 | Нарушение срока проведения аттестации рабочих мест по условиям труда и порядка ее проведения | Штраф от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | |
14 | Другие нарушения требований законодательства о труде | ||
15 | Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного пп. 11 — 14 этой таблицы, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию, либо те же самые деяния, совершенные в отношении несовершеннолетнего, беременной женщины, одинокого отца, матери или лица, их заменяющего и воспитывающего ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида | Штраф от 100 до 300 ннмдг (от 1700 до 5100 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | |
16 | Фактический допуск работника к работе без оформления трудового договора (контракта), допуск к работе иностранца или лица без гражданства и лиц, в отношении которых принято решение об оформлении документов для решения вопроса о предоставлении статуса беженца, на условиях трудового договора (контракта) без разрешения на применение труда иностранца или лица без гражданства | Штраф от 500 до 1000 ннмдг (от 8500 до 17000 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей, использующих наемный труд | |
17 | Повторное в течение года совершение нарушения, предусмотренного п. 16 этой таблицы, за которое лицо уже подвергалось административному взысканию | Штраф от 1000 до 2000 ннмдг (от 17000 до 34000 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физических лиц — предпринимателей, использующих наемный труд | |
18 | Нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда (кроме нарушений, предусмотренных в п. 19 этой таблицы) | Штраф: — от 4 до 10 ннмдг (от 68 до 170 грн.) на работников; — от 20 до 40 ннмдг (от 340 до 680 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и граждан — субъектов предпринимательской деятельности | |
19 | Нарушение установленного порядка уведомления (предоставления информации) центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве | Штраф от 20 до 50 ннмдг (от 340 до 850 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций, физических лиц, использующих наемный труд | |
20 | Нарушение установленных законом гарантий и льгот работникам, которые привлекаются к выполнению обязанностей, предусмотренных законами № 2232, № 1975 и № 3543 | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) на должностных лиц предприятий, учреждений, организаций и физических лиц — предпринимателей, использующих наемный труд | |
21 | Уклонение лиц, представляющих собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие, уполномоченные трудовым коллективом органы, представителей трудовых коллективов от участия в переговорах по поводу заключения, изменения или дополнения коллективного договора, соглашения, умышленное нарушение установленного законодательством срока начала таких переговоров либо необеспечение работы комиссий из представителей сторон или примирительных комиссий в определенный сторонами переговоров срок | Штраф от 3 до 10 ннмдг (от 51 до 170 грн.) | Ст. 411 КУоАП |
22 | Нарушение или невыполнение обязательств в отношении коллективного договора, соглашения лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, или представителями трудовых коллективов | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) | Ст. 412 КУоАП |
23 | Непредоставление лицами, представляющими собственников либо уполномоченные ими органы или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы, представителями трудовых коллективов информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за выполнением коллективных договоров, соглашений | Штраф от 1 до 5 ннмдг (от 17 до 85 грн.) | Ст. 413 КУоАП |
24 | Нарушение санитарных норм | Штраф: — от 1 до 12 ннмдг (от 17 до 204 грн.) на граждан; — от 6 до 25 ннмдг (от 102 до 425 грн.) на должностных лиц | |
25 | Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом приема на работу и увольнения, распоряжения исполнительного органа сельского, поселкового, городского совета, местной государственной администрации или решения службы по делам детей либо решения другого органа о трудоустройстве лиц, обеспечение работой которых в соответствии с законодательством возложено на эти органы | Штраф от 5 до 8 ннмдг (от 85 до 136 грн.) | Ч. 1 ст. 1881 КУоАП |
26 | Невыполнение должностным лицом, которое пользуется правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, неподача Фонду социальной защиты инвалидов отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов | Штраф от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) | Ч. 2 ст. 1881 КУоАП |
27 | Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, относительно устранения нарушений законодательства об охране труда либо создание препятствий для деятельности этих органов | Штраф: — от 6 до 10 ннмдг (от 102 до 170 грн.) на граждан; — от 30 до 100 ннмдг (от 510 до 1700 грн.) на должностных лиц | Ст. 1884 КУоАП |
28 | Невыполнение законных требований должностных лиц центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику по вопросам надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде, относительно устранения нарушений законодательства о труде и общеобязательном государственном социальном страховании либо создание препятствий для деятельности этого органа | Штраф от 50 до 100 ннмдг (от 850 до 1700 грн.) на должностных лиц | Ст. 1886 КУоАП |
29 | Прием должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу граждан без паспортов или с недействительными паспортами | Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.) | |
30 | Нарушение, указанное в п. 29 этой таблицы, допущенное должностным лицом после применения к нему в течение года административного взыскания за те же действия | Штраф от 10 до 14 ннмдг (от 170 до 238 грн.) | |
31 | Прием руководителями или другими должностными лицами предприятий, учреждений, организаций на работу военнообязанных и призывников, которые не пребывают на воинском учете по месту проживания | Штраф от 1 до 3 ннмдг (от 17 до 51 грн.) | Ч. 1 ст. 2113 КУоАП |
32 | Совершение действий, указанных в п. 31 этой таблицы, лицом, которое в течение года уже было подвергнуто административному взысканию за такое же нарушение | Штраф от 3 до 7 ннмдг (от 51 до 119 грн.) | Ч. 2 ст. 2113 КУоАП |
Обратите внимание на такой интересный момент. Гоструда расценивает неуведомление налоговиков о приеме наемного лица на работу как допуск к работе без заключения трудового договора (см. письма от 29.04.2016 г. № 5043/4/4.1-ДП-16 и от 03.08.2015 г. № 1364/24/21/01/2298-15). И соответственно настаивает на применении в таких случаях штрафа в размере 30 МЗП согласно абзацу второму ч. 2 ст. 265 КЗоТ (см. п. 1 табл. 5.1), а также админштрафа на основании ч. 3 и 4 ст. 41 КУоАП (см. пп. 16 и 17 табл. 5.2).
На наш взгляд, оформление трудового договора путем издания приказа и уведомление фискалов о приеме на работу — это два отдельных условия, после выполнения которых согласно ч. 3 ст. 24 КЗоТ работник может быть допущен к работе. Поэтому, считаем, за неуведомление, уведомление с нарушением установленного срока органов ГФСУ о заключении трудового договора должны применяться санкции как за нарушение других требований законодательства о труде. То есть штраф для работодателя в размере 1 МЗП (см. п. 7 табл. 5.1) и админштраф для его должностных лиц в размере от 30 до 100 ннмдг (см. п. 14 табл. 5.2).
Конечно, мнение Гоструда в отношении этого вопроса более значимо по сравнению с нашим, ведь именно они налагают финсанкции в соответствии со ст. 265 КЗоТ и составляют админпротоколы по нарушениям, приведенным в ч. 3 и 4 ст. 41 КУоАП. Однако и оно — не истина в последней инстанции. Дело в том, что рассмотрение дел по админнарушениям, предусмотренным ст. 41 КУоАП, и собственно наложение штрафа — компетенция судов общей юрисдикции ( ст. 221 КУоАП). А они, к счастью, пока на стороне работодателей (см., в частности, постановления Апелляционного суда Кировоградской области от 27.05.2016 г. по делу № 404/2115/16-п и от 31.05.2016 г. по делу № 404/2222/16-п, Надворнянского районного суда Ивано-Франковской области от 28.11.2016 г. по делу № 348/1708/16-п, Березовского районного суда Одесской области от 21.11.2016 г. по делу № 494/1280/16-п, Межевского районного суда Днепропетровской области от 05.09.2016 г. по делу № 181/589/16-п). В связи с этим считаем, есть смысл оспаривать в суде и постановления Гоструда о наложении штрафов на основании абзаца второго ч. 2 ст. 265 КЗоТ.
На этом мы заканчиваем рассмотрение вопросов, связанных с трудовыми отношениями на предприятии. Конечно же, в одном спецвыпуске невозможно охватить все аспекты этой обширной темы. Поэтому будем еще не раз возвращаться к ней на страницах нашего издания.