Темы статей
Выбрать темы

Прекращаем ФЛП-ОС: краткий ликбез

Амброзяк Наталья, юрист
У наших любимых избранников существует традиция: каждый год делать встряску бизнесу, заставлять его паниковать и стоять в километровых очередях. Прошлый год не оказался исключением. Бум снятия с госрегистрации «законсервированных» ФЛП накрыл Украину. Виной тому уже нашумевший Закон № 1774* с ЕСВ для предпринимателей на общей системе независимо от наличия дохода. Естественно, мы не остаемся в стороне. Расскажем о процедуре прекращения деятельности ФЛП и дадим несколько практических советов.

* Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 06.12.2016 г. № 1774-VIII.

Для начала пару слов о причине возобновления массовой разрегистрации предпринимателей.

До 01.01.2017 г. неработающие ФЛП-общесистемщики могли не уплачивать ЕСВ. Теперь это в прошлом: с 01.01.2017 г. месячная сумма ЕСВ не может быть меньше минимального размера. И не имеет значения, был получен доход в этом периоде или нет.

Платить за воздух не хочется никому, поэтому единственный выход из сложившегося положения предприниматели видят в снятии с госрегистрации. Предполагаем, что в прошлом году удалось сняться с регистрации далеко не всем, ведь очереди к госрегистратору били все рекорды. Поэтому многие будут сниматься уже в этом году.

К сожалению, вынуждены констатировать, что таким ФЛП все-таки придется заплатить фиксированный ЕСВ за январь, причем в полной месячной сумме (разумеется, если снятие с регистрации произойдет в январе).

Что ж, перейдем непосредственно к самой процедуре.

Регистрационное действие

Напомним: согласно ч. 8 ст. 4 Закона № 755 ФЛП лишается статуса предпринимателя с даты внесения в ЕГР** записи о госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности этим физлицом.

** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Следовательно, нам необходимо провести для начала соответствующее регистрационное действие.

Шаг 1. Проверяем информацию о ФЛП в ЕГР*** на официальном сайте Минюста.

*** https://usr.minjust.gov.ua/freesearch

Обратите внимание на данные в паспорте и в ЕГР предпринимателя. Они должны соответствовать друг другу.

Регистратор сможет внести запись только тогда, когда данные в ЕГР и паспортных документах будут совпадать

Иначе выходит, что ФЛП и вы — это «разные» люди. В таком случае необходимо внести изменения в ЕГР в соответствии с паспортными данными.

Если вы зарегистрированы как ФЛП до 01.07.2004 г., записи в ЕГР может и не быть. А нет записи — нет возможности ее исключить. Но это не значит, что вы не являетесь предпринимателем. Следовательно, для начала необходимо будет эти данные в Реестр внести (подать заявление по форме 13), а уж затем проводить разрегистрацию.

Шаг 2. Определяемся с пакетом документов и способом их подачи.

Основным здесь является заявление по форме 12 (формы бланков заявлений утверждены приказом Минюста от 18.11.2016 г. № 3268/5).

Рекомендации по заполнению заявления по форме 12 следующие:

1) заполнять его необходимо на украинском языке;

2) можно заполнять как на компьютере, так и от руки (в последнем случае заполняем печатными буквами);

3) паспортные данные заполняются только тогда, когда у вас нет ИНН по религиозным или иным соображениям и есть соответствующая пометка в паспорте.

Перечень остальных документов зависит от того, как вы их «доставите» госрегистратору (в том числе нотариусу)

Забегая немного вперед, уточним: сняться с госрегистрации можно не только в регистрационной службе, но и через нотариуса.

Итак, способы подачи:

а) лично;

б) через представителя;

в) по почте;

г) в электронном виде.

«Хочешь сделать что-то хорошо, сделай это сам». Если вы приверженец этой мудрости, с собой необходимо иметь:

1) заявление по форме 12;

2) оригинал своего паспорта (временное удостоверение гражданина Украины, паспортный документ иностранца или удостоверение личности без гражданства, или вид на постоянное или временное место жительства).

Доверяете «великую миссию» прекращения регистрации ФЛП третьему лицу? Придется подготовить доверенность. В п. 6 ст. 8 Закона № 755 речь идет об экземпляре оригинала доверенности (нотариально удостоверенной копии). Мы советуем оформить доверенность нотариально, поскольку практика везде разная.

Итак, представителю понадобятся следующие документы:

1) нотариальная доверенность и нотариально удостоверенная копия.

Если вам не жалко отдать оригинал нотариальной доверенности регистратору, то копия не нужна;

2) заявление по форме 12;

3) паспорт представителя.

Решили воспользоваться услугами почты? Придется потратиться на нотариальное удостоверение подписи на заявлении по форме 12. Отправляете письмом с уведомлением о вручении и описью вложения. Сохраняете платежные документы и опись. И ждете «с моря погоды», проверяя ЕГР на сайте Минюста.

Фанат современных технологий? Хотите направить документы в электронном виде?

Юридически возможность есть ( п. 1 ч. 1 ст. 8 Закона № 755). Но, к сожалению, на практике реализовать такой способ подачи не удастся. Портал электронных сервисов работает некорректно.

Шаг 3. Определяемся с тем, куда будем обращаться.

Вариантов несколько:

а) регистрационная служба;

б) нотариус.

Пару слов об особенностях каждого из них.

Регслужба. Поход туда для некоторых может стать небольшим испытанием.

«Плюсы»:

— не нужно тратиться на какие-то административные платежи.

«Минусы»:

— очереди. Так как ажиотаж уже создан, людей там с каждым днем все больше и больше;

— время. Опять же из-за очередей вы можете потратить приличное количество времени просто для того, чтобы попасть к регистратору. Сама же процедура проведения регдействия занимает от силы пять минут.

Как вариант можно обратиться в любую из регслужб по области. Там наплыв желающих будет определенно меньше. Главное — узнать график работы регистратора, так как, как правило, там они работают не каждый день.

Нотариус

«Плюсы»:

— комфортно и быстро. Как понимаете, фактор очереди здесь «отпадает».

«Минусы»:

— дорого. За комфорт нужно платить. ☹. Нотариусы берут приличные деньги за такие услуги;

— не каждый нотариус проводит регистрационные действия.

Срок для проведения регистрационного действия — 24 часа с момента поступления документов (не считая выходных и праздничных дней).

На практике, как правило, регистратор вносит запись при вас, и, уже выйдя из кабинета, можно проверять ЕГР.

Выписка

Результатом проведения регдействия станет Выписка. Она может быть как в электронном, так и в бумажном виде.

Для того чтобы получить Выписку в электронном виде, вам понадобится специальный код доступа. Он будет указан на описи, копию которой вам должен выдать регистратор (нотариус) при приеме документов.

Выписка загружается из ЕГР на сайте Минюста

Вы выбираете пункт «результат предоставления административной услуги», в строку ниже вводите код с описи. Затем должен появиться файл для скачивания.

Выписка в бумажном виде является, конечно, необязательной. Но, как известно, «без бумажки ты...». Если вдруг что-то произойдет с Реестром, у вас будет документальное подтверждение прекращения госрегистрации ФЛП. Кроме того, Выписка может понадобиться в налоговой при снятии с учета.

Закрываем расчетные счета

После проведения регистрационного действия рекомендуем закрыть все текущие банковские счета ФЛП.

Основной нормативно-правовой акт здесь Инструкция № 492*. В нашем случае основанием станет решение регистратора о прекращении ФЛП (п. 20.1).

* См. Инструкцию о порядке открытия, использования и закрытия счетов в национальной и иностранных валютах, утвержденную постановлением Правления НБУ от 12.11.2003 г. № 492.

Но не забывайте, что в каждом банке есть еще и внутренние правила. Требования к пакету документов для закрытия счета у разных финучреждений могут различаться.

Рекомендуем вам взять справку о закрытии счета и справку о движении средств по счету за последние три года. Это может понадобиться при снятии с учета в налоговой.

Налоговые органы

И «на закуску» самое интересное.

После внесения записи о прекращении ФЛП в Реестр данные попадают в налоговую по месту вашей регистрации. Фискалы в таком случае должны приступить к внеплановой документальной проверке самостоятельно ( п.п. 78.1.7. п. 78.1 ст. 78 НКУ). Вам остается только вовремя реагировать на их обращения. Но на практике этого «счастливого» момента ждать можно очень долго. Тем более в ситуации, когда наплыв желающих ликвидироваться велик.

Налоговая никаких документов после снятия с учета вас как предпринимателя не выдает.

Дату снятия с учета в налоговой вы можете проконтролировать также в ЕГР на сайте Минюста и общедоступных реестрах фискалов на сайте ГФСУ**.

** http://sfs.gov.ua/businesspartner

Обратите внимание: ФЛП отвечает по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, всем своим имуществом, кроме имущества, на которое не может быть обращено взыскание ( ч. 1 ст. 52 ГКУ).

Кроме того, даже после прекращения госрегистрации вашего ФЛП вы остаетесь «существовать» как физлицо. Если фискалы обнаружат какую-то проблему в периоде вашего предпринимательства, связанную с ЕСВ или налогами и сборами, вам могут предъявить претензии ( п.п. 65.10.8 п. 65.10 ст. 65 НКУ). При этом по ЕСВ сроков давности нет. Что же касается налогов, то можно «выдохнуть с облегчением». Здесь срок давности — 1095 дней.

И не забудьте отчитаться по НДФЛ (ВС) и ЕСВ за последний период (год). С 01.01.2017 г. появилась норма, согластно с которой подать декларацию о доходах надо в течение 30 дней со дня проведения прекращения предпринимательской деятельности. Мы считаем, что те предприниматели, которые снялись с регистрации в 2016 году, должны подать декларацию о доходах в старые сроки (не позднее 09.02.2017 г.). Что касается отчета по ЕСВ (с отметкой «ликвидационный»), то конкретных сроков не установлено, поэтому ориентироваться надо на общие сроки (не позднее 09.02.2017 г.). А вот если вы снялись с регистрации в 2017 году, то для подачи последней декларации о доходах будут действовать уже новые сроки. По ЕСВ пока без изменений (ориентир — не позднее 09.02.2018 г.). Но насколько нам известно, в этом отношении планируются изменения. К сожалению, за месяцы 2017 года до месяца регистрации (включительно) придется заплатить минимальный ЕСВ.

Пройдемся еще раз по процедуре. Для наглядности представим ее в форме схемы.

img 1

выводы

  • Регистрационные действия проводятся как госрегистратором, так и некоторыми нотариусами.
  • Перед походом в регистрационную службу (к нотариусу) проверьте данные о ФЛП в ЕГР.
  • Заявление по форме 12 можно подать регистратору как лично, так и через представителя.
  • Заявление по форме 12 можно отправить по почте, предварительно удостоверив свою подпись на нем нотариально.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше