Темы статей
Выбрать темы

Администрирование «по-новому»

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Продолжаем* анализировать новации нынешней «налоговой реформы». Давайте посмотрим, что важного предложили нам законодатели в сфере администрирования налогов. А здесь немало ощутимых новаций.

* Начало разговора на эту тему см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 3 и на с. 4 этого номера.

Электронный кабинет

Согласно п.п. 14.1.562 НКУ электронный кабинет (ЭК) — это электронная система взаимоотношений между плательщиками и государственными (в том числе контролирующими) органами по вопросам реализации их прав и обязанностей, предусмотренных НКУ. Общие принципы работы ЭК и возможности, которые предоставляет плательщику работа с ним, определены в специальной ст. 421 НКУ. Среди таких возможностей следует отметить:

— просмотр в режиме реального времени информации о плательщике (в частности, данные интегрированной карточки плательщика, данные СЭА НДС, данные СЭА реализации горючего и т. п.) и автоматическую выгрузку из ЭК информации в виде документа с ЭЦП должностного лица и печати контролирующего органа;

— сверку расчетов плательщика с государственным и местными бюджетами, а также получение документа, подтверждающего состояние расчетов;

— управление суммами ошибочно и/или излишне уплаченных денежных обязательств и пени;

— автоматизированное определение тех форм налоговой отчетности, которые обязан заполнять конкретный плательщик;

— заполнение, проверку и подачу налоговых деклараций, а также другой отчетности в контролирующий орган;

— регистрацию НН/РК в ЕРНН и АН/РК в ЕРАН, а также пересмотр в режиме реального времени информации о НН/РК, регистрация которых в ЕРНН приостановлена;

— доступ плательщиков налогов к СЭА НДС в разрезе текущих значений всех слагаемых и вычитаемых, предусмотренных п. 2001.3 НКУ;

— информирование плательщика о проведении документальной плановой проверки с указанием даты начала проведения такой проверки, а также о ходе и результатах всех его проверок, предусмотренных НКУ;

— обеспечение возможности административного обжалования решений контролирующих органов;

— информирование о статусе контрагентов, включая предоставление информации о контрагентах, в отношении которых принято решение о ликвидации юрлица, об аннулировании НДС-регистрации или которые привлечены к ответственности за нарушение налогового законодательства;

— постановку на учет, внесение изменений в учетные сведения, снятие с учета, переход на специальные режимы налогообложения и прочие регистрационные действия;

— регистрацию РРО, предоставление РРО-отчетности, КУРО и РК, подачу электронных копий расчетных документов и Z-отчетов, предоставление информации об объеме расчетных операций или об объеме операций по купле-продаже иностранной валюты и т. п.;

— подачу уведомления о технической и/или методологической ошибке ( п.п. 14.1.111 НКУ), обнаруженной в работе ЭК;

— получение любого документа, который касается плательщика и должен быть выдан ему контролирующим органом согласно законодательству.

Это не исчерпывающий перечень возможностей, которые предоставляет плательщику ЭК, но эти — самые важные. Собственно, ЭК — это уже знакомая многим плательщикам вещь, ведь плательщики и до этого работали с ЭК в тестовом режиме. Теперь же ЭК должен заработать в полноценном режиме. Плательщик становится пользователем ЭК (при наличии такого желания) после того, как он пройдет электронную идентификацию онлайн с использованием ЭЦП и соблюдением правил электронного документооборота ( п. 421.5 НКУ).

ЭК работает постоянно (ежедневно 24 часа в сутки)

Исключение — время, необходимое для технического обслуживания ЭК. Такое обслуживание должно проводиться в «неоперационное» время. Ведь согласно п. 421.6 НКУ запрещается проводить техническое обслуживание ЭК с 8 до 20 часов любого календарного дня. Также запрещается проводить технические работы в ЭК в день, на который приходится предельный срок подачи деклараций.

Заметьте: большинство изменений, связанных с полноценным запуском ЭК, вступают в силу только после того, как будет внедрено соответствующее программное обеспечение. Но в любом случае не позднее 01.01.2018 г.

Налоговые консультации

Индивидуальные. Согласно п.п. 14.1.1721 НКУ, индивидуальная налоговая консультация — это разъяснение контролирующего органа, предоставленное плательщику по практическому использованию отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующий орган, и зарегистрированное в едином реестре индивидуальных налоговых консультаций.

Да-да, вам не показалось. Отныне у нас и индивидуальные консультации будут подлежать регистрации. Уточнение по этому вопросу вносит новая редакция ст. 52 НКУ. А именно: индивидуальная налоговая консультация, предоставленная в письменной форме, подлежит регистрации в единой базе индивидуальных налоговых консультаций и размещению на официальном веб-сайте ГФСУ. Понятное дело, без указания наименования (фамилии, имени, отчества) плательщика, его кода согласно ЕГРПОУ (или регистрационного номера учетной карточки) и его налогового адреса ( п. 52.4 НКУ).

Общий срок, в течение которого налоговики должны предоставить индивидуальную консультацию, — 25 календарных дней после того, как поступило обращение от плательщика

Этот срок может быть продлен еще максимум на 10 календарных дней ( п. 52.1 НКУ). Перечень сведений, которые должно содержать обращение на получение письменной индивидуальной консультации, отныне также указан в ст. 52 НКУ.

И в заключение:

изменения в отношении индивидуальных консультаций вступают в силу с 1 апреля 2017 года

Следовательно, не может быть привлечен к ответственности плательщик (налоговый агент и/или его должностное лицо), действовавший в соответствии с индивидуальной налоговой консультацией, предоставленной ему в письменной форме до 1 апреля 2017 года. Такая консультация освобождает плательщика (налогового агента и/или его должностное лицо) от ответственности за деяния**, содержащие признаки налогового правонарушения, совершенные до 31 декабря 2017 года (включительно). Начиная с 01.01.2018 г. индивидуальная консультация, предоставленная плательщику до 01.04.2017 г., не подлежит применению ( п. 39 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

** Но, очевидно, с уплатой недоплаченных налоговых обязательств.

Обобщающие. Обобщающая налоговая консультация — это обнародование позиции Минфина о практическом использовании отдельных норм налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы. Позиция, изложенная в обобщающей консультации, складывается по результатам обобщения индивидуальных налоговых консультаций, предоставленных плательщикам, и/или в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о неоднозначности отдельных норм такого законодательства. Именно такое определение нам предлагает п.п. 14.1.173 НКУ.

Итак, теперь право издавать обобщающие налоговые консультации переходит от ГФСУ к Минфину. Надеемся, это не только повлияет на название органа, который будет их утверждать, но и снизит у них «градус фискальности». Такие консультации подлежат обнародованию на официальном веб-сайте Минфина в течение 5 календарных дней со дня их предоставления ( п. 52.6 НКУ).

Обобщающая консультация имеет приоритет над индивидуальной

То есть в случае, когда положения индивидуальной консультации противоречат положением обобщающей, применяются положения обобщающей консультации.

И самое приятное: если плательщик действовал на основании обобщающей консультации (или зарегистрированной письменной индивидуальной консультации), его нельзя привлечь к ответственности (включая штрафы и пеню) за действия, содержащие признаки налогового правонарушения. Даже в том случае, если в дальнейшем такая консультация была отменена. А вот от уплаты налоговых обязательств налоговая консультация (индивидуальная или обобщающая) не освобождает ( п. 53.1 НКУ). Поэтому налоговое обязательство придется уплачивать в любом случае.

Завершая тему налоговых консультаций, отметим, что отныне плательщик получил прямо прописанное право обжаловать в суде не только индивидуальные, но и обобщающие консультации ( п.п. 17.1.7 НКУ). Если консультация будет отменена судом, соответствующие органы обязаны предоставить новую консультацию — с учетом заключения суда. Срок для предоставления новой консультации — 30 календарных дней со дня вступления в законную силу судебного решения ( п. 53.2 НКУ).

Налоговая декларация: определение и реквизиты

Отныне под декларацией понимают не только документ, на основании которого осуществляются начисление и/или уплата налогового обязательства, но и документ, в котором отражаются объемы операций, доходов (или прибылей), в отношении которых налоговым и таможенным законодательством предусмотрено освобождение плательщика от обязанности начислять и уплачивать налог или сбор ( п. 46.1 НКУ).

Обязательным реквизитом декларации стала информация о прилагаемых к ней приложениях

Это установлено новой редакцией п. 48.3 НКУ. Кроме того, в отдельных случаях обязательными реквизитами декларации могут быть: (1) дата и номер решения о включении организации в «неприбыльный» Реестр; (2) признак неприбыльности организации; (3) полное наименование нерезидента; (4) местонахождение нерезидента; (5) название и код государства резиденции нерезидента ( п. 48.4 НКУ).

Ответственность налоговиков за «нарисованные» недоплаты

После энного количества «налоговых реформ» в НКУ наконец появилась норма, предусматривающая ответственность налоговиков за принятое ими неправомерное решение, которым плательщику определяются налоговые (денежные) обязательства.

Отныне в НКУ прописано, что за такие противоправные действия

должностное лицо налогового органа и его непосредственный руководитель несут ответственность в соответствии с законом

А в случае, если неправомерное решение принимается повторно в течение 12 календарных месяцев, это является основанием для дисциплинарного взыскания с должностного лица ( п.п. 21.2.1 НКУ).

Конечно, приятно, но радоваться пока рано. Ведь указанная норма теперь имеет только декларативный характер. В частности, она не конкретизирует процедуру, согласно которой решения налоговиков будут признаваться неправомерными. Поэтому пока неизвестно, «испугаются» ли этой нормы налоговики и прекратят ли они «рисовать» плательщикам несуществующие недоплаты и штрафы.

Кроме того, учтите: отныне налоговики обязаны обнародовать на своем официальном веб-сайте перечень уполномоченных должностных лиц и переданных таким лицам функций — обязанностей должностных лиц ( п.п. 21.1.8 НКУ). Эта информация может понадобиться плательщикам, чтобы проверить, имело ли право то или иное должностное лицо, например, назначить проверку плательщика.

Полномочия налоговых органов

«Подхлестнув» налоговиков в отношении ответственности за неправомерные решения, законодатели в то же время забрали у них некоторые дополнительные полномочия. В частности, ранее налоговики могли применять админарест имущества ( ст. 94 НКУ) в случае отказа плательщика провести по их требованию инвентаризацию ОС, ТМЦ и денежных средств. Теперь эту возможность у налоговиков забрали — упоминание о ст. 94 НКУ убрано из п.п. 20.1.9 НКУ (ср. ). Но собственно право требовать инвентаризации у налоговиков осталось.

А вот «пряником» для налоговиков стало их право при необходимости проводить фотосъемку и видеозапись (следует думать, в том числе и в ходе проверок) и привлекать для этого специалистов ( п.п. 20.1.17 НКУ).

Кроме того, за налоговиками окончательно закреплено право обращаться в суд в отношении обязательств плательщика, имеющего налоговый долг, и заключить договор о переводе права требования по дебиторской задолженности этого плательщика на контролирующий орган ( п.п. 20.1.351 НКУ). Право на взыскание дебиторской задолженности с контрагентов такого плательщика у налоговиков уже было ( п.п. 20.1.35 НКУ), теперь это право еще более расширено.

Подробнее указанная процедура расписана в обновленном п. 87.5 НКУ. Из него можно сделать вывод, что перевод дебиторской задолженности плательщика-должника на налоговый орган стал императивным требованием. Ранее налоговикам просто предоставлялась возможность по договору получить у плательщика право требования на его дебиторскую задолженность. А теперь в случае неполного погашения налогового долга за счет продажи имущества плательщика налоговикам предоставляется прямое руководство к действию — заключить с плательщиком договор о переводе права требования по такой дебиторской задолженности на контролирующий орган.

В свою очередь, плательщик, вероятно, теперь не сможет отказаться от заключения такого договора. Дело в том, что тех плательщиков, которые откажутся заключать такой договор по собственной воле, налоговики будут обязывать к этому через суд ( п. 87.5 НКУ). Хотя в п.п. 20.1.351 НКУ говорится, что это только право налогового органа.

Право на бумажную декларацию

Среди дополнительных прав, появившихся у плательщиков налогов с нового года, больше всего бросается в глаза право, прописанное в п.п. 17.1.15 НКУ. Согласно указанной норме

плательщик имеет право подавать декларацию и другие документы в бумажной форме в случае возникновения технических проблем в работе ЭК

Действительно, отдельный ЭК для каждого плательщика — «это правильно, это удобно, это цивилизация»***. Но все-таки следует иметь «подстраховку» на тот случай, если в работе ЭК что-то пойдет не так. И вот законодатель на фоне общей «электронизации» позволил плательщикам в случае чего вернуться к старым добрым бумажным формам декларации.

*** Так говорил персонаж Георгия Буркова в к/ф «Ирония судьбы, или С легким паром».

Впрочем, здесь есть одно «но». А именно: наличие ошибки в работе ЭК должно быть подтверждено судом или в порядке, установленном методологом ЭК. И здесь большую роль приобретает фигура методолога — центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную налоговую и таможенную политику ( п.п. 14.1.110 НКУ). Проще говоря, методологом ЭК является сама ГФСУ, а следовательно, она и будет подтверждать, есть ошибка в работе ЭК или нет ☹.

Проверки: камеральная, плановая, внеплановая

Камеральная проверка. Изменения коснулись двух самых важных ее характеристик — предмета и срока. Значение камеральной проверки расширяется. Отныне предметом камеральной проверки может быть кроме всего прочего: (1) своевременность подачи деклараций (расчетов); (2) своевременность регистрации НН и РК в ЕРНН и АН и РК в ЕРАН; (3) исправление ошибок в НН; (4) своевременность уплаты согласованной суммы налогового (денежного) обязательства ( п.п. 75.1.1 НКУ).

Зато

провести камеральную проверку декларации или уточняющего расчета можно только в течение 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока их подачи

А если декларация была подана позднее — камеральная проверка может проводиться в течение 30 календарных дней, следующих за днем ее фактической подачи. А вот камеральная проверка по другим вопросам (например, по регистрации НН в ЕРНН) проводится с учетом сроков давности, определенных ст. 102 НКУ ( п. 76.3 НКУ).

Плановая проверка. План-график документальных плановых проверок обнародуется на сайте ГФСУ и публикуется в официальном издании налоговиков до 25 декабря года, предшествующего году, в котором будут проводиться такие документальные плановые проверки (п. 77.1 НКУ).

Внеплановая проверка. Внеплановую проверку снова можно будет проводить в случае наличия информации, свидетельствующей о нарушении плательщиком налогового законодательства. Напомним: год назад из п.п. 78.1.1 НКУ упоминание именно о налоговом законодательстве исчезло, а вот теперь снова вернулось. Поэтому налоговики вновь смогут указывать информацию о нарушении налогового законодательства в своих запросах ☹. Здесь позитив разве что в том, что плательщикам немного увеличили срок, в течение которого они могут предоставить пояснения в ответ на запрос налоговиков. Вместо 10 рабочих дней со дня получения запроса на такие пояснения у плательщиков теперь 15 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса ( пп. 78.1.1, 78.1.4 НКУ).

Кроме того, основанием для внеплановой проверки теперь, кроме всего прочего, является то обстоятельство, что плательщик в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения запроса от налоговиков, не предоставил информацию для встречной сверки ( п.п. 78.1.19 НКУ). В то же время постановление органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя или прокурора больше не является основанием для внеплановой проверки — упоминание об этом исключено из п.п. 78.1.11 НКУ.

Плательщики из зоны АТО

На период проведения АТО для плательщиков, местонахождением которых по состоянию на 14 апреля 2014 года была временно оккупированная территория и/или территория населенных пунктов, расположенных на линии столкновения, и которые по состоянию на 1 января 2017 года не изменили своего местонахождения:

1) приостанавливается начисление штрафов и/или пени за несвоевременное погашение определенных по состоянию на 14 апреля 2014 года денежных обязательств, по которым приостановлено взыскание;

2) приостанавливается применение ст. 59, 60 (в части налоговых требований), а также ст. 87 — 101 НКУ;

3) отсчет срока давности, определенный ст. 102 НКУ, приостанавливается на период, в течение которого к указанным плательщикам не применялись меры взыскания, предусмотренные ст. 59, 60, 87 — 101 НКУ ( п.п. 38.2 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Кроме того, для субъектов хозяйствования, осуществлявших деятельность в зоне АТО, применяются специальные правила для подтверждения данных налоговой отчетности. Такие субъекты хозяйствования должны по месту своего учета подать в налоговый орган уведомление в произвольной форме. В нем указываются причины отсутствия первичных документов (предусмотренных ст. 44 НКУ), их перечень, а также соответствующие отчетные (календарные) периоды, за которые составлена «неподтвержденная» отчетность.

Данные и показатели налоговой отчетности за периоды, указанные в уведомлении, не могут подвергаться сомнению только на основании того, что отсутствуют первичные документы

После того как субъект хозяйствования подал уведомление о невозможности вывезти первичку из зоны АТО, в отношении него вплоть до окончания АТО вводится мораторий на любые проверки по периодам, указанным в уведомлении. А если в уведомлении субъект хозяйствования отметил, что он в результате АТО потерял первичку или же она испорчена по этой причине, то по указанным в уведомлении периодам его не могут проверить даже после завершении АТО ( п.п. 38.11 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Другие изменения

Кроме вышеприведенных глобальных изменений, есть также еще много изменений менее заметных. Скажем об основных из них.

Крупный плательщик налогов. Изменились критерии, по которым субъект хозяйствования относится к крупным плательщикам налогов. Теперь это юрлицо, у которого: (1) или объем дохода от всех видов деятельности за последних четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превышает 1 млрд. грн. (2) или общая сумма платежей, уплаченных в госбюджет за такой же период, превышает 20 млн грн. ( п.п. 14.1.24 НКУ).

Штрафы и пеня. Согласно новой редакции п. 120.1 НКУ установленные этим пунктом штрафные санкции будут применяться не только к неподанным (несвоевременно поданным) декларациям, но и к любой другой неподанной (несвоевременно поданной) налоговой отчетности.

Кроме того, пеня на самостоятельно определенные (отраженные в уточняющих расчетах) налоговые обязательства теперь будет начисляться из расчета 100 % (ранее — 120 %) годовых учетной ставки НБУ ( п. 129.4 НКУ). Понятное дело, только при условии, что истек 90-дневный срок, отведенный плательщику, чтобы уточнить свои налоговые обязательства без начисления пени ( п. 129.9 НКУ).

Ограничение по налоговому требованию и налоговому залогу. Минимальный налоговый долг вырос втрое. Ранее эта сумма составляла 340 грн. Теперь же плательщику не посылается налоговое требование, если общая сумма его налогового долга не превышает 1020 грн. ( п. 59.1 НКУ). Также к такой сумме налогового долга не применяется налоговый залог ( п. 89.2 НКУ).

Договор о признании электронных документов. Важное новшество: налоговикам запрещено в одностороннем порядке расторгать договоры о признании электронных документов. А если такой договор прекращен на законных основаниях, то до составления нового договора плательщик имеет право подавать декларацию в бумажном виде ( п. 49.4 НКУ).

Встречная сверка. Отныне в случае проведения встречной сверки плательщики обязаны подавать информацию по запросу контролирующего органа в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса. Документальное подтверждение этой информации предоставляется в бумажной или электронной форме на выбор плательщиков ( п. 73.3 НКУ).

В то же время из п. 73.5 НКУ убрано упоминание о том, что при встречной сверке происходит сопоставление данных первичных бухгалтерских и прочих документов плательщика. И прописано, что форма запроса контролирующего органа на проведение встречной сверки устанавливается Минфином.

Переписка с налоговиками. Плательщики, подающие отчетность в электронной форме и/или прошедшие электронную идентификацию онлайн в ЭК, могут осуществлять переписку с контролирующими органами средствами электронной связи ( п. 42.4 НКУ). Такие плательщики должны сообщить контролирующему органу свою электронную почту, внеся информацию о ней в ЭК ( п. 45.3 НКУ). Кроме того, считается, что такие плательщики обязаны переписываться с налоговиками только через ЭК, если они прямо не отказались от этого способа взаимодействия с контролирующими органами или вообще не определились со способом такого взаимодействия ( п.п. 16.1.14 НКУ).

В заключение пожелаем вам успехов и только позитивного взаимодействия с нашими уважаемыми фискалами в вопросах администрирования налогов.

выводы

  • Введена регистрация индивидуальных налоговых консультаций. Только зарегистрированные индивидуальные консультации будут давать плательщикам право избежать штрафов и пени.
  • После внедрения специализированного программного обеспечения в полноценном режиме заработает электронный кабинет плательщика налогов.
  • Предмет камеральной проверки распространяется на налоговые накладные и их регистрацию в ЕРНН.
  • Пеня, которая насчитывается на самостоятельно начисленные налоговые обязательства, снижена до 100 % годовых учетной ставки НБУ.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше