Темы статей
Выбрать темы

Отгрузка на сельхозЕН — оплата «на прибыли»: ГФСУ за «увеличивающую» разницу «по деньгам»

Людмила Солошенко, налоговый эксперт
Письмо ГФСУ от 16.06.2017 г. № 692/6/99-99-15-02-02-15/ІПК

вывод документа


В НКУ нет исключений о неувеличении финрезультата на сумму дохода, полученного на общей системе как оплата за товары (работы, услуги), отгруженные (предоставленные) на упрощенной системе, для плательщиков налога на прибыль, перешедших с единого налога группы 4

Письмо касается сельхозников, которые с единого налога (ЕН) группы 4 перешли на налог на прибыль. Вернее, переходного случая: когда товары отгружал еще 4-группник, а вот оплату за них получил, уже став прибыльщиком. Увы, вывод налоговиков неутешителен. По их мнению, в этом случае возникает разница по п.п. 140.5.12 НКУ. Поэтому на сумму полученной прибыльщиком оплаты нужно увеличить финрезультат (стр. 3.1.12 приложения РІ).

Причем подобные высказывания не одиноки. Аналогичные разъяснения звучали и в письме ГФСУ от 21.04.2017 г. № 8494/6/99-99-15-02-02-15. Хотя, по правде, слышать их досадно.

Действительно, п.п. 140.5.12 НКУ не упоминает о сельхозниках. Но в то же время очевидно то, что он идейно все-таки нацелен на обычных упрощенцев (несельхозников). То есть на юрлиц-единоналожников группы 3, которые доход (объект обложения ЕН) определяют «по деньгам» (п. 292.1 НКУ).

Так вот, задача «разничного» п.п. 140.5.12 НКУ в том, чтобы переходная операция не выпала из-под налогообложения. Иначе она не обложится налогом ни на упрощенной системе (была отгрузка — деньги не получены), ни на общей (поступили деньги за отгрузку «на ЕН»). Вот «по оплате» прибыльщиков- высокодоходников (бывших упрощенцев) и заставляют увеличивать финрезультат (заметьте, что малодоходников эта разница не касается).

Впрочем, с сельхозниками ситуация иная. Им денежный доход не важен. У них совсем иной объект налогообложенияплощадь сельхозугодий (абзац первый п. 2921.1 НКУ). Подробнее о сельхозЕН см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 12.

А потому считаем, что в ситуации с сельхозниками подход должен быть все-таки иной. И, по хорошему, в переходных операциях все должно решать первое событие. Если оно свершилось на сельхозЕН (т. е. операция стартовала в период пребывания в сельхозниках группы 4), то операция — «сельхозная», относится к «сельхозному» периоду — периоду пребывания на упрощенке. Поэтому второе событие (оплата) в таком случае — уже завершающая операция, которая дальше не должна влиять на «прибыльный» учет.

Но налоговики вникать в сельхозотличия, похоже, не желают — равняют всех единщиков (!) под одну гребенку. И прикрываются несовершенной нормой НКУ, кивая, мол, на то, что никаких исключений для сельхозников не предусмотрено (что, впрочем, на наш взгляд, только подтверждает, что сам п.п. 140.5.12 НКУ небезупречен и упускает ситуацию с сельхозниками из виду). Несправедливо как-то!

Еще расстраивает то, что переходная операция у сельхозника обложится и в обратной ситуации: когда предоплату получили «на сельхозЕН», а отгрузили уже «на прибыли». Ведь никаких предписаний на этот счет в НКУ также нет.

Впрочем, на помощь смелым плательщикам может прийти ч. 2 ст. 17 ХКУ, устанавливающая, что законодательство не должно приводить к двойному налогообложению. А значит, при смене системы налогообложения операция повторно облагаться не должна (подробнее об этом см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 52, с. 35).

В общем, переходные операции бывшему сельхознику стоят «дорого». Поэтому, по возможности, лучше их не допускать (не начинать) или постараться «закрыть» до перехода в прибыльщики. Либо на крайний случай сельхозЕН-отгрузки закрывать зачетом.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше