Темы статей
Выбрать темы

Учет в ресторанном хозяйстве

Ресторанное хозяйство — симбиоз производства, предоставления услуг и торговли. Именно поэтому и учет получается нестандартный. В этой статье познакомимся с методами учета, которыми могут пользоваться рестораторы. Отметим преимущества и недостатки этих методов.
img 1

Ресторанное хозяйство позиционировано как вид экономической деятельности субъектов хозяйствования в части предоставления услуг по удовлетворению нужд потребителей в питании с организацией досуга или без него ( п. 1.3 Правил № 219).

Само же заведение ресторанного хозяйства (организационно-структурная единица в сфере ресторанного хозяйства) осуществляет производственно-торговую деятельность: производит и (или) доготавливает, продает и организует потребление продукции собственного производства и покупных товаров, может организовывать досуг потребителей. Так что

ресторанное хозяйство имеет признаки производства, розничной торговли и сферы услуг

Дело в том, что основная деятельность любого заведения ресторанного хозяйства состоит в приготовлении из продовольственного сырья блюд и кулинарных изделий с последующей их продажей.

Прежде чем превратиться в готовое блюдо, товар (сырье) проходит три этапа:

кладоваяпроизводство (кухня) → реализация (залы кафе, бары, мелкорозничная сеть).

Тем не менее некоторая часть наименований товаров может быть, пройдя все эти этапы, продана в неизменном виде — как покупной товар.

Учитывая такую специфику, считать деятельность субъект ресторанного хозяйства в целях бухгалтерского учета чисто розничной торговлей или только производством нельзя.

Поэтому под стать таким особенностям для рестораторов были разработаны Методрекомендации № 157 по ведению бухучета. В них (см. раздел 2 Методрекомендаций № 157) заведениям ресторанного хозяйства предложено два метода учета: торговый и производственный.

1. Торговый метод. В чистом виде торговый метод основан на том, что запасы (продовольственное сырье и покупные товары) учитываются на счете 28 «Товары». На основании калькуляций заранее определяется отпускная цена блюда (как правило, это и учетная цена).

В конце периода (месяца) запасы списываются по ценам реализации с применением среднего процента торговой наценки согласно П(С)БУ 9.

Учтите: расходы на изготовление продукции (блюд) учитывают только по продажной цене сырья, использованного на их изготовление

Все прочие расходы — прямые, переменные и постоянные общепроизводственные — относятся к расходам отчетного периода и отражаются на счетах 92 «Административные расходы» и 93 «Расходы на сбыт».

Этим методом вполне могут пользоваться заведения ресторанного хозяйства, проводящие незначительную обработку сырья до выхода в готовую продукцию (разогрев, порционирование и сервировка).

Для рестораторов с более сложным процессом производства Методрекомендации № 157 предлагают слегка «мутированный» торговый метод учета (с элементами производства), т. е. стоимость сырья, используемого при производстве продукции (блюд), предложено отражать на счете 23 «Производство», а его списание проводить на субсчет 902 «Себестоимость реализованных товаров».

Вести учет по торговому методу довольно просто, тем не менее его «мутированный» вариант

не совсем согласуется с требованиями П(С)БУ, а также с Инструкцией № 291 в части правил применения счетов 23 «Производство» и 28 «Товары»

2. Производственный метод. По нему калькулирование себестоимости готовой продукции производится как на производственных предприятиях (см. п. 2.5 Методрекомендаций № 157).

Данный метод базируется на использовании стандартных методов и приемов бухгалтерского учета, а именно: ведения учета запасов в соответствии с П(С)БУ 9 и расходов в соответствии с П(С)БУ 16.

Именно согласованность с П(С)БУ является основным плюсом данного метода учета.

А вот его недостаток — значительная трудоемкость.

3. Советы компетентных органов. Что же советуют заведениям ресторанного хозяйства в части выбора метода учета Минэкономики и Минфин?

Заметим, что в последнем из своих писем Минэкономики отметило, что Методрекомендации № 157 носят исключительно рекомендательный характер и не являются обязательными к применению субъектами хозяйствования.

Пользоваться ими заведения ресторанного хозяйства могут, если те не противоречат действующим нормам законодательства (см. письмо Минэкономики от от 24.06.2016 г. № 3631-04/19071-07).

В свою очередь, Минфин (см. письмо от 08.07.2016 г. № 31-11410-07-10/19787) не дает каких-либо особых рекомендаций по учету в заведениях ресторанного хозяйства и напоминает, что прежние Методрекомендации № 157 (и, соответственно, предложенная в них методика учета с использованием производственного или торгового метода учета) все так же имеют право на жизнь.

Так что, как и прежде,

ресторатор должен самостоятельно оценить все «за» и «против» и самостоятельно определиться с методом учета:

избрать либо торговый метод, либо производственный.

Внимание! О выбранном методе учета нужно обязательно прописать в приказе об учетной политике предприятия.

Основные принципы учета при торговом и производственном подходе для наглядности покажем на рисунке на с. 19.

img 2

Более подробно об учете по каждому из методов (с примерами) вы можете узнать, ознакомившись со следующим материалом.

выводы

  • Рестораторы могут вести свой бухучет торговым или производственным методом учета. Решение о выбранном методе предприятие принимает самостоятельно.
  • Производственный метод наиболее соответствует П(С)БУ и гарантирует верное отражение результатов деятельности: дает более точные данные о себестоимости готовых блюд и напитков.
  • Торговый метод хоть и прост, но подойдет не каждому ресторанному хозяйству.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше