Списываем то, что испортилось, и учитываем списание

В избранном В избранное
Печать
Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2017/№ 48
Особенностью активов, являющихся основными объектами учета у заведений ресторанного хозяйства, является их быстрая порча. Поэтому целесообразно рассмотреть ситуацию, когда у заведения ресторанного хозяйства испортились сырье, приготовленные блюда или покупные товары. Давайте посмотрим, как это учитывать!

Порча активов всегда приводит к тому, что они теряют свои потребительские свойства и, следовательно, перестают соответствовать критериям признания активом. И, значит, такие активы нужно списать с баланса и таким образом исключить из состава активов предприятия.

Бухгалтерский учет

Начнем с главного.

В бухгалтерском учете стоимость испорченных активов списывается в состав расходов

Для этого используется специальный субсчет 947 «Недостачи и потери от порчи ценностей». В бухгалтерском учете такие расходы в периоде фактического списания активов отражаются:

— для испорченного сырья: проводкой Дт 947 — Кт 281 (для торгового метода) и Дт 947 — Кт 201 (для производственного метода);

— для испорченных блюд: Дт 947 — Кт 23;

— для испорченных закупаемых товаров: Дт 947 — Кт 281, 282.

Если на испорченные ТМЦ была начислена торговая наценка, она списывается обратной проводкой Дт 285 — Кт 282 (281, 23).

При этом порча сырья, блюд и товаров может происходить как по объективным причинам, так и по вине работника, который мог не поставить продукты в холодильник, неправильно отрегулировать температурный режим, нарушить другие условия хранения. В последнем случае предприятие может востребовать у работника компенсацию нанесенного вреда. В таком случае стоимость списанных активов отражается на забалансовом субсчете 072 «Невозмещенные недостачи и потери от порчи ценностей».

Если работник признает вину и согласен возместить убытки, начисление дебиторской задолженности по возмещению этого вреда отражается проводкой Дт 375 «Расчеты по возмещению нанесенного ущерба» — Кт 716 «Возмещение ранее списанных активов». А фактическое получение компенсации — проводкой Дт 301, 311 — Кт 375.

Налог на прибыль

В налоговоприбыльном учете никаких разниц в связи со списанием испорченных продуктов (сырья, блюд и товаров) не возникает. Поэтому финрезультат до налогообложения ( п.п. 134.1.1 НКУ) полностью соответствует правилам бухгалтерского учета (см. письмо ГФСУ от 17.02.2017 г. № 3339/6/99-99-15-02-02-15).

Компенсация, поступающая плательщику налога на прибыль за ТМЦ, испорченные по вине работника, равно как и в бухучете, увеличивает финрезультат до налогообложения.

НДС

При приобретении сырья для приготовления блюд и закупаемых товаров ресторан отражал «входной» налоговый кредит по НДС. В связи с тем, что приобретенное сырье и товары испортились, они больше не могут быть использованы в НДС-облагаемых операциях в пределах хозяйственной деятельности.

Это значит, что

в НДС-периоде, когда сырье и товары списаны, ресторанное хозяйство — плательщик НДС — обязано не позднее последнего дня периода начислить «компенсирующие» налоговые обязательства согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ

Причем налоговики в своих самых свежих разъяснениях вдруг захотели видеть «компенсирующие» налоговые обязательства и в том случае, когда при приобретении суммы «входного» НДС в налоговый кредит не включались по причине дефектности НН или ее нерегистрации в ЕРНН (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.06).

Для начисления НО плательщик должен не позднее последнего дня НДС-периода, в котором ТМЦ испортились, составить сводную налоговую накладную с типом причины «13» и условным ИНН «600000000000» ( пп. 8, 11 Порядка № 1307). Подробнее об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 64, с. 2.

Аналогичную позицию в отношении списания ТМЦ и начисления НДС-обязательств занимают налоговики. При этом база налогообложения для начисления «компенсирующих» налоговых обязательств определяется исходя из стоимости приобретения продуктов (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.04 и письмо ГФСУ от 06.01.2016 г. № 157/6/99-99-19-02-02-15, а также письмо ГУ ГФС в Киевской области от 18.08.2016 г. № 1904/10/10-36-12-02). Если же испорчено готовое блюдо — база налогообложения определяется на уровне обычных цен на такое блюдо.

Впрочем, в некоторых своих разъяснениях налоговики относятся к списанию активов с некоторым пониманием и отмечают: при списании не пригодных для использования ТМЦ, задействованных на этапах производства продукции (товаров, услуг), во время приобретения которых суммы НДС были включены в состав налогового кредита, налоговые обязательства по НДС предприятием не начисляются при условии, что стоимость таких ТМЦ включается в стоимость готовой продукции (товаров, услуг), операции по поставке которой подлежат налогообложению (см. письмо ГФСУ от 16.03.2016 г. № 5737/6/99-99-19-03-02-15). Однако эта позиция, по нашему мнению, выглядит несколько сомнительно. Во-первых, вряд ли какой-то ресторан будет включать в стоимость своей продукции стоимость испорченного (не пригодного к употреблению) сырья. А во-вторых, это не изменяет собственно факт невозможности использования испорченных активов в хозяйственной деятельности.

А каким образом расценивать ситуацию, когда установлено виновное лицо и оно компенсирует стоимость испорченных товаров? Эта компенсация облагается НДС или нет? По нашему мнению, такая компенсация не должна облагаться НДС. Ведь виновные лица не приобретают испорченные ТМЦ, а просто компенсируют их стоимость. Следовательно, нет факта поставки товаров в понимании п.п. 14.1.191 НКУ (ср. 025069200). Впрочем, должны вас предупредить: у налоговиков другое мнение. Они считают, что средства, поступающие плательщику как возмещение убытков, включаются в базу обложения НДС и подлежат обложению НДС на общих основаниях с начислением налоговых обязательств по НДС (см. консультацию из БЗ, подкатегория 101.07).

Как бы там ни было, но порча продуктов — это, с точки зрения НДС, невыгодно. А если это порча готовых блюд — то еще и напрасный труд поваров, которые эти блюда готовили. Таким образом, в случае, когда вы знаете, что у ваших товаров или блюд истекает срок годности, есть смысл продать их по сниженным ценам, вплоть до продажи по себестоимости. Это в любом случае выгоднее, чем просто списать испорченный товар и начислить «компенсирующие» налоговые обязательства.

Единый налог

Каковы особенности учета операций по списанию испорченной продукции единоналожником — субъектом ресторанного хозяйства? Здесь ситуация немного отличается от ситуации у «прибыльщика». Ведь для единоналожника расходы не влияют на объект налогообложения. Поэтому у единоналожника списание испорченных ТМЦ отразится только в количественном учете. Ну и в бухгалтерском учете (если это юрлица). Бухучет будет аналогичным описанному нами выше. За исключением того, что юрлица-единоналожники могут применять упрощенный План счетов и в таком случае списывать испорченные ТМЦ они будут проводкой Дт 96 — Кт 23, 26.

Компенсация испорченных товаров, поступающая от работника, по вине которого товары испорчены, включается в «единоналожный» доход юрлица-единоналожника ( п. 292.1 НКУ). При этом в «упрощенном» бухучете юрлица отражают начисление такой компенсации проводкой Дт 37 — Кт 74, а ее поступление — проводкой Дт 30, 31 — Кт 37. В конце статьи приведем традиционный пример для учета операций по списанию испорченных ТМЦ в ресторанном хозяйстве.

Пример. Предприятие ресторанного хозяйства ведет учет по производственному методу. За месяц у предприятия испортились: (1) по вине работника сырье для приготовления блюд стоимостью 3000 грн. (без НДС); (2) по объективным причинам готовые блюда стоимостью 1500 грн. (без НДС); (3) истек срок годности у покупных товаров стоимостью 5000 грн. (без НДС) и с торговой наценкой 7000 грн.

Учет списания испорченных ТМЦ в заведении ресторанного хозяйства

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1

Списано испорченное продовольственное сырье

947

201

3000

2

Начислены «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС

643/1

641

600

949

643/1

600

3

Списаны испорченные готовые блюда

947

23

1500

4

Начислены «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС

643/1

641

300

949

643/1

300

5

Списаны закупаемые товары, на которые истек срок годности

947

282

5000

6

Списана торговая наценка, начисленная на списанные закупаемые товары

285

282

7000

7

Начислены «компенсирующие» налоговые обязательства по НДС

643/1

641

1000

949

643/1

1000

8

Отражена сумма списанного сырья на забалансовом счете

072

3600

9

Работник признал вину и согласился внести компенсацию

375

716

3600

10

Получена компенсация от работника

301

375

3600

11

Списана возмещенная стоимость сырья с забалансового счета

072

3600

Итак, ничего сложного! Поэтому переходим к следующей учетной теме — к учету ресторанного «инвентаря».

выводы

  • Испорченные ТМЦ больше не могут считаться активами и списываются с баланса на расходы (субсчет 947).
  • Списание ТМЦ означает, что они не использованы в хозяйственной деятельности, следовательно, начисляются «компенсирующие» налоговые обязательства согласно п. 198.5 НКУ.
  • В налоговоприбыльном учете даже высокодоходники не должны делать никаких корректировок.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить