Госдивиденды: поделись ты прибылью своей... с госбюджетом

В избранном В избранное
Печать
Малеева Алла, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2017/№ 18
Рассматривая «дивидендную» тему, нужно помнить, что выплата дивидендов — не только право обычных предприятий, имеющих частных собственников, но и обязанность государственных унитарных предприятий, а также хозобществ, в уставном капитале которых есть доля государства. Последние в добровольно-принудительном порядке уплачивают в бюджет так называемые госдивиденды. О том, как рассчитать их сумму и перечислить ее в бюджет, расскажем прямо сейчас.

Действующее законодательство выделяет три группы плательщиков госдивидендов:

1) государственные унитарные предприятия и их объединения (ГП) — ч. 1 ст. 111 Закона № 185 (за исключением ряда ГП, перечисленных в этой статье, которые при соблюдении определенных условий освобождены от уплаты госдивидендов);

2) хозяйственные общества, в уставном капитале которых есть корпоративные права, попросту — доля, государства (в том числе хозобщества, 50 % и более акций (долей) которых находится в уставных капиталах хозобществ, доля государства в которых составляет 100 %) — ч. 5 ст. 11 Закона № 185;

3) коммунальные предприятия (КП) — п. 9 ч. 1 ст. 69 БКУ.

А тепер давайте разбираться с особенностями уплаты госдивидендов каждой из перечисленных категорий плательщиков.

Госдивиденды с ГП

«Дивидендная» ставка. Как предусмотрено ч. 1 ст. 111 Закона № 185, все ГП (за исключением некоторых предприятий-«льготников», перечисленных здесь же) обязаны направлять в Госбюджет не менее 30 % чистой прибыли (дохода) в порядке, определенном КМУ. Конкретизирует эти «не менее 30 %» Порядок № 138, в котором говорится, что

размер госдивидендов для ГП составляет ни много ни мало 75 %

Для отдельных предприятий, в частности Госконцерна «Укроборонпром», его участников, государственных унитарных предприятий, которые заняты в разработке, производстве и ремонте вооружения, военной и специальной техники и их комплектующих и которые являются исполнителями государственного оборонного заказа, установлена льготная ставка — 30 %, которая действует с ІV квартала 2016 года (см. письма Минфина от 26.01.2017 г. № 31-24020-22-10/2171 и от 02.02.2017 г. № 1967/6/99-99-15-02-02-15).

Кроме того, сниженная ставка госдивидендных отчислений в размере 30 % применяется и администраторами единых и государственных реестров, держателем которых является Министерство юстиции. Главное условие — льгота работает, если 45 % чистой прибыли (дохода) от своей деятельности они направляют на доработку, сопровождение программного обеспечения таких реестров и создание условий для их технического и технологического функционирования. Действие льготы временное — до 15.09.2017 г.

База для начисления госдивидендов. Из положений ч. 1 ст. 111 Закона № 185 можно сделать вывод, что госдивиденды уплачивают исходя из чистой прибыли (дохода) ГП. Детализируют понятие «чистая прибыль» для целей уплаты госдивидендов п. 1 Порядка № 138 и письмо Минфина от 17.02.2015 г. № 31-11410-07-10/4907.

С учетом этих документов при расчете чистой прибыли учитывают:

1) собственно полученный финрезультат (прибыль/убыток) (т. е. показатель строки 2350 (2355) Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе));

2) сумму капитала в дооценках, которая подлежит переносу в состав нераспределенной прибыли. Заметьте:

при расчете базы для начисления госдивидендов участвует не вся сумма дооценок, а только часть из них, уже попавшая в нераспределенную прибыль

В связи с этим напомним, что при проведении переоценки основных средств по правилам пп. 16 — 21 П(С)БУ 7 суммы дооценки, включая превышение предыдущих дооценок над суммой предыдущих уценок, направляют на увеличение капитала в дооценках (Кт счета 41 «Капитал в дооценках»). В дальнейшем суммы, «зависшие» на счете 41 (42 «Дополнительный капитал» — если остаток со счета 42 не перенесли на счет 41), зачисляют в состав нераспределенной прибыли (Дт 41 (42) — Кт 441 «Прибыль нераспределенная» (442 «Непокрытые убытки»):

при выбытии ранее переоцененного объекта либо

раз в год (ежемесячно, ежеквартально) в сумме, пропорциональной начислению амортизации ( п. 21 П(С)БУ 7, п. 24 П(С)БУ 8).

Логика такого подхода понятна: таким образом законодатели расширили базу для начисления госдивидендов за счет тех сумм, которые не были учтены при расчете финрезультата (поскольку не проходят через счета доходов/расходов), но тем не менее повлияли на величину нараспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Для того, чтобы правильно учесть суммы дооценки, нужно «прошерстить» проводки Дт 41 (42) — Кт 441 (442). Причем из итоговой суммы дооценки, которая прошла по этим счетам, обязательно нужно «выудить» суммы «старых» дооценок, относящихся к 2010 — 2013 гг. и уже поучаствовавших в расчете «госдивидендной» базы по итогам 2014 года по требованиям абзаца четвертого п. 1 Порядка № 138. Это поможет вам избежать повторного включения их в расчет при выбытии активов, а значит, так вы не завысите базу для расчета госдивидендов. Ну а для этого, как вы понимаете, не обойтись без отдельного аналитического учета сумм дооценок этих лет.

Обратите внимание! По бухучетным правилам в состав капитала в дооценках, кроме собственно дооценок ОС, попадают также суммы дооценок НМА и финансовых инвестиций. Однако Минфин в своем письме от 17.02.2015 г. № 31-11410-07-10/4907 ничего о необходимости учета таких дооценок не говорит. Получается, по мнению специалистов Минфина, обороты по Дт 412 «Дооценка (уценка) нематериальных активов», 413 «Дооценка уценка финансовых инструментов» (соответствующие обороты по Дт 42)— Кт 441 (442) в расчет базы для начисления госдивидендов мы не берем; 3) часть нераспределенной прибыли (Кт 44) или неиспользованных фондов, созданных вследствие распределения прибыли, в размере, определенном решением органа управления и при наличии у ГП финресурсов.

Свой алгоритм для расчета госдивидендов используют предприятия энергетической и электроэнергетической отраслей (см. ч. 2 ст. 111 Закона № 185 и абзацы пятый — шестой п. 1 Порядка № 138).

Рассчитанную таким образом сумму чистой прибыли показывают в строке 01 Расчета части чистой прибыли (дохода), подлежащей уплате в госбюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями, утвержденного приказом ГНАУ от 16.05.2011 г. № 285 (Расчет). И именно от нее впоследствии большинство ГП отталкиваются при расчете суммы госдивидендов.

Сроки предоставления Расчета. В п. 3 Порядка № 138 указано, что Расчет вместе с финансовой отчетностью ГП подают налоговикам в сроки, предусмотренные для предоставления декларации по налогу на прибыль. Из этого можно было бы сделать вывод, что ГП-квартальщики по налогу на прибыль подают Расчет ежеквартально, ну а годовики — один раз в год. Но не тут-то было. Налоговики в своих многочисленных разъяснениях настаивают: из самой формы отчета следует, что отчетным периодом для его составления являются квартал, полугодие, три квартала и год (см., например, письма ГФСУ от 15.06.2016 г. № 13368/6/99-99-15-02-02-15 и от 19.08.2015 г. № 30946/7/99-99-15-02-02-17). Поэтому даже те ГП, которые по объему доходности из п.п. «в» п. 137.5 НКУ относятся к годовым плательщикам, подают Расчет в квартальные сроки, т. е. в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) квартала. Значит, в 2017 году Расчет будем подавать так:

за I квартал — не позднее 10 мая 2017 года, за полугодие — не позднее 9 августа 2017 года, за 3 квартала — не позднее 9 ноября 2017 года и за год — не позднее 9 февраля 2018 года

Интересно, что Расчет должны подавать и те научные учреждения и научно-технологические комплексы, которые согласно ч. 1 ст. 111 Закона № 185 освобождены от уплаты госдивидендов, при условии, что они не менее 50 % чистой прибыли от своей деятельности перечисляют на внедрение инициативной научной и научно-технической деятельности, финансирование инноваций и расширение собственной материально-технической базы. Такие предприятия в графе 06 Расчета проставляют норматив отчислений 0 %. К Расчету они прилагают пояснения в произвольной форме о своей принадлежности к льготной категории научных учреждений на основании ч. 1 ст. 111 Закона № 185 (см. консультацию в подкатегории 102.09 БЗ). Сроки уплаты. Уплачивают госдивиденды также поквартально. Об этом говорит п. 2 Порядка № 138. При этом, по разъяснениям налоговиков, госдивиденды уплачивают в течение 10 календарных дней, следующих за последним днем срока предоставления декларации (см. письма ГФСУ от 15.06.2016 г. № 13368/6/99-99-15-02-02-15 и от 19.08.2015 г. № 30946/7/99-99-15-02-02-17). А значит, в 2017 году будут такие сроки «расплаты» по госдивидендам: за I квартал — не позднее 19.05.2017 г., за II квартал — не позднее 18.08.2017 г., за III квартал — не позднее 17.11.2017 г. и за IV квартал — не позднее 19.02.2018 г.

Кстати, если в результате поквартальной уплаты госдивидендов по итогам года у вас возникла переплата, не волнуйтесь: эти суммы можно вернуть. Предположим, за I квартал, полугодие, три квартала вы платили госдивиденды (получили прибыль), однако по итогам года возникли убытки (т. е. убытки последнего, IV квартала перекрыли прибыль и в строке 09 Расчета указана переплата по госдивидендам со знаком «-»). В таком случае вам нужно подать налоговикам заявление в произвольной форме с просьбой вернуть излишне уплаченную сумму. Главное — помните: заявление нужно составить не позже 1095 дней со дня возникновения переплаты ( ст. 43 НКУ).

К сожалению, «на местах» этот способ возврата переплаты работает далеко не всегда. Если вы столкнулись с отказом, то есть и альтернативный способ возврата переплаты. Вернуть сумму «лишних» госдивидендов можно через Госказначейство, которое согласно ст. 45 БКУ как раз и должно заниматься возвратом средств, ошибочно или излишне зачисленных в бюджет. Как действовать в этом случае, подскажет Порядок возврата средств, ошибочно или излишне зачисленных в государственный и местный бюджеты, утвержденный приказом Минфина от 03.09.2013 г. № 787.

Уплачиваем дивидендный аванс. К сожалению, выплатой госдивидендов «повинность» ГП не ограничивается. Они, наравне с другими юрлицами, выплачивающими обычные дивиденды, являются плательщиками дивидендного авансового взноса по прибыли.

Как вы знаете, «простые» предприятия уплачивают дивидендный аванс только (!) с суммы превышения дивидендов над объектом налогообложения за год при одновременном соблюдении двух условий ( п.п. 57.11.2 НКУ):

— cдана декларация по налогу на прибыль за соответствующий год (по итогам которого платим дивиденды);

— налоговые обязательства по этой декларации полностью погашены (т. е. уплачен налог на прибыль за этот год)*.

* Подробнее о порядке уплаты дивидендного аванса хозрасчетными предприятиями мы рассказали в статье на с. 8.

Если хотя бы одно условие не выполняется, авансовый взнос платят со всей (!) суммы дивидендов. Правда, затем на сумму уплаченного дивидендного авансового взноса можно уменьшить налоговое обязательство по налогу на прибыль как периода, в котором авансовый взнос был уплачен, так и следующих периодов до полного зачета

А что же плательщики госдивидендов?

Алгоритм расчета суммы «превышения», когда сумму дивидендов сравнивают с объектом налогообложения за этот год, не дает воспользоваться им ГП-плательщикам госдивидендов. Ведь они уплачивают госдивиденды за текущий, а не за прошлый год, поэтому на момент выплаты объект налогообложения за этот год еще не известен (само собой, годовая декларация еще не подана и налог за год не уплачен). Соответственно, рассчитать сумму превышения не представляется возможным. А значит,

ГП вынуждены ежеквартально платить дивидендный аванс в размере 18 % со всей суммы госдивидендов

Единственное — воспользоваться механизмом уменьшения базы для расчета дивидендного аванса на сумму годового объекта налогообложения получится лишь по итогам последнего, ІV квартала года. Если, например, годовую декларацию подали и уплатили налог по ней еще до выплаты госдивидендов за ІV квартал, то дивидендный аванс с такой «последней порции» госдивидендов ІV квартала можно не платить (если, конечно, сумма дивидендов не превышает части прибыли, рассчитанной пропорционально количеству месяцев, за которые выплачивают дивиденды, по формуле: годовой объект налогообложения : 12 месяцев х 3 месяца). Разрешают так поступать и налоговики в письме ГФСУ от 16.07.2015 г. № 14870/6/99-99-19-02-02-15, а также в консультации в подкатегории 102.09 БЗ.

Ну и, наконец, есть приятная новость. Как и хозрасчетные предприятия, ГП имеют право зачесть сумму уплаченного дивидендного аванса в уменьшение объекта налогообложения, начисленного по итогам отчетного периода ( абзац четвертый п.п. 57.11.2 НКУ). О механизме такого зачета подробнее читайте на с. 11.

Сумму выплаченных ГП госдивидендов показывают в строках 1 и 1.4 приложения АВ к «прибыльной» декларации. Уплаченные с них суммы дивидендных авансов попадают в строку 6 приложения АВ и в строку 20 самой декларации. А вот зачет уплаченных дивидендных авансов в уменьшение налогового обязательства по налогу на прибыль отражают в приложении ЗП к декларации (подробнее о порядке заполнения декларации и приложений АВ и ЗП к ней мы рассказывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 8, с. 9, 29, 35).

Госдивиденды с хозобществ с госдолей

«Дивидендная» ставка. Как указано в ч. 5 ст. 11 Закона № 185, хозобщества, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства, по итогам календарного года должны направлять часть чистой прибыли на выплату дивидендов согласно порядку, установленному КМУ.

Конкретный норматив уплаты ежегодно утверждает своим постановлением КМУ. В настоящее время все еще действует постановление КМУ от 23.03.2016 г. № 228, которым были установлены ставки госдивидендов за 2015 год. А вот базовый норматив отчислений за 2016 год, который будут применять хозобщества с госдолей при выплате дивидендов в 2017 году, еще не установлен*. Уверены, что с приближением сроков уплаты госдивидендов законодатели все же порадуют нас и утвердят новую ставку платежа за прошлый год.

* Сегодня уже есть проект постановления КМУ «Об утверждении базового норматива отчисления части прибыли, направляемой на выплату дивидендов по результатам финансово-хозяйственной деятельности в 2016 году хозяйственных обществ, в уставном капитале которых есть корпоративные права государства». В случае принятия этого документа хозобщества ждут хорошие новости: норматив отчислений будет снижен до 50 % чистой прибыли (по сравнению с прошлогодними 75 %).

Кстати, показатель чистой прибыли для расчета госдивидендов хозобщества берут из строки 2350 Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе). Ну и, конечно же, если по итогам года вы получили убытки, госдивиденды платить не придется.

Сроки уплаты. Решение о выплате госдивидендов хозобщество должно принять до 1 мая года, следующего за отчетным ( абзац четвертый ч. 5 ст. 11 Закона № 185). То есть

решение о выплате дивидендов за 2016 год должно быть принято до 01.05.2017 г.

После этого вам предстоит рассчитать сумму причитающихся государству дивидендов пропорционально размеру госдоли (акций, паев) в уставном капитале ( абзац шестой ч. 5 ст. 11 Закона № 185).

Как это сделать? Например, если чистая прибыль за 2016 год составила 100000 грн., то с нее хозобщество (с госдолей 60 %) заплатит госдивиденды в сумме: 100000 грн. х 75 % (базовый норматив) х х 60 % (госдоля) = 45000 грн.

Уплатить госдивиденды в бюджет нужно не позднее 1 июля ( абзац пятый ч. 5 ст. 11 Закона № 185). В этом году 1 июля приходится на субботу, поэтому предельный срок уплаты госдивидендов — 30 июня 2017 года.

Мы советуем не пренебрегать указанными сроками, своевременно принимать решение о выплате дивидендов и перечислять их в бюджет. Ведь, как указано в абзаце восьмом ч. 5 ст. 11 Закона № 185, в случае непринятия хозобществом решения о начислении дивидендов до 1 мая года, следующего за отчетным, оно уплачивает в госбюджет часть чистой прибыли в размере, определенном базовыми нормативными отчислениями части прибыли, направляемой на выплату дивидендов, установленными на соответствующий год, но не менее 75 %, до 1 июля года, следующего за отчетным. Кроме того, на сумму таких средств налоговики начисляют пеню.

Обратите внимание! В абзаце восьмом ч. 5 ст. 11 Закона № 185, ничего не говорится о том, что в таком случае выплата госдивидендов осуществляется пропорционально госдоле (в отличие от абзаца шестого этого документа). Это дало основание специалистам Фонда госимущества говорить о том, что предприятия, которые до 1 мая года, следующего за отчетным, не приняли решения о выплате дивидендов, за базу расчета госдивидендов должны брать общий размер чистой прибыли, полученной в отчетном году, т. е. без ее уменьшения в соответствии с госдолей (см. письмо Фонда госимущества от 14.07.2016 г. № 10-51-13533).

Дивидендный авансовый взнос. Здесь, на фоне ГП, все намного проще. Хозобщества с госдолей платят дивиденды ежегодно по итогам года. То есть дивиденды за 2016 год нужно заплатить до 30.06.2017 г. Само собой, до этой даты годовая «прибыльная» декларация сдана, а указанное в ней налоговое обязательство уже уплачено. Получается, все условия неуплаты дивидендного авансового взноса из п.п. 57.11.2 НКУ соблюдены, а значит:

если не возникло суммы превышения, дивидендный аванс можно не платить

Но будьте внимательны! Даже необлагаемую сумму госдивидендов нужно показать справочно в строке 1 приложения АВ к декларации по налогу на прибыль. А вот в строке 1.4 приложения АВ такие суммы не показывают, поскольку она предназначена для госдивидендов, выплачиваемых ГП (подробнее о порядке заполнения приложения АВ мы рассказывали в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 8, с. 29).

Госдивиденды с КП

Для КП размер части прибыли, которую придется перечислять в бюджет, а попросту — размер госдивидендов, устанавливают местные органы власти — сельские, поселковые и городские советы ( п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении). Поэтому в этом случае конкретно говорить о правилах уплаты госдивидендов сложно: все будет зависеть от решения ваших местных властей.

Самый неблагоприятный для КП вариант — для них установлена поквартальная уплата госдивидендов. Тогда перед КП возникнут те же вопросы по части уплаты дивидендного аванса, с которыми сталкиваются ГП (см. с. 34).

Гораздо более выгодным, с точки зрения КП, будет ежегодный порядок уплаты дивидендов, сродни тому, который установлен для хозобществ с госдолей. Ведь уплата дивидендов по итогам года, когда уже подана годовая декларация по прибыли и уплачен налог за год, дают возможность КП не платить авансовый взнос по налогу на прибыль (конечно же, если нет суммы превышения).

Ну и вообще, сказочно повезло, если органами местного самоуправления нормативы и порядок уплаты госдивидендов вообще не установлены.

Это дает КП полное право вообще не уплачивать госдивиденды в местный бюджет

На тот факт, что отсутствие соответствующего решения местных органов власти освобождает от уплаты госдивидендов и подачи «дивидендной» отчетности, а главное — и от ответственности за такую неуплату, говорят и налоговики (см., например, письмо Миндоходов от 13.11.2013 г. № 24082/7/99-99-19-03-02-17, а также консультацию 102.25 БЗ).

Итог всему сказанному выше подведем в таблице, в которой обобщим всю информацию о плательщиках госдивидендов, сроках начисления и уплаты таких дивидендов.

Условия уплаты госдивидендов

Плательщики

Размер госдивидендов

Отчетность

Сроки уплаты госдивидендов

ГП

75 % чистой прибыли* ( ст. 111 Закона № 185, п. 1 Порядка № 138)

Подают ежеквартально в течение 40 календарных дней, следующих за отчетным кварталом**

Уплачивают ежеквартально в течение 10 календарных дней, следующих за предельным сроком подачи Расчета***

* О правилах расчета чистой прибыли ГП при выплате госдивидендов см. на с. 32.

** За I квартал 2017 года — не позднее 10.05.2017 г., за полугодие — не позднее 09.08.2017 г., за 3 квартала — не позднее 09.11.2017 г. и за год — не позднее 09.02.2018 г.

*** За I квартал — не позднее 19.05.2017 г., за II квартал — не позднее 18.08.2017 г., за III квартал — не позднее 17.11.2017 г. и за IV квартал — не позднее 19.02.2018 г.

Хозобщества

с госдолей

Пропорционально размеру госдоли в уставном капитале с учетом базового норматива* ( ч. 5 ст. 11 Закона № 185)

Специальной отчетности по госдивидендам нет

Ежегодно по итогам года**

* Базовый норматив отчисления части прибыли на выплату дивидендов по итогам 2015 года утвержден в размере 75 % (а для ПАО «Укргидроэнерго» в размере 30 %) (постановление КМУ от 23.03.2016 г. № 228). Соответствующий норматив отчислений за 2016 год пока не утвержден, а его проект предполагает, что норматив отчислений будет снижен до 50 % чистой прибыли.

** Для этого хозобщества с госдолей должны:

до 01.05.2017 г. — принять решение о выплате госдивидендов за 2016 год;

не позднее 30.06.2017 г. — уплатить сумму госдивидендов в госбюджет.

КП

Размер, порядок и сроки уплаты госдивидендов устанавливают органы местного самоуправления; также местные власти могут утверждать «госдивидендную» отчетность ( п. 29 ч. 1 ст. 26 Закона о местном самоуправлении)

выводы

  • Плательщиками госдивидендов являются государственные унитарные предприятия и их объединения, хозобщества с госдолей в уставном капитале и коммунальные предприятия.
  • Госпредприятия базу для расчета госдивидендов определяют исходя из собственно полученного финрезультата, суммы капитала в дооценках, которая подлежит переносу в состав нераспределенной прибыли, а также части нераспределенной прибыли или неиспользованных фондов (по решению органов управления).
  • ГП выплачивают госдивиденды поквартально. При этом они в большинстве случаев должны уплачивать дивидендный авансовый взнос, который могут зачесть в уменьшение налогового обязательства по налогу на прибыль.
  • Хозобщества с госдолей платят госдивиденды ежегодно по итогам года. Если не возникает сумма «превышения», тогда дивидендный авансовый взнос они могут не платить (при условии, что сдана годовая декларация и уплачен налог за год).
  • Для КП порядок уплаты госдивидендов устанавливают местные власти.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить