Уточняем налог на недвижимое имущество

В избранном В избранное
Печать
Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Март, 2017/№ 23
В связи с двукратным повышением размера минзарплаты с 1 января 2017 года законотворцы вынуждены были пойти на неординарный шаг. Они уменьшили предельные размеры ставок налога на недвижимость, определенных в относительных величинах, которые привязаны к размеру минзарплаты. А для того чтобы старые ставки отвечали новым реалиям, предусмотрели временную переходную норму — понижающий коэффициент 0,5*. Наконец местные власти пришли в себя после таких нововведений и в конце февраля уже начали утверждать новые ставки, которые будут действовать в 2017 году. Как плательщикам налога на недвижимость реагировать на такие изменения, мы расскажем в этой статье.

* Об этих изменениях вы можете прочитать в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 3, с. 19, № 9, с. 12.

имущественные налоги-2017

«Стабильные» местные налоги

В соответствии с принципом стабильности ( п.п. 4.1.9 НКУ) изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позднее чем за 6 месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Решения об установлении местных налогов и сборов должны официально оглашаться соответствующим органом местного самоуправления до 15 июля года, который предшествует бюджетному периоду. В противном случае нормы соответствующих решений применяются не раньше начала бюджетного периода, следующего за плановым периодом ( п.п. 12.3.4 НКУ). В то же время 2017 год имеет некоторые особенности.

Законодатели изменили предельные размеры ставок, которые определены в относительных величинах, в конце 2016 года ( Закон № 1791**). Эти изменения начали действовать с 01.01.2017 г. Поэтому местные органы власти не имели возможности вовремя отреагировать на такие изменения.

** Закон Украины от 20.12.2016 г. № 1791-VIII.

Понимая это, законодатели предусмотрели, что общие правила утверждения ставок местных налогов не применяются к принятым решениям органов местного самоуправления об установлении местных налогов и сборов на 2017 год ( п. 4 разд. ІІ Закона № 1791).

Таким образом органы местного самоуправления получили карт-бланш на установление ставок местных налогов на 2017 год в 2017 году.

Все надеялись, что после такого жеста со стороны законодателей местные власти оперативно отреагируют на эти нововведения и утвердят новые ставки налога на недвижимость, по крайней мере до 20.02.2017 г. То есть до предельных сроков подачи юрлицами годовой отчетности на 2017 год по этому налогу.

Но, к сожалению, некоторые органы местного самоуправления не торопились с пересмотром ставок. Например, Харьковский горсовет утвердил новые ставки местных налогов на 2017 год лишь 22.02.2017 г. (решение 11 сессии Харьковского городского совета 7 созыва № 542/17). Черниговский горсовет это сделал еще позже — 28.02.2017 г. (решение 16 сессии Черниговского городского совета 7 созыва от 28.02.2017 г. № 16/VII-02) и т. д.

Кроме того, никто не обязывал органы местной власти механически уменьшать вдвое ранее установленные ставки. Поэтому они могли установить новый размер ставки без оглядки на прошлогодние решения. Главное, чтобы новая ставка «вписывалась» в нынешние требования НКУ.

Следовательно, может сложиться ситуация, когда в начале 2017 года действовала одна ставка налога на недвижимость, а после принятия решения местного органа — другая. Соответственно и размер задекларированных на 2017 год налоговых обязательств придется уточнить.

Обращаем внимание! Применять новые ставки, установленные органами местного самоуправления, нужно с той даты, когда будет утверждена новая ставка местного налога. Конечно, при условии, что орган местного самоуправления самостоятельно не установил дату начала действия новых ставок. Так, например, в г. Харькове новые ставки местных налогов начали действовать не с даты их утверждения (22.02.2017 г.), а с 01.03.2017 г., как установлено в соответствующем решении. До этой даты действовали старые ставки.

Почему изменяются ставки

Органы местного самоуправления определяют ставку налога на недвижимость исходя из предельного размера, установленного в НКУ. Такая ставка выражается в процентах от размера минзарплаты, установленной на 1 января соответствующего года.

С 01.01.2017 г. размер минзарплаты вырос до 3200 грн. Это в 2 раза больше, чем размер минзарплаты, который действовал в декабре 2016 года и на который ориентировались органы местного самоуправления при определении ставок на 2017 год. Поэтому, чтобы не вынуждать плательщиков платить налог на недвижимость, увеличенный вдвое, законодатель уменьшил предельную ставку налога с 3 % до 1,5 % от размера минзарплаты, за 1 кв. м.

То есть в 2017 году абсолютный размер ставки налога не может быть больше 48 грн. за 1 кв. м. (3200 х 1,5 %). Если же брать старую относительную ставку (3 %) и новую минзарплату (3200 грн.), то размер абсолютной ставки за 1 кв. м составил бы 96 грн. (3200 х 3 %).

Учитывая такую налоговую нагрузку на плательщиков налога, законодатели предложили органам местного самоуправлении в 2017 году установить новые ставки на текущий год. А чтобы органы местного самоуправления были заинтересованы в этом, в п. 3 разд. ІІ Закона № 1791 прямо указали, что с 01.01.2017 г. и до принятия соответствующим органом местного самоуправления решения об установлении ставок местных налогов и сборов на 2017 год ставка налога на недвижимость применяется с коэффициентом 0,5. Следовательно, в тех регионах, в которых местные органы власти не выразят желания морочиться с определением новой ставки, она просто уменьшится автоматом наполовину и будет действовать до тех пор, пока местный совет не определится с ее новым размером.

Как мы уже упоминали, Харьковский и Черниговский городские советы новые ставки налога на недвижимость уже установили. О том, воспользовался ли таким правом ваш орган местного самоуправления, вы можете узнать, посетив их официальный сайт или сайт ГФСУ (раздел «Решения местных советов»).

Всегда ли нужно уточнять

Если в вашей местности новые ставки не утверждены, то ничего делать не нужно — живите дальше в ожидании новых ставок. Их могут утвердить местные органы до конца 2017 года.

Если новые ставки налога на недвижимость в 2017 году утверждены, то приступаем к действиям. При этом сначала определяем абсолютный размер такой ставки. Потом сравниваем его с абсолютным размером ставок, который вы применяли при предоставлении декларации на 2017 год. А дальше действуем в зависимости от результата такого сравнения.

1. Если размер новой ставки равен размеру старой ставки, откорректированной на коэффициент 0,5, то вам повезло. О том, что такое развитие событий возможно, свидетельствуют утвержденные на сегодня решения отдельных органов местной власти.

Так, если ставка налога на недвижимость была установлена еще в 2016 году в размере 2 % от минзарплаты за 1 кв. м, а органы местного самоуправления уменьшили ее до 1 %, то никаких уточнений вам делать не нужно.

Дело в том, что при расчете налога на 2017 год вы брали ставку, которая должна была действовать в 2017 году, и применяли коэффициент 0,5. То есть размер налога был 32 грн. за 1 кв. м (3200 х 2 % х 0,5). Новая ставка тоже составляет 32 грн. за 1 кв. м (3200 х 1 %). Следовательно, вы применяли «правильную» ставку при расчете налога на недвижимость на 2017 год. Хотя формально ставка и изменилась.

2. Если размер новой ставки отличается от той, которую вы применяли при расчете налога на недвижимость на 2017 год, то в этом случае вам нужно уточнить задекларированные данные.

Например, ставка налога на недвижимость была установлена в 2016 году в размере 2 % от минзарплаты за 1 кв. м, а органы местного самоуправления уменьшили ее до 1,5 %. В таком случае при заполнении декларации вы брали ставку, которая должна была действовать в 2017 году, и применяли коэффициент 0,5. То есть размер налога был 32 грн. за 1 кв. м (3200 х 2 % х 0,5). Новая ставка составляет 48 грн. за 1 кв. м (3200 х 1,5 %). Следовательно, придется уточнять сумму налога.

Правила уточнения

Чтобы уточнить ранее задекларированные суммы, субъекту хозяйствования нужно подать уточняющую декларацию.

Обращаем внимание! При подаче уточняющей декларации следует соблюдать такие правила:

1) если уточняете декларацию, в которой налог был начислен одновременно для объектов жилой и нежилой недвижимости, то вам придется подать две уточняющих декларации: отдельно для объектов жилой (код от 1 до 3) и отдельно для объектов нежилой (код от 4 до 9) недвижимости. Это связано с особенностями обработки деклараций по налогу на недвижимость с отметкой «Уточнююча». На такие особенности уточнения «недвижимого» налога обращают внимание налоговики в категории 106.07 БЗ;

2) в НКУ не прописано, в какие сроки следует подавать уточняющую декларацию в случае, когда в течение года изменяется ставка налога на недвижимость. Учитывая это, а также срок уплаты обязательств (юрлица платят этот налог авансовыми взносами ежеквартально до 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом), то логично допустить, что во избежание штрафов за несвоевременную уплату налоговых обязательств ее следует подать не позже предельного срока уплаты обязательств за соответствующий квартал. Так, если новую ставку органы местного самоуправления установили в I квартале, то уточняющую декларацию следует подать не позднее 28.04.2017 г. (с учетом того, что предельный срок уплаты налога вперед не переносится, если приходится на выходной).

В то же время в п.п. 266.7.5 НКУ есть требования для подачи декларации в случае возникновения нового объекта жилой и/или нежилой недвижимости. В этом случае декларация подается в течение 30 календарных дней со дня возникновения права собственности на такой объект.

Как видите, здесь идет речь о другом основании для уточнения суммы налога, но налоговики требуют подать уточняющую декларацию, опираясь на эти сроки (см. свежую консультацию в БЗ 106.07). То есть если органы местного самоуправления установили новую ставку, например, 23.02.2017 г., то подать уточняющую декларацию следует не позже 24.03.2017 г.

Чтобы провести уточнение, вы должны воспользоваться формой налоговой декларации по налогу на недвижимость, утвержденной приказом Минфина от 10.04.2015 г. № 408, по которой в свое время подавали годовую отчетность на 2017 год.

Заполняем уточняющую декларацию

Шапка. Шапка декларации заполняется по тем же правилам, что и отчетная годовая декларация. Следует обратить внимание только на такие особенности:

— в стр. 1 нужно проставить отметку «Х» в графе «Уточнююча»;

— в поле 2 нужно заполнить графу «з урахуванням уточнень з». В этой графе вам следует указать номер месяца (арабскими цифрами), с которого начинается уточнение налоговых обязательств.

Все другие графы заполняете так, как и в годовой декларации.

Табличная часть. В этой части декларации вы должны сначала начислить верный размер налога на недвижимость по каждому отдельному объекту недвижимости, который есть у вас в собственности. Правила начисления налога вы можете освежить в памяти, обратившись к публикации в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 9, с. 12, поэтому напоминать их не будем.

Обратим внимание лишь на особенности заполнения уточняющей декларации.

1. Налог в табличной части начисляем по двум разным ставкам. Для того, чтобы показать, что по отдельно взятому объекту вы начисляли налог по разным ставкам, следует отразить начисление налога по разным ставкам в разных строках декларации.

В первой строке вы будете начислять налог по старой ставке, уменьшенной на коэффициент 0,5. Но поскольку эта ставка действовала не весь год, а только некоторую часть І квартала, то и рассчитывать налог в этой строке следует за часть квартала, в течение которого действовала старая ставка. Исходя из этого, вам следует в графе 7 «Річна сума податку на нерухоме майно, яка підлягає сплаті за даними платника» указать не годовую сумму налога, а размер, который равен периоду действия старой ставки.

Пример 1. Предприятие имеет в собственности офисное здание площадью 3000 кв. м. В 2016 году органы местного самоуправления установили ставку налога на недвижимость для таких объектов в размере 1 % от минзарплаты за 1 кв. м. При заполнении декларации на 2017 год эту ставку применяли с коэффициентом 0,5. Годовая сумма налога составила 48000 грн. (3200 х 1 % х 0,5 х 3000). С 23.02.2017 г. установлена новая ставка налога на недвижимость для таких объектов. Она составила 0,8 % от минзарплаты за 1 кв. м.

Сначала найдем месячную сумму налога, рассчитанную по старой ставке в декларации (48000 грн. : 12 = 4000 грн.). Эту сумму нужно уплатить за январь (за полный месяц). А вот за февраль надо рассчитать сумму пропорционально количеству дней действия такой ставки. Расчет делаем пропорционально дням определенного месяца, поскольку в бухучете налог начисляем ежемесячно, независимо от того, что уплата осуществляется ежеквартально.

Старая ставка действовала до 23.02.2017 г., т. е. 22 дня. Поэтому нужно месячную сумму налога 4000 грн. умножить на коэффициент 22/28, который отвечает сроку действия старой ставки в феврале (22 из 28 дней). Следовательно, получим сумму налога по старой ставке в феврале — 3142,86 грн. (4000 х 22 : 28). Всего, исходя из старой ставки, будет начислен налог за январь и февраль в сумме 7142,86 грн. (4000 + 3142,86).

Новая сумма налога на недвижимость, рассчитанная на год, составит 76800 грн. (3200 х 0,8 % х 3000). В расчете на месяц сумма налога составляет 6400 грн. (76800 : 12), такую сумму нужно будет начислить уже за март (полный месяц действия такой ставки). Соответственно, за 6 дней февраля (28 - 22) сумма налога, начисленная по новой ставке, составит 1371,43 грн. (6400 х 6 : 28). Таким образом, сумма налога на недвижимость, рассчитанная по новой ставке за часть февраля и март, составит 7771,43 грн. (1371,43 + 6400).

Соответственно общая сумма налога, которую нужно уплатить за I квартал, составляет 14914,29 грн. (7142,86 + 7771,43).

Обращаем внимание! Если вы владеете «крупногабаритным» объектом жилой недвижимости (квартира, площадь которой (ее части) превышает 300 кв. м, дом, площадь которого превышает 500 кв. м), то фискалы требуют годовую сумму налога дополнительно увеличить на 25000 грн. согласно п.п. «ґ» п.п. 266.7.1 НКУ (см. консультацию в БЗ 106.07). Наше мнение насчет нераспространения этой нормы на юрлиц вы, безусловно, знаете. Но если решили все же не спорить с налоговиками, вам придется определить, какая часть увеличенного размера налога подпала под действие старой ставки, а какая подпадет под действие новой.

Чтобы это сделать, вам нужно определить годовую сумму налога, которую следовало уплатить, исходя из размера старой ставки и дополнительной ставки (25000 грн.). И потом разделить эту сумму пропорционально количеству периодов действия старой ставки. Аналогично вы рассчитываете и размер налога за период действия новой ставки.

В уточняющей декларации суммы, начисленные по разным ставкам, следует показать двумя строками. В первой пишете сумму, рассчитанную по старой ставке. Ее следует поставить как в графу 7, где указывают годовую сумму налога, так и в графу 8, где указываете начисленный размер налога в первом квартале. Графы 9 — 11 не заполняете.

Во второй строке по аналогичной методике, но с учетом новой ставки налога, рассчитываете налог за оставшиеся периоды года, т. е. за часть І квартала и за ІІ — ІV кварталы.

Такие манипуляции следует осуществить по каждому объекту, по которому изменился размер ставки. Если размер не изменился, то вы просто начисляете налог по одной ставке.

2. Уточненную сумму начисленного налога, как годовую, так и в разрезе кварталов, отражаете в соответствующих графах строки 6.

3. После этого в стр. 7 уточняющей декларации перенесите размер рассчитанного налога из стр. 6 годовой декларации.

4. Потом сравните показатели стр. 6 и стр. 7.

Если в результате сравнения окажется, что сумма налога в соответствующей графе стр. 6 больше размера налога, указанного в соответствующей графе стр. 7, то разницу между этими графами (доначисленный налог) вам следует показать:

— или в стр. 8 — относительно периодов, срок уплаты за которые еще не наступил;

— или в стр. 9 — относительно периодов, срок уплаты за которые прошел. Если у вас заполнена эта строка, то вам также нужно будет начислить самоштраф (стр. 12) и пеню (стр. 13), а сумму, указанную в этой строке, уплатить до подачи уточняющей декларации. При заполнении всех других строк ни пеня, ни самоштраф не начисляются.

Если же, наоборот, в результате сравнения окажется, что сумма налога в соответствующей графе стр. 6 меньше размера налога, указанного в соответствующей графе стр. 7, то разницу (сумму уменьшения обязательств) вам следует показать:

— или в стр. 10 — относительно периодов, срок уплаты за которые не наступил;

— или в стр. 11 — относительно периодов, срок уплаты за которые прошел.

К сведению! Если вы подадите уточняющую декларацию до предельного срока уплаты обязательств за соответствующий период, в котором изменилась ставка налога, то вы будете заполнять или стр. 8, или стр. 10.

Пример 2. Предприятие имеет в собственности жилой дом площадью 600 кв. м и квартиру площадью 300 кв. м. В 2016 году органы местного самоуправления установили ставку налога на недвижимость для таких объектов в размере 1 % от минзарплаты за 1 кв. м. При заполнении декларации на 2017 год эту ставку применяли с коэффициентом 0,5. Кроме того, допустим, что предприятие согласно уплатить дополнительный налог на крупногабаритную жилую недвижимость (в данном случае — жилой дом) в размере 25 тыс. грн. в год.

Чтобы упростить пример, примем, что новая ставка налога на недвижимость для таких объектов установлена с 01.03.2017 г. и составляет 0,8 % от минзарплаты за 1 кв. м.

Опираясь на это, предприятию следует провести уточнение ранее задекларированных сумм налога исходя из новых ставок. Для этого проведем соответствующие расчеты.

1. Рассчитываем размер старой ставки налога: (3200 грн. х 1 % х 0,5) = 16 грн.

2. Рассчитываем сумму налога за период, когда действовали старые ставки (за 2 месяца):

— для жилого дома ((600 кв. м х 16 грн. за 1 кв. м) + 25000 грн.) : 12 х 2 = 5766,67 грн.;

— для квартиры (300 кв. м х 16 грн.) : 12 х 2 = 800 грн.

3. Рассчитываем размер новой ставки налога: 3200 грн. х 0,8 % = 25,60 грн.

4. Рассчитываем размер налога за период, когда будут действовать новые ставки (с даты введения новой ставки налога до конца года):

— для жилого дома (600 кв. м х 25,60 грн.) + 25000 грн.) : 12 х 10 = 33633,33 грн.;

— для квартиры (300 кв. м х 25,6 грн.) : 12 х 10 = 6400 грн.

Пример заполнения уточняющей декларации по налогу на недвижимость приведем на рисунке.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить