(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
2/9
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Март , 2017/№ 24

Выбираем РРО

http://tinyurl.com/yx9t7tzl
Итак, в предыдущем разделе спецвыпуска мы очертили круг тех субъектов хозяйствования, которым для осуществления расчетных операций необходим РРО. Попали в их число? Тогда узнайте, как выбрать РРО нужной модели. Этот раздел вам в помощь.
На сегодняшний день ассортимент РРО всевозможных моделей и модификаций весьма широк. Поэтому выбрать среди всего этого многообразия именно тот кассовый аппарат, который подойдет вам больше всего, не составит труда. Например, тем, кто планирует торговать в помещении, следует приобрести стационарный РРО. А вот для тех, кто собирается осуществлять торговлю на рынке или на объектах передвижной торговли, более удобным будет использование портативного РРО.
Но помните: каким бы вы ни видели свой РРО-идеал, он в обязательном порядке должен соответствовать требованиям, которые к РРО выдвигает законодательство. Игнорировать их не советуем. Ведь малейшее нарушение в сфере применения РРО может аукнуться вам весьма серьезными штрафами*.

* Подробнее об ответственности за нарушения в сфере использования РРО см. в разделе 8 на с. 79.

Итак, основные требования к используемому РРО такие:

1) модель должна быть включена в Государственный реестр РРО (далее — Госреестр);

2) модель должна обеспечивать передачу контрольно-отчетной информации органу ГФСУ в электронном виде;

3) модель должна соответствовать установленным фискальным и техническим требованиям;

4) выбранная модель должна соответствовать сфере, где ее будут использовать;

5) не истек срок службы РРО;

6) РРО должен быть зарегистрирован, опломбирован и переведен в фискальный режим работы (об этом см. в разделе 3 на с. 22).

Рассмотрим эти требования по порядку.

Наличие модели РРО в Госреестре

Статья 12 Закона об РРО разрешает использовать на территории Украины только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Госреестр.

Госреестр представляет собой перечень моделей РРО и их модификаций, которые ( ст. 2 Закона об РРО):

— имеют подтверждение соответствия требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов согласно Закону № 124;

— соответствуют требованиям нормативных актов Украины;

— разрешены для применения в соответствующей сфере.

Госреестр ведется с целью ( п. 3 Положения № 1315):

— применения в Украине РРО, которые выпускаются серийно, отвечают установленным требованиям и прошли государственную сертификацию;

— вывода из эксплуатации РРО, не соответствующих требованиям нормативных документов.

В него внесены такие сведения о моделях и их модификациях:

— название;

— версия внутреннего программного обеспечения;

— наименование и местонахождение заявителя и производителя;

— срок первичной регистрации в органах ГФСУ;

— дата и номер решения о включении в Госреестр;

— сфера применения.

Поскольку техническое развитие не останавливается и регулярно появляются новые модели и модификации РРО, Госреестр постоянно обновляется. На дату подготовки спецвыпуска к печати

действует Госреестр, утвержденный приказом ГФСУ от 17.02.2017 г. № 102

В нем традиционно присутствуют два раздела:

в первом указаны модели РРО, разрешенные к первичной регистрации в органах ГФСУ;

во втором — модели, которые регистрировать запрещено. При этом модели РРО из раздела ІІ можно использовать, если они были зарегистрированы до того, как «переехали» из раздела І в раздел ІІ Госреестра. Но! Только до тех пор, пока их не исключат и из раздела ІІ. При этом ч. 3 ст. 12 Закона об РРО предусмотрено, что срок между первичной регистрацией РРО и датой их исключения из Госреестра должен быть не менее 7 лет.

Кроме того, в последнем Госреестре приведен перечень РРО, исключенных из него в 2016 — 2017 годах, эксплуатация которых не допускается.

Таким образом, если используемый субъектом хозяйствования РРО исключили из Госреестра (его нет ни в разделе І,ни в разделе ІІ), то такой РРО далее использовать нельзя.

Мы упомянули срок первичной регистрации модели в ГФСУ. Он приведен в графе 6 раздела І таблицы Госреестра. Что он собой представляет? Это предельный срок, до окончания которого разрешается зарегистрировать в органах ГФСУ конкретные модели РРО, ранее не зарегистрированные. Он определяется согласно сроку действия сертификата соответствия модели с конкретной версией внутреннего программного обеспечения.

В новом Госреестре срок первичной регистрации может быть продлен. Если же этого не произойдет, то после его окончания соответствующая модель РРО переместится в раздел ІІ Госреестра или же будет вовсе исключена из Госреестра. В обоих случаях зарегистрировать ее в органах ГФСУ будет невозможно.

Способность передавать контрольно-отчетную информацию в электронном виде

Переходим к следующему требованию, предъявляемому законодательством к РРО. Оно следует из обязанности, установленной для субъектов хозяйствования абзацем вторым п. 7 ст. 3 Закона об РРО. Так, субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО для купли-продажи инвалюты),

обязаны предоставлять электронные копии расчетных документов и фискальных отчетных чеков РРО в органы ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи*

* Подробнее о подаче электронной отчетности читайте в подразделе 5.6 на с. 56.

Что касается электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО по купле-продаже иностранной валюты, то они должны уметь передавать органам ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций.

Таким образом, РРО должен обеспечить выполнение этих функций. Чтобы соблюсти рассматриваемое требование, следует ориентироваться на ныне действующий Госреестр. В нем указаны только те модели, которые способны передавать контрольно-отчетную информацию в ГФСУ в электронном виде. Если вы приобретете РРО, не наделенный такой способностью (не указанный в Госреестре), орган ГФСУ его попросту не зарегистрирует.

Соответствие фискальным и техническим требованиям

РРО должны обеспечивать фискальные функции в соответствии с Требованиями № 199. Технические требования к электронным контрольно-кассовым регистраторам для разных сфер использования приведены в приложении 1 к Решению № 14.

Непосредственно перед приобретением РРО изучать эти документы необязательно. Если вы покупаете РРО, который содержится в Госреестре, по идее, он уже должен соответствовать приведенной нормативке. Ведь для того чтобы РРО был включен в Госреестр, он должен пройти проверку, проводимую уполномоченным ГФСУ испытательным центром (см. Положение № 1315). Однако важно, чтобы такие требования соблюдались и в процессе эксплуатации РРО.

Дело в том, что п. 6 Порядка № 14 дает фискалам право проверить ваш РРО на соответствие фискальным требованиям. Основания для такой проверки приведены в п. 33 этого Порядка. В рамках проверки налоговики определяют соответствие эксплуатируемых РРО конструкторско-технологической и программной документации производителя. То есть они проверяют, не внесли ли вы в конструкцию или программное обеспечение РРО изменения, не предусмотренные указанной документацией. Также они проверяют РРО на наличие производственных дефектов в их конструкции или программном обеспечении (в том числе не задокументированных производителем возможностей аппарата), приводящих к искажению информации об объемах расчетных операций, которая заносится в фискальную память.

Соответствие модели сфере ее использования

Приобретая кассовый аппарат, обязательно проверьте, подходит ли он для использования в той сфере деятельности, которую осуществляет ваше предприятие. Сделать это очень просто. Вам всего лишь нужно обратиться к действующему Госреестру, графа 8 которого четко определяет, в какой сфере может применяться каждая приведенная в нем модель/модификация РРО. Большинство из них пригодны одновременно для торговли, общественного питания и сферы услуг. Но не все такие универсалы. Так, есть в Госреестре аппараты, предназначенные для более узкой сферы применения (например, РРО модели СЕА АП 100 можно применять только в сфере услуг).

Кроме того, есть РРО, сфера применения которых шире, чем традиционная троица. Так, например, РРО, относящиеся к группам «Специализированные регистраторы расчетных операций» и «Встроенные электронные контрольно-кассовые регистраторы», помимо торговли, общепита и сферы услуг, можно использовать в автоматах по продаже товаров (услуг), а РРО группы «Специализированные электронные контрольно-кассовые аппараты для автозаправочных станций (АЗС)» — на автозаправочных станциях.

Имейте в виду:

если субъект хозяйствования использует РРО в не соответствующей ему сфере, документы, выдаваемые таким РРО, не считаются расчетными ( абзац второй п. 3 разд. І Положения № 13)

Поэтому будьте крайне внимательны при выборе модели РРО, ведь нераспечатка соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции, чревата штрафными последствиями (см. табл. 8.2 на с. 81).

Срок службы РРО

Срок службы РРО — срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность РРО, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, сохранность информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов ( п. 3 разд. І Порядка № 547-1).

Срок службы РРО обычно устанавливает производитель этой продукции. Если он этого не сделал,

такой срок будет составлять 7 лет с момента ввода РРО в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска

На это указывают налоговики в разъяснениях, приведенных в категории 109.11 БЗ. При этом они ссылаются на п. 1.5 Порядка доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденного решением Госкомиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г. № 11. Также фискалы информируют о том, что такой же срок службы необходимо применять и в случае, когда срок службы, установленный производителем (поставщиком), превышает 9 лет. Предполагается, что после истечения 9-летнего срока службы повышается риск выхода РРО из строя и, соответственно, потери информации, содержащейся в фискальной памяти такого аппарата. Поэтому использовать РРО дольше 9 лет с даты его выпуска нельзя. По истечении срока службы РРО его регистрация отменяется*.

* О процедуре разрегистрации см. в подразделе 3.3 на с. 27.

И последнее: при покупке РРО, который был в использовании, следует убедиться, что регистрация такого РРО была отменена. То есть нужно взять у продавца (владельца) РРО справку об отмене регистрации по месту предыдущей регистрации.

выводы

  • На территории Украины разрешено использовать только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Госреестр.
  • Зарегистрировать РРО, не указанный в разделе І действующего Госреестра, нельзя.
  • Эксплуатируемые РРО должны соответствовать законодательно установленным фискальным и техническим требованиям.
  • Выбранная модель РРО должна соответствовать сфере, в которой она будет использоваться.
  • Если производитель (поставщик) не установил срок службы РРО либо он больше 9 лет, срок службы определяют как 7 лет с момента ввода РРО в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
РРО, выбор модели, основные требования, соответствие требованиям, соответствие сфере использования добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье