Темы статей
Выбрать темы

Бухучет у турагента

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
В этой статье поговорим о бухучете у другого участника рынка туристических услуг — турагента.

Бухгалтерский учет

По определению, турагент (лицо, работающее по агентскому договору согласно ст. 295 ХКУ) является на рынке туристических услуг посредником. В бухучете для турагентов, выступающих такими посредниками, работают «посреднические» учетные правила.

Суть «посреднических» учетных правил проста. В бухучетный доход турагента попадает только его агентское вознаграждение. Оно отражается в составе доходов по дате акта предоставленных туристических услуг. Ведь средства, поступающие от туристов на оплату туров, являются транзитными: посреднику-турагенту они не принадлежат, а будут перечислены далее «по назначению» — туроператору.

Следовательно, ни в доходы ( п. 6.2 П(С)БУ 15), ни в расходы ( п. 9.1 П(С)БУ 16) турагента такие «насквозь проходящие» суммы не включаются. Но это не значит, что они в бухучете вообще не отразятся. Отразятся, но с нулевыми последствиями для финрезультата. То есть

транзитные суммы у турагента попадут в доход (проводка Дт 361 — Кт 703), но сразу же из дохода будут исключены (проводка Дт 704 — Кт 685)

На какую дату турагенту отражать доход и исключения из дохода? Указанные проводки, по нашему мнению, нужно делать на дату завершения тура. Вспомним: ведь именно эта дата является датой предоставления туристической услуги (см. предыдущую статью).

Что же касается своего вознаграждения, то его турагент, выступающий посредником, включает в доход (проводкой Дт 377 — Кт 703) на основании акта предоставленных услуг. Данный акт также составляется на дату, когда турагент выполнил свои обязательства по агентскому договору.

Налоговый учет

В налоговоприбыльном учете турагента — никакой разницы и корректировок. Все по бухучетному финрезультату ( п.п. 134.1.1 НКУ). То есть фактически объект обложения налогом на прибыль у турагента будет увеличивать только сумма его посреднического вознаграждения, а транзитные суммы никоим образом на объект налогообложения не повлияют. Не будут учитываться они у турагента и при расчете «порога высокодоходности» в 20 млн грн. для целей применения налоговоприбыльных разниц.

Что же касается НДС, то для турагента базой обложения НДС тоже будет исключительно сумма его агентского вознаграждения ( п. 207.5 НКУ). Подробнее об этом читайте в статье на с. 8 сегодняшнего номера.

Продемонстрируем, как выглядит бухучет у турагента, на примере.

Пример. Турагентство на основании агентского соглашения с туроператором реализовало туристу ваучер (путевку) стоимостью 9600 грн. (внутренний туризм — тур по Украине). Из оплаты, поступившей от туриста, турагентство удержало свое вознаграждение в размере 10 % (т. е. 960 грн., в том числе НДС — 160 грн.). Остальные средства перечислены туроператору.

Учет у турагента

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Поступила от туриста предоплата за ваучер (путевку)

301

(311)

681

9600

2

Начислены налоговые обязательства по НДС

(исходя из суммы вознаграждения турагента)

643

641

160

3

Перечислены туроператору денежные средства

(за вычетом вознаграждения) (9600 - 960)

377

311

8640

4

Получены ваучеры (путевки) от туроператора

025

9600

5

Переданы ваучеры (путевки) туристам

025

9600

6

Отражен доход от реализации ваучеров

(на дату завершения тура)

361

703

9600

7

Отражена задолженность перед туроператором

704

685

9600

8

Осуществлен зачет задолженности с туристами

681

361

9600

9

Подписан с туроператором акт предоставленных услуг

361

703

960

10

Списана сумма ранее начисленных налоговых обязательств по НДС

703

643

160

11

Отражен зачет задолженности с туроператором:

— на сумму вознаграждения

685

361

960

— на сумму задолженности перед туроператором

(за вычетом удержанного вознаграждения)

685

377

8640

Турагент продает дешевле

А что делать в ситуации, когда турагент продает турпутевки дешевле, чем «номинал», объявленный туроператором? Обычно за такой шаг турагент расплачивается своим вознаграждением в меньшем размере. То есть туроператор все равно получает то, что ему причитается, а скидку турагент предоставляет за собственный счет. Но фактически такая скидка означает, что туроператор уплатит турагенту меньшее вознаграждение. Например, если начальная стоимость договора составляет 14800 грн. (в том числе вознаграждение турагента — 4800 грн.), а турагент делает скидку туристу до 12400 грн. В таком случае турагент будет начислять НДС в сумме 400 грн. (исходя из агентского вознаграждения 2400 грн.). При этом расходы туроператора на агентские услуги (без НДС) составят 2000 грн. вместо 4000 грн. То есть фактически скидка предоставляется не туристу, а туроператору, ведь для него стоимость агентских услуг турагента будет меньшей (см. статью о бухучете у туроператора на с.11).

Рекомендуем турагентам быть осторожными с такой скидкой

Лучше всего будет на такие действия получить согласие туроператора и сделать оговорку в договоре. Без этой оговорки формально выходит, что турагент будто самовольно отступил от указаний туроператора. До этого лучше не доводить. Впрочем, если туроператор прямо не отклонит действия турагента, считается, что он согласовал продажу со скидкой, даже если в договоре нет соответствующей оговорки. Это следует из ч. 2 ст. 298 ХКУ.

выводы

  • Агентское вознаграждение отражается в бухучете турагента как его доход.
  • Транзитные суммы в бухучете одновременно отражаются и как доход, и как вычет из дохода и в результате имеют нулевое влияние на финрезультат турагента.
  • Продажу туров со скидкой турагенту рекомендуем осуществлять, только если такая возможность оговорена в договоре с туроператором.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше