Темы статей
Выбрать темы

Ликвидация ОС и НДС: козни фискалов

Голенко Александр, шеф-редактор
Письмо ГФСУ от 13.07.2017 г. № 1179/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

вывод документа


Налоговики разрешают не начислять НДС при ликвидации объекта ОС лишь при условии, что плательщик предоставит подтверждающий документ о форс-мажорных обстоятельствах, полном уничтожении, хищении объекта, выданный именно компетентным органом. То есть традиционную форму № ОЗ-3 в качестве основания для неначисления НДС при самостоятельной ликвидации объекта ОС фискалы признавать отказываются

В текущем году вы наверняка обращали внимание на наши неоднократные предупреждения о резком изменении в худшую сторону позиции фискалов в отношении неначисления НДС при ликвидации ОС на основании абзаца второго п. 189.9 НКУ.

В частности, эта позиция была представлена в письмах ГФСУ от 02.03.2017 г. № 4338/6/99-99-15-03-02-15 («Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 5) и от 03.05.2017 г. № 52/6/99-99-15-03-02-15/ІПК («Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 41, с. 2).

Суть изменения (ужесточения) позиции заключается в том, что фискалы теперь разрешают не начислять НДС, только если ликвидация объекта ОС обусловлена причинами, не зависящими от воли плательщика.

То есть фискалы видят:

(1) обстоятельства непреодолимой силы (форс-мажорные), повлекшие полное уничтожение, либо

(2) факт хищения объекта.

Да-да, теперь налоговики признают только эти два основания для неначисления НДС — два из трех, прописанных в абзаце втором п. 189.9 НКУ и в последнем абзаце п.п. 14.1.191 НКУ.

Но они в упор не видят третье самостоятельное (!) основание для неначисления НДС, прямо прописанное в упомянутых нормах НКУ:

(3) «или когда плательщик налога подает контролирующему органу соответствующий документ об уничтожении, разборке или преобразовании основных производственных или непроизводственных средств иным способом, вследствие чего они не могут использоваться по первоначальному назначению».

Понятно же, что подобное дублирование нормы законодателем не может быть случайным. Ведь очевидно, что такое основание для самостоятельной ликвидации объекта ОС, как невозможность дальнейшего его полезного использования в хоздеятельности по первоначальному предназначению, — тоже вынужденное, т. е. вызванное причинами, не зависящими от воли плательщика.

Что же дальше? Ну, в нелегкой жизни плательщиков уже бывало, когда налоговики под давлением большого числа неблагоприятных для них судебных решений «съезжали» с чересчур фискальной позиции.

А в упомянутом выше комментарии к письму ГФСУ от 02.03.2017 г. № 4338/6/99-99-15-03-02-15 («Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 31, с. 5) мы уже ссылались на несколько выигранных плательщиками судебных исков на обсуждаемую тему. Представляем, сколько их может еще появиться в ближайшее время…

Поэтому, если по принципу домино «повалятся» все другие подобные консультации — жесткую позицию налоговиков таки могут «размягчить»…☺

Ну а пока фискальная позиция налоговиков выглядит непреклонной. ☹

Значит, для тех, кто принципиально решил не начислять НДС при самостоятельной ликвидации НДС, обращения в суд не избежать. Остальным же лучше заранее посчитать, что будет дешевле — «ликвидационный» НДС или судебные расходы — и из двух зол выбрать меньшее.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше