* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
** Закон Украины от 05.10.2017 г. № 2164-VIII.
Со слов разработчиков изменений в Закон о бухучете, они направлены на приведение его норм в соответствие с законодательством Евросоюза и усовершенствование порядка применения МСФО.
Новая редакция ч. 1 ст. 2 Закона о бухучете по-прежнему распространяет его действие на:
— всех юридических лиц, созданных согласно законодательству Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности;
— представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
И тех и других именуют одним собирательным названием — предприятия. Они обязаны вести бухучет и подавать финотчетность.
Вместе с тем со следующего года под «крыло» Закона о бухучете подпадут также операции по исполнению государственного и местных бюджетов и составлению финотчетности об исполнении бюджетов с учетом бюджетного законодательства.
Классификация предприятий
На сегодняшний день для определения категории предприятия (микро-, малое, среднее, крупное) обращаются к ч. 3 ст. 55 ХКУ. А вот со следующего года градация предприятий для целей бухучета и финотчетности будет «зашита» в сам Закон о бухучете. Хотя со временем, конечно, подправят и ХКУ в части предпринимательских критериев.
Итак, Закон о бухучете (см. ч. 2 ст. 2), как и ХКУ, тоже предусматривает деление всех предприятий (кроме бюджетных учреждений) на микро-, малые, средние и крупные. Однако принадлежность к той или иной группе будут определять, ориентируясь на три критерия (а не два, как сейчас):
1) балансовую стоимость активов — судя по всему, это данные стр. 1300 гр. 4 Баланса по форме № 1, № 1-м, № 1-мс;
2) чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) — показатель стр. 2000 гр. 3 Отчета о финансовых результатах по форме № 2, № 2-м, № 2-мс;
3) среднее количество работников — показатель вступительной части Баланса.
При этом соответствовать всем трем признакам вовсе не обязательно. Для отнесения предприятия к определенной категории достаточно, чтобы показатели его финотчетности за год, предшествующий (!) отчетному, соответствовали одновременно как минимум двум критериям. Каким именно, см. в табл. 1.
Таблица 1. Классифицируем предприятия для составления финотчетности
Критерии* (достаточно соответствовать двум) | Категория предприятия (кроме бюджетных учреждений) | |||
микро- | малое | среднее | крупное | |
Балансовая стоимость активов | до 350 тыс. евро** | до 4 млн евро** | до 20 млн евро** | свыше 20 млн евро** |
Чистый доход от реализации продукции (товаров, работ, услуг) | до 700 тыс. евро** | до 8 млн евро** | до 40 млн евро** | свыше 40 млн евро** |
Среднее количество работников | до 10 человек | до 50 человек | до 250 человек | свыше 250 человек |
* Вновь созданные предприятия для определения своей группы применяют показатели на дату составления первой годовой финотчетности. ** Для определения соответствия критериям, установленным в евро, применяют среднегодовой официальный курс гривни к евро за предыдущий год. |
Таким образом, после сдачи финотчетности за 2017 год предприятиям придется протестировать свои показатели на предмет соответствия новым классификационным критериям. Вполне вероятно, что многие могут поменять свою «аккредитацию».
Если на протяжении двух лет подряд предприятие определенной категории по показателям годовой финотчетности не будет соответствовать установленным для такой категории критериям (двум из трех), ему нужно будет «перебраться» в другую группу — ту, критериям которой он соответствует. То есть для того чтобы покинуть группу пребывания, предприятие должно не менее двух лет подряд соответствовать новым критериям.
«Общественно интересные» предприятия
Предприятия, представляющие общественный интерес, — такой новый термин введен в ст. 1 Закона о бухучете.
К этой категории предприятий относятся:
— эмитенты ценных бумаг (ЦБ), ЦБ которых допущены к биржевым торгам;
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды;
— другие финансовые учреждения (кроме других финучреждений и негосударственных пенсионных фондов, которые причислены к микро- и малым предприятиям);
— крупные предприятия (!).
Заметьте:
все без исключения крупные предприятия представляют общественный интерес
Внимание! «Общественно интересное» предприятие не вправе будет выбрать форму организации бухучета. На нем в обязательном порядке должна быть создана бухгалтерская служба в составе не менее двух человек во главе с главным бухгалтером (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете). Поблажка сделана лишь для негосударственных пенсионных фондов и институтов совместного инвестирования.
Причем главбухом такого предприятия сможет быть лицо, которое:
— имеет (1) полное высшее экономическое образование и (2) стаж работы в сфере финансов, бухгалтерского учета и налогообложения не менее 3 лет;
— не имеет непогашенной или неснятой судимости за совершение преступления против собственности и в сфере хоздеятельности.
Кроме того, другие требования к главбуху предприятия, представляющего общественный интерес, могут быть определены законом.
Нацстандартная финотчетность
Подкорректированная ст. 1 Закона о бухучете несколько по-иному расшифровывает значение термина «финансовая отчетность». Под ней теперь понимают отчетность, которая содержит информацию о (1) финансовом состоянии и (2) результатах деятельности предприятия. То есть из трактовки этого понятия исчезло упоминание об отчетности о движении денежных средств предприятия за отчетный период (формы № 3 и № 3-н).
Как и раньше, комплект финотчетности и перечень статей, которые в ней придется раскрывать, будут варьироваться в зависимости от размера предприятия.
Но! Состав форм полной финотчетности в Законе о бухучете больше не найти. Его устанавливает Минфин по согласованию с госслужбой статистики (ч. 4 ст. 11 этого Закона).
А вот сокращенная по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах уготована для (ч. 3 ст. 11 Закона о бухучете):
1) микропредприятий;
2) малых предприятий;
3) непредпринимательских обществ;
4) представительств иностранных субъектов хозяйственной деятельности.
Сокращенная финотчетность «не светит» тем, кто обязан составлять финотчетность по МСФО
Отчетным периодом для составления финотчетности все так же является календарный год. Вместе с тем периоды для составления промежуточной финотчетности уточнены. Ее составляют по результатам первого квартала, первого полугодия и девяти месяцев.
Кроме того, учетной политикой предприятие может установить другие периоды для составления финотчетности (ч. 1 ст. 13 Закона о бухучете). Как следствие, предприятиям придется закрепить свой выбор в приказе об учетной политике.
Составляют финотчетность в нацвалюте. Но по требованию пользователей она может быть дополнительно пересчитана в инвалюту (ст. 5 Закона о бухучете).
Отчетность по МСФО
С 01.01.2018 г. когорту обязанных применять МСФО для составления финотчетности пополнят предприятия, которые:
— представляют общественный интерес;
— осуществляют добычу полезных ископаемых общегосударственного значения.
Напомним: перечень полезных ископаемых общегосударственного значения утвержден постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 827 (ср. ). Среди них — подземные воды. «Вододобытчики», учтите это!
Внимание! В ряды «общественно интересных» предприятий входят крупные предприятия. А значит, выбора у них нет:
все «крупняки» без исключения обязаны будут составлять финотчетность на основе МСФО
Для составления МСФО-отчетности необходимо применять МСФО, которые (1) изложены на государственном языке и (2) официально обнародованы на веб-сайте Минфина.
При этом финотчетность по МСФО нужно будет составлять на основе таксономии финотчетности по международным стандартам.
Таксономия финансовой отчетности — это состав статей и показателей финотчетности и ее элементов, подлежащих раскрытию. Таксономию финотчетности утверждает Минфин. По большому счету, таксономия финотчетности существует и в настоящее время — состав статей финотчетности определен НП(С)БУ 1 «Общие требования к финотчетности» и приведен в приложениях 1 и 2 к нему. Между тем в обновленном Законе о бухучете речь идет о таксономии электронной финотчетности.
МСФО-обязанные предприятия должны будут составлять и подавать свою финотчетность в едином электронном формате. Определит его Минфин (ч. 5 ст. 121 Закона о бухучете).
Первым отчетным периодом, за который МСФО-обязанным нужно будет подать финотчетность на основе таксономии по международным стандартам в электронной форме, станет 2019 год. В то же время таким предприятиям разрешено подавать МСФО-отчетность, составленную по таксономии, начиная с 2018 года (п. 2 разд. II Закона № 2164).
«Связанная» отчетность
Вместе с финотчетностью придется подавать еще и так называемый Отчет об управлении — документ, содержащий финансовую и нефинансовую информацию, которая характеризует состояние и перспективы развития предприятия и раскрывает основные риски и неопределенности его деятельности.
Подача этого Отчета предусмотрена Директивой № 2013/34/ЕС*. В ней сказано, что информация, предоставляемая в Отчете об управлении, не должна ограничиваться финансовыми аспектами производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она также должна включать в себя анализ экологических и социальных аспектов производственно-хозяйственной деятельности, необходимых для понимания развития, результативности или состояния предприятия.
* Директива Европейского Парламента и Совета ЕС о ежегодной финансовой отчетности, консолидированной финансовой отчетности и связанных с ними отчетах определенных типов компаний от 26.06.2013 г. № 2013/34/ЕС.
Содержание Отчета об управлении приведено в ст. 19 Директивы № 2013/34/ЕС. А его форму определит Минфин совместно с Госстатом (ст. 11 Закона о бухучете).
От предоставления Отчета об управлении освобождены только микро- и малые предприятия
Средние же предприятия будут вправе не отражать в нем нефинансовую информацию.
Для предприятий, которые осуществляют деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения или заготовку древесины и при этом представляют общественный интерес, будет введен еще один вид отчетности — Отчет о платежах в пользу государства. Он представляет собой документ, содержащий детализированную информацию о налогах, сборах и других платежах предприятий, подлежащих уплате в пользу государства в соответствии с законом.
При этом к предприятиям, осуществляющим деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения, относятся предприятия, которые осуществляют деятельность по:
— геологическому изучению, в том числе опытно-промышленной разработке, месторождений полезных ископаемых общегосударственного значения и/или
— добыче полезных ископаемых общегосударственного значения и/или
— выполнению работ (осуществлению деятельности), предусмотренных соглашением о разделе продукции по полезным ископаемым общегосударственного значения и/или
— транспортировке по трубопроводам (в том числе с целью транзита) углеводородов и химических продуктов.
Порядок и сроки подачи финотчетности, Отчета об управлении и Отчета о платежах в пользу государства определит Кабмин (ч. 2 ст. 11 Закона о бухучете).
Обнародование и уточнение финотчетности
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете все без исключения предприятия должны обеспечивать доступность финотчетности для ознакомления юридических и физических лиц по месту нахождения этих предприятий.
Одновременно с этим ч. 2 ст. 14 Закона о бухучете вводит новую обязанность предоставлять копии финотчетности по запросу юридических и физических лиц в порядке, предусмотренном Законом Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.
Состав и сроки обнародования финотчетности представим в табл. 2.
Таблица 2. Состав и сроки обнародования финотчетности
Категория предприятия | Состав финотчетности | Обнародование финотчетности |
Микропредприятия | Подают сокращенную по показателям финотчетность в составе Баланса и Отчета о финансовых результатах. Освобождаются от подачи Отчета об управлении | Финансовые учреждения (кроме представляющих общественный интерес), относящиеся к микро- и малым предприятиям, обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным, обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)* |
Малые предприятия | ||
Средние предприятия | Подают полную финотчетность согласно П(С)БУ. Вправе не отражать в Отчете об управлении нефинансовую информацию | Обязаны обнародовать не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным, годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)* |
Крупные предприятия | Подают финотчетность по МСФО, а также Отчет об управлении в полном объеме | Крупные предприятия, которые не являются эмитентами ЦБ, обязаны не позднее чем до 1 июня года, следующего за отчетным, обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме)*. Все другие «общественно-интересные» предприятия, публичные акционерные общества, субъекты естественных монополий на общегосударственном рынке, предприятия, осуществляющие добычу полезных ископаемых общегосударственного значения, обязаны не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным, обнародовать годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением на собственной веб-странице (в полном объеме) и иным способом в случаях, определенных законодательством |
* Такая обязанность возникнет с 1 января 2019 года (п. 1 разд. II Закона № 2164). |
Как видим, пользователи финотчетности получат доступ не только к финотчетности, но и к аудиторским заключениям. Ведь финотчетность должна быть опубликована вместе с таким заключением.
Важно! Со следующего года ч. 6 ст. 14 Закона о бухучете позволит подавать уточненную финотчетность. При этом подать уточненку, дабы заменить ранее поданную финотчетность, можно будет:
— по результатам проведения аудиторской проверки;
— с целью исправления самостоятельно выявленных ошибок;
— по другим причинам.
Подавать и обнародовать уточненную финотчетность будем в том же порядке, что и уточняемую финотчетность.
Недостатки в первичке
Не обошел вниманием законодатель и первичный документ, а именно правильность его оформления.
Так, обновленная ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете прямо устанавливает: несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозяйственной операции, не могут быть основанием для непризнания такой хозоперации. Единственное условие — такие недостатки не препятствуют возможности идентифицировать лицо, принимающее участие в ее осуществлении, и содержат сведения о:
— дате составления документа;
— названии предприятия, от имени которого составлен документ;
— содержании и объеме хозяйственной операции и т. п.
По задумке законодателя, эта новация должна лишить налоговиков «козыря» не признавать расходы на основании якобы неверно оформленных первичных документов. Правда, какие недостатки первички считать несущественными, нигде не расшифровывается. Возможно, такие признаки придется зафиксировать в приказе об учетной политике предприятия. Пока время терпит, подождем реакции Минфина по этому поводу.
В дополненной ч. 3 ст. 9 Закона о бухучете прямо уточняется, что
права и обязанности сторон, которые возникают по результатам осуществления хозоперации, оформленной первичным документом, не зависят от факта отражения такой операции в регистрах и на счетах бухучета
Изрядно подкорректированный Закон о бухучете содержит еще множество других новшеств. В частности, его ст. 4, описывающая принципы бухучета и финотчетности, изложена в новой редакции. А «понятийная» ст. 1 расширена за счет включения в нее новых терминов. Претерпели изменения и некоторые «старые» определения. Отныне НП(С)БУ должны соответствовать МСФО и законодательству Евросоюза в сфере бухучета. Поэтому ждем изменений в П(С)БУ…
выводы
- Классификация предприятий для целей бухучета и финотчетности определена самим Законом о бухучете. Для попадания в соответствующую группу нужно соответствовать как минимум двум из трех критериев.
- Крупные предприятия входят в круг предприятий, представляющих общественный интерес. Значит, «крупняки» будут обязаны составлять свою финотчетность в соответствии с МСФО.
- От подачи Отчета об управлении освобождены лишь микро- и малые предприятия. Средние предприятия смогут не отражать в нем нефинансовую информацию.
- Со следующего года появится возможность подавать уточненную финотчетность, в частности, по результатам проведения аудиторской проверки и для исправления самовыявленных ошибок.
- Несущественные недостатки в документах, содержащих сведения о хозоперации, не могут быть основанием для ее непризнания.