На практике можно встретить ситуации, когда покупатель в рамках гарантийного срока проводит ремонт некачественного товара за свой счет, а продавец компенсирует ему эти расходы.
Действительно, право покупателя требовать у продавца возмещения расходов на устранение недостатков приобретенного некачественного товара закреплено ч. 1 ст. 678 ГКУ. В свою очередь, именно на продавца возложена обязанность устранить недостатки некачественного товара. Причем не имеет значения — выполнит он эти работы самостоятельно или с привлечением сторонней организации.
В данном случае продавец выполняет свои гарантийные обязательства за счет третьего лица и таким третьим лицом является непосредственно сам покупатель. Другими словами, покупатель осуществляет поставку работ в понимании п.п. 14.1.191 НКУ. А раз есть поставка — есть объект обложения НДС.
Причем не нужно путать возмещение расходов на выполнение работ с возмещением убытков. Вот операция по возмещению убытков не является объектом обложения НДС. Ведь под убытками понимают потерю или повреждение имущества потерпевшей стороны, а также не полученные ею доходы, которые такая сторона получила бы в случае надлежащего выполнения обязательства второй стороной. То есть, в данном случае отсутствует факт выполнения и передачи работ/услуг между сторонами, а значит, полученные средства не соответствуют определению поставки работ/услуг (п.п. 14.1.191 НКУ). Впрочем, и здесь налоговики (см. 101.07 БЗ) продолжают безосновательно настаивать на том, что потерпевшая сторона должна начислить налоговые обязательства по НДС на сумму полученной компенсации. О том, что такие выводы законодательно не подкреплены, мы говорили неоднократно (см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 57, с. 4, № 13, с. 19, № 27, с. 31).
Другое дело, когда стороны согласовали, что работы по устранению недостатков некачественного товара осуществляет покупатель, а продавец их возмещает. Причем условия выполнения гарантийных обязательств (в том числе компенсации расходов покупателя в случае устранения им недостатков товара) должны детально оговариваться в договоре.
Таким образом, покупатель — плательщик НДС (он же исполнитель ремонтных работ) обязан начислить налоговые обязательства по НДС, а продавец — плательщик НДС (заказчик) имеет право учесть эти суммы в составе налогового кредита. Безусловно, при наличии правильно оформленной и зарегистрированной в ЕРНН налоговой накладной.
Что касается составления налоговой накладной покупателем, то в этом вопросе все традиционно. На дату первого события (выполнения работ или перечисления денежных средств) покупатель составляет НН и регистрирует ее в ЕРНН.
Поскольку продавец возмещает именно работы по устранению недостатков (ремонту) товара, то в графе 2 налоговой накладной указываем «відшкодування вартості ремонтних робіт...» и проставляем код услуг*, который соответствует виду ремонтируемого товара.
* Напомним, что для целей НДС не существует разницы между поставкой услуг и поставкой работ. Работы вписываются в определение поставки услуг.
Причем, если в стоимость работ входит стоимость материалов, то перечислять номенклатуру используемых материалов и коды УКТ ВЭД на них не нужно. Достаточно определить код выполняемой работы. Например: 95.21 «Ремонтування побутової електронної техніки» или 95.22 «Ремонтування господарсько-побутових приладів і устатковання домашнього та садового вжитку». И помните: название ремонтных работ в НН должно отвечать первичным документам, подтверждающим их выполнение.