Темы статей
Выбрать темы

Спортзал в офисе

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Чтобы разрядить напряженную рабочую атмосферу в офисе, разбавив ее активным и полезным отдыхом, руководитель предприятия принял решение «оспортивить» офис: поставить в нем теннисный стол, а также пару кардиотренажеров для разминки сотрудников. В связи с этим у бухгалтера возник ряд учетных вопросов. Их решением и займемся.

Вариаций на спортивную тему может быть огромное количество (см., например, абонементы в спортзал или бассейн на с. 44). Не исключены занятия спортом в офисе: когда работники в течение рабочего дня могут делать мелкие физкульт-перерывы либо заняться спортом в послерабочее время.

На первый взгляд может показаться, что закупаемый спортинвентарь для разминок работников (в нашем случае это кардиотренажеры и теннисный стол) имеют нехозяйственное предназначение. Поэтому-то бухгалтер и задумался над их учетом, обратившись к нам с вопросом: придется ли для налоговоприбыльных целей корректировать финрезультат на расходы, связанные с приобретением тренажеров и спортинвентаря? А «на закуску» еще один: нужно ли переводить часть площади офиса, занятой под спорт, в непроизводственную площадь офиса? Давайте разбираться по порядку. Но сперва все-таки выясним природу таких расходов.

Даже если оборудование спортуголка (комнаты) в офисе рассматривать как соцпакет, то, учитывая его неперсонифицированность (вряд ли кто-то будет следить, кто и сколько раз в день посещал спортуголок для разминки, т.е. под зарплату не подтянуть), у контролеров могут возникнуть вопросы, связанные с хозяйственностью этих расходов. Однако ее можно доказать, увязав организацию спортуголка с охраной труда.

По нашему мнению, у предприятия есть все шансы расходы, связанные с оборудованием помещения для спортивной разминки работников, закупкой спортивного инвентаря, охарактеризовать как расходы на охрану труда. В частности, в виде лечебно-профилактических мер и средств, направленных на сохранение жизни, здоровья и трудоспособности человека в процессе труда (ст. 1 Закона № 2694).

Поскольку офис предприятия* — «компьютеризированная» территория, то смотрим и соответствующие правила охраны труда. Так вот, согласно п. 1.3 Правил охраны труда во время эксплуатации ЭВМ, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 26.03.2010 г. № 65, рабочие места, оснащенные компьютерами, должны соответствовать требованиям Санитарных правил № 7 (ГСанПиН 3.3.2.007-98).

* Все дальнейшие аргументы могут касаться и любого другого «компьютеризированного» подразделения предприятия.

В свою очередь, в п. 2.17 этих Санправил прямо указано, что при «компьютеризированных» помещениях должны быть оборудованы бытовые помещения для отдыха во время работы и комната психологической разгрузки. В комнате психологической разгрузки следует предусмотреть установление устройств для приготовления и раздачи тонизирующих напитков, а также места для занятий физической культурой.

Так что связь с хоздеятельностью будет обеспечена тем, что расходы на создание в офисе спортуголка осуществляются во исполнение нормативно-правовых актов по охране труда.

И чтобы у проверяющих не возникло сомнений в хозяйственности расходов на покупку кардиотренажеров и теннисного стола, советуем:

(1) «выделить» их хознаправленность специальным приказом руководителя предприятия. В нем целесообразно дать ссылку на ст. 153 КЗоТ и п. 2.17 Санитарных правил № 7 и отметить, что приобретение необходимых для этого активов осуществляется именно во исполнение Санправил;

(2) добавить в Положение об охране труда пункт, оговаривающий оборудование места для занятий физической культурой (если, конечно, в вашем Положении такой оговорки еще нет).

Тренажеры и спортинвентарь

Бухгалтерский учет. Бухучет настольных спортивных игр, кардиотренажеров и спортинвентаря зависит от срока службы и стоимости каждого отдельно взятого купленного актива.

Так, кардиотренажеры, а также прочее спортивное оборудование, которым вы решили укомплектовать спортуголок, с ожидаемым сроком использования (эксплуатации) выше года, следует учесть как объекты основных средств (ОС).

Так вот, если у спортоборудования небольшая стоимость и она (!) не превышает стоимостный критерий, установленный в приказе об учетной политике (высокодоходникам его желательно устанавливать на уровне налогового критерия определения ОС — 6000 грн.), то учитывать их следует как объекты ОС в подгруппе МНМА на субсчете 112 «Малоценные необоротные материальные активы». Вы можете смело амортизировать их методом «50 %/50 %» (т. е. в размере 50 % амортизируемой стоимости в первом месяце использования объекта, а остальные 50 % — в месяце, когда решите списать с баланса) или «100 %» амортизируемой стоимости сразу в первом месяце использования (п. 27 П(С)БУ 7).

А вот дорогие тренажеры, первоначальная стоимость которых (!) превышает стоимостный критерий малоценности (или если этот критерий на предприятии вообще не установлен), учитывать придется как объекты ОС на субсчете 106 «Инструменты, приборы и инвентарь».

Карематы, коврики, ракетки, теннисные мячики и прочий «расходный» спортивный инвентарь, срок службы которого составляет, как правило, менее года, следует учитывать как малоценные быстроизнашивающиеся предметы (МБП) на счете 22 «Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы».

Амортизацию офисных спортобъектов (ОС, МНМА), а также стоимость прочего мелкого спортинвентаря (при передаче в офисный спортуголок) относим в расходы на счет 92 «Административные расходы».

Налог на прибыль. Если вы — малодоходник (с доходом не более 20 млн грн.) и приняли решение не корректировать финрезультат на разницы, то ваши учетные действия на этом заканчиваются. Начислять «налоговую» амортизацию согласно требованиям п. 138.3 НКУ таким плательщикам не надо. Вы просто ориентируетесь на бухучетный финрезультат. И больше ничего вам делать не нужно.

Если же вы — высокодоходник, то, учитывая «хозяйственную» направленность создания спортуголка в офисе, тренажеры стоимостью более 6000 грн. придется амортизировать как объект группы 6 ОС (минимальный срок амортизации — 4 года) и с учетом этих расчетов отражать амортизационную разницу (пп. 138.1, 138.2 НКУ).

Напомним: расчет амортизации ОС осуществляется по правилам бухучета. Для начисления амортизации применяются бухучетные методы, кроме производственного.

Недорогой спортинвентарь стоимостью менее 6000 грн. не относится к ОС и не принимает участия в налоговом учете для расчета разниц (см. письма ГФСУ от 19.01.2017 г. № 1000/6/99-99-15-02-02-15 и от 02.03.2017 г. № 4346/6/99-99-15-02-02-15, консультацию в БЗ 102.13).

Сомневаетесь и не хотите отстаивать хозяйственную направленность своего спортуголка? Тогда учтите нормы п.п. 138.3.2 НКУ: непроизводственные ОС, т. е.

объекты ОС, не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности плательщика налога, не подлежат амортизации

Механизм корректировки предусматривает, что «бухгалтерская» амортизация исключается из объекта налогообложения, а ее место в определении прибыли занимает «налоговая» амортизация. И если плательщик приобретает объекты «непроизводственных» ОС, то их «налоговая» амортизация будет равна нулю, и за счет такой разницы их бухгалтерская амортизация просто исключается из объекта обложения налогом на прибыль и никак в нем не учитывается.

НДС. Покупая снаряжение для физической разминки работников офиса (кардиотренажеры, теннисный стол и спортивный инвентарь к нему— теннисные ракетки, шарики), вы как обычно отражаете налоговый кредит по НДС. Главное условие известно: наличие правильно оформленной налоговой накладной, своевременно зарегистрированной в ЕРНН (п. 198.6 НКУ), или чека РРО на сумму до 240 грн., если «мелкий» спортинвентарь приходуете по авансовому отчету.

Что касается «компенсирующих» налоговых обязательств по п. 198.5 НКУ, то к соцпакетным гарантиям о создании спортивной атмосферы в офисе мы имеем еще и дополнительный «хозяйственный» аргумент — (!) спортивное снаряжение приобретается в целях выполнения требований законодательства в сфере охраны труда.

Так что, учитывая такую «хозяйственную» необходимость оборудования спортивного уголка в стенах «копьютеризированноого» офиса,

вы вполне можете настаивать на праве не компенсировать отраженный НК условными налоговыми обязательствами по п. 198.5 НКУ

Тем же, кто решит поосторожничать, не желая лишний раз вступать с контролерами в спор за «хозяйственность», напомним: начислить «компенсирующие» НО по п.п. «в» п.п. 198.5 ПКУ следует не позднее последнего дня периода, в котором у вас возникло право на НК. Ориентироваться придется на покупную цену тренажеров и спортинвентаря (п. 189.1 НКУ), отразив НО в сводной НН с типом причины «04» и условным ИНН «600000000000» (п. 11 Порядка № 1307*).

* Порядок заполнения налоговой накладной, утвержденный приказом Минфина от 31.12.2015 г. № 1307.

Сумму НДС не забудьте включить в первоначальную стоимость ваших спортивных объектов ОС, МНМА или МБП.

Учет покупки тренажеров и спортинвентаря рассмотрим на примере.

Пример. Предприятие в помещении офиса оборудует спортуголок. Для этих целей были приобретены: кардиотренажер (беговая дорожка) — 72000 грн. (в том числе НДС — 12000 грн.), теннисный стол — 18000 грн. (в том числе НДС — 3000 грн.), теннисные ракетки и шары на сумму с НДС — 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.).

Учет приобретения тренажеров и спортинвентаря

№ п/п

Содержание операции

Бухгалтерский учет

Сумма, грн.

Дт

Кт

1

Оплачена стоимость спортоборудования и инвентаря

371

311

91800

2

Отражена сумма НДС (до регистрации НН в ЕРНН)

644/1

644

15300

3

Отражен налоговый кредит по НДС (получены НН, зарегистрированные в ЕРНН)

641/НДС

644/1

15300

4

Получены спортобъекты:

— кардиотренажер

152

631

60000

— теннисный стол

153

631

15000

— спортинвентарь

22

631

1500

5

Списана сумма начисленного ранее налогового кредита по НДС

644

631

15300

6

Отражен зачет задолженностей

631

371

91800

7

Введены/переданы в эксплуатацию:

— кардиотренажер

106

152

60000

— теннисный стол (метод амортизации 100 %)

112

153

15000

92

132

15000

— спортинвентарь

92

22

1500

8

Начислена амортизация на стоимость введенного в эксплуатацию кардиотренажера*

92

131

417

(условно)

* В следующем месяце, после ввода кардиотренажера в эксплуатацию (п. 29 П(С)БУ 7).

Спортплощадь офиса

Налог на прибыль. Для спортивных занятий-разминок вам понадобится не только спортинвентарь, но и место, где он будет установлен (т. е. куда работник офиса может прийти вместо перекура размяться, пройтись или пробежаться, а в обеденный перерыв еще и сыграть пару сетов в настольный теннис).

Учитывая, что офис — объект производственных ОС, у бухгалтера неспроста возник вопрос: а нужно ли часть площади офиса, занятой под спорт, переводить в непроизводственную? Не потребуют ли налоговики эту часть офиса учитывать в налоговом учете как непроизводственную (т. е. не начислять налоговую амортизацию)?

Это важно для НДС и для высокодоходных плательщиков налога на прибыль, у которых наличие непроизводственных ОС (т. е. не предназначенных для использования в хозяйственной деятельности) приводит к возникновению увеличивающих финрезультат разниц.

Выделение места/ комнаты под занятия физической культурой, — хозяйственная необходимость, связанная с выполнением предприятием требований законодательства в сфере охраны труда. Так что площадь офиса, выделяемая под спортивные нужды, своей «хозяйственной» направленности не меняет. Поэтому спокойно продолжайте для налоговых целей амортизировать здание офиса в составе производственных ОС.

Тем же, кто опять-таки, возможно, будет терзаться сомнениями и неготовностью вступать в споры с контролерами о «хозяйственности» места для спортивных занятий работников, пригодится следующее.

Спорттренажеры, теннисный стол размещаете в общем помещении офиса (например, это может быть просторный холл офиса либо же даже рабочая зона, где находятся ваши работники). В таком случае говорить, что часть занятой под спортразминки площади, является нехозяйственной и превращается в непроизводственную, нельзя. Объект ОС — здание офиса все так же остается производственным объектом ОС, в том числе и площадь, отведенная под спорт. Выделить ее как-то из производственной не получится — ввиду общего предназначения занимаемого помещения.

В НКУ предусмотрен порядок перевода в непроизводственные ОС (т. е. не предназначенные для использования в хозяйственной деятельности) (!) всего объекта ОС. В таком случае высокодоходники обязаны:

— с месяца, следующего за месяцем перевода в непроизводственные, по объекту прекратить начислять «налоговую» амортизацию (п. 138.3 НКУ);

— в периоде перевода начислить «компенсирующие» НО (п.п. «в» п. 198.5 НКУ), если, конечно, при приобретении/сооружении производственных ОС по «входному» НДС возникло право на НК. Составив НН с типом причины «06» и условным ИНН «400000000000» (п. 12 Порядка № 1307).

У нас же выделяется под спорт только часть, что важно (!), производственного объекта ОС. То есть по сути весь офис, несмотря на это, остается производственным. Так что в таком случае какие- либо манипуляции, связанные с объектом ОС — офисом, в налоговом учете не проводим.

Тем не менее

не исключаем, что налоговики будут пытаться не признавать выделенную под спорт часть офиса производственной и потребуют в налоговых целях ее не амортизировать

Бухгалтерский учет. В бухучете никаких маневров не проводим: объект ОС — «офис» продолжает амортизироваться в полном составе.

НДС. Выделенная часть офиса или отдельная его комната под спорт (на нужды, связанные с охраной труда) не теряет своей хозяйственной направленности, соответственно начислять «компенсирующие» НО согласно п.п. «в» п.п. 198.5 НКУ не нужно.

Но опять-таки не исключено, что налоговики потребуют начислить «компенсирующие» НО.

В конце еще один важный момент. Учитывая, что спортуголок ваши сотрудники будут посещать НЕперсонифицированно, то объекта для НДФЛ не будет. А следовательно, не будет и ВС! Так что оспортивливайте своих работников на здоровье!

выводы

  • В бухучете нет деления активов на «производственные» и «непроизводственные». Поэтому тренажеры и спортинвентарь учитываются в составе ОС, МНМА или МБП.
  • Покупка спортинвентаря не повлияет на налоговый учет у малодоходников. А вот высокодоходникам ввиду того, что налоговые непроизводственные ОС у них не амортизируются, придется доказывать производственность спортинвентаря.
  • По спортоборудованию вы вполне можете настаивать на праве не компенсировать отраженный НК условными налоговыми обязательствами.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше