(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 34
  • № 33
  • № 32
  • № 31
  • № 30
  • № 28
  • № 27
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
7/20
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Апрель , 2018/№ 29

Аудит, аудит! или Что приготовил новый Закон

http://tinyurl.com/yyyhk6co
С 1 октября на смену старому придет обновленный Закон об аудите*. Он гармонизирует нормы национального аудиторского законодательства с евросоюзным. Как это затронет интересы обычного предприятия? Секреты раскроем в данной статье.

* Закон Украины «Об аудите финансовой отчетности и аудиторской деятельности» от 21.12.2017 г. № 2258-VIII.

Для кого аудит обязателен?

С 01.01.2019 г. обнародовать годовую финотчетность** должны:

** Кто должен опубликовать финотчетность за 2017 год, см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 27, с. 6.

— предприятия, представляющие общественный интерес, в рядах которых оказались крупные предприятия;

— средние предприятия (см. ст. 14 Закона о бухучете***).

*** Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

И те и другие обязаны подтверждать свою годовую финотчетность аудиторским заключением. А значит, в понимании п. 16 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите проводить обязательный аудит финотчетности. Последний представляет собой аудиторскую услугу по проверке данных бухучета и показателей финотчетности и/или консолидированной финотчетности (п. 1 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите):

— юридического лица;

— представительства иностранного субъекта хозяйствования;

— другого субъекта, который подает финотчетность и консолидированную финотчетность группы.

Цель проверки — выразить независимое мнение аудитора о соответствии финотчетности во всех существенных аспектах требованиям НП(С)БУ, МСФО либо иным требованиям

Уверенность пользователям финотчетности в этом призван предоставить аудиторский отчет (ч. 1 ст. 14 Закона об аудите).

Понятно, спрос на аудиторские услуги значительно возрастет. Но и уровень доверия инвесторов к финотчетности отечественных предприятий (в том числе государственных компаний), по мнению законодателя, повысится. Ведь она перед обнародованием пройдет «горнило» аудита.

Какие неаудитуслуги под запретом?

Аудиторская деятельность имеет ограничения по совместимости с предпринимательской и другими видами деятельности.

Так, ч. 4 ст. 6 Закона об аудите не разрешает предоставлять «общественно интересным» (а значит, и крупным) предприятиям одновременно с услугами по обязательному аудиту финотчетности целый ряд неаудиторских услуг. Среди них услуги по:

1) составлению налоговой отчетности, расчету обязательных сборов и платежей, представительству юридических лиц в спорах по указанным вопросам;

2) консультированию по вопросам управления, разработке и сопровождению управленческих решений;

3) ведению бухучета**** и составлению финансовой отчетности;

**** Заметим, что предприятие, представляющее общественный интерес, обязано создать бухслужбу во главе с главным бухгалтером в составе не менее двух человек (ч. 4 ст. 8 Закона о бухучете).

4) разработке и внедрению процедур внутреннего контроля, управления рисками, а также информационных технологий в финансовой сфере;

5) предоставлению правовой помощи в форме:

— услуг юрисконсульта по обеспечению ведения хозяйственной деятельности;

— ведения переговоров от имени юридических лиц;

— представительства интересов в суде;

6) кадровому обеспечению юридических лиц в сфере бухгалтерского учета, налогообложения и финансов, в том числе услуги по предоставлению персонала, принимающего управленческие решения и отвечающего за составление финотчетности;

7) оценке;

8) услуги, связанные с привлечением финансирования, распределением прибыли, разработкой инвестиционной стратегии, кроме услуг по предоставлению уверенности в финансовой информации, включая проведение процедур, необходимых для подготовки, обсуждения и выпуска писем-подтверждений в связи с эмиссией ценных бумаг юридических лиц.

Однако услуги по оценке доступны таки субъектам аудиторской деятельности и/или участникам аудиторской сети (сети)

Но это возможно только при условии, что:

— такие услуги не влияют прямо или имеют несущественное влияние отдельно или в целом на финотчетность, подлежащую аудиту;

— оценка влияния на подлежащую аудиту финотчетность надлежащим образом задокументирована и пояснена в дополнительном отчете, направляемом аудиторскому комитету заказчика;

— субъект аудиторской деятельности придерживается принципов независимости, установленных Законом об аудите.

В число аудиторских субъектов входят (п. 21 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите):

1) аудиторская фирма;

2) аудитор, соответствующий таким критериям:

— осуществляет аудиторскую деятельность как физическое лицо — предприниматель или осуществляет независимую профессиональную деятельность;

— приобрел право на осуществление аудиторской деятельности по основаниям и в порядке, предусмотренным Законом об аудите;

— включен в Реестр как субъект аудиторской деятельности.

При этом аудиторы могут проводить преподавательскую, творческую и научную деятельность, подготовку публикаций с получением соответствующих гонораров без ограничений.

Что грозит аудиторам?

Чтобы аудиторы и субъекты аудиторской деятельности не «расслаблялись», Закон об аудите усилил для них ответственность. Так, за совершение профессионального проступка к ним может быть применено одно из таких взысканий (ч. 6 ст. 42 Закона об аудите):

— предупреждение;

— приостановление права предоставлять услуги по обязательному аудиту финотчетности на срок от 1 месяца до 3 лет;

— официальное заявление Органа общественного надзора за аудитдеятельностью или Аудиторской палаты Украины о несоответствии аудиторского отчета требованиям Закона;

— наложение штрафа на аудитора или аудитсубъекта;

— исключения аудитора или аудитсубъекта из Реестра.

На какие штрафы и за какие нарушения могут нарваться аудитсубъекты по ч. 8 ст. 42 Закона об аудите, см. в таблице.

А вот аудиторам светит штраф по ст. 16626 КоАП за непредоставление информации Органу общественного надзора. Эта норма вступит в силу с 1 января 2019 года.

Ответственность субъектов аудиторской деятельности

Состав нарушения

Размер штрафа

Несоблюдение требований Закона об аудите по обеспечению достаточного уровня квалификации и опыта аудиторов и привлекаемого персонала в ходе обязательного аудита финотчетности (п. 4 ч. 1 ст. 23)

До 30 %*

Нарушение условий определения вознаграждения за услуги по обязательному аудиту финотчетности (ст. 26)

Несоблюдение ограничений по предоставлению услуг (ст. 27)

Нарушение продолжительности выполнения задания по обязательному аудиту финотчетности «общественно интересных» предприятий (ст. 30)

Предоставление услуг по обязательному аудиту финотчетности без действующего договора страхования гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами

До 10 %*

* От суммы вознаграждения по договору о предоставлении аудиторских услуг.

Как действовать предприятию?

Аудиторские услуги предоставляются на основании договора о предоставлении аудиторских услуг, заключенного между субъектом аудиторской деятельности и заказчиком (ч. 1 ст. 7 Закона об аудите). Заказчиком п. 11 ч. 1 ст. 1 Закона об аудите считает юридическое или физическое лицо, которое в соответствии с законодательством обязано или имеет право заказывать аудиторские услуги.

При этом заказчик имеет право свободного выбора субъекта аудиторской деятельности с соблюдением требований Закона об аудите и других нормативно-правовых актов (ч. 3 ст. 7).

Предприятия, представляющие общественный интерес, проводят конкурс по отбору аудитсубъектов, которые могут предоставлять услуги по обязательному аудиту их финотчетности (ч. 3 ст. 29 Закона об аудите). Для этих целей

крупные предприятия обязаны создать аудиторский комитет или же возложить соответствующие функции на ревизионную комиссию (наблюдательный совет)

Другие «общественно интересные» предприятия могут делегировать функции аудиторского комитета отдельному подразделению органа управления или наблюдательному органу (ст. 34 Закона об аудите).

Большинство членов аудиткомитета «общественно интересного» предприятия (в случае его создания) не должны быть связаны с ним. В состав аудиткомитета не могут входить должностные лица органов управления такого предприятия. А по меньшей мере один его член должен быть компетентным в сфере бухучета и/или аудита.

Не забыл Закон об аудите и об ответственности для предприятий. Вновь введенная ст. 16316 КоАП (заработает с 01.01.2019 г.) предлагает налагать штраф за нарушение порядка обнародования финотчетности или консолидированной финотчетности вместе с аудиторским отчетом в размере от 17000 до 34000 грн.

При повторном на протяжении года нарушении штраф составит уже от 34000 до 51000 грн.

Рассматривать дела об административных правонарушениях уполномочен Орган общественного надзора за аудитдеятельностью (ст. 24422 КоАП). От его имени рассматривать дела об админправонарушениях и налагать админвзыскания вправе исполнительный директор Инспекции по обеспечению качества.

Кого назначат крайним, догадаться не сложно. Поэтому поспешите обезопасить себя от этой участи! Раз аудиторский отчет подают аудиторскому комитету, то и отвечать его председателю. Но это должно быть документально зафиксировано!

выводы

  • С 01.01.2019 г. обнародовать свою годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением должны все без исключения крупные и средние предприятия.
  • Закон об аудите запрещает предоставлять «общественно интересным» предприятиям одновременно с услугами по обязательному аудиту финотчетности целый ряд неаудиторских услуг.
  • За допущенные в ходе обязательного аудита нарушения субъект аудиторской деятельности может поплатиться штрафом в размере до 30 % суммы полученного им вознаграждения.
  • Нарушение порядка обнародования финотчетности вместе с аудиторским отчетом с 01.01.2019 г. влечет штраф от 17000 до 34000 грн.
Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
аудиторское законодательство, аудит финотчетности, аудиторская деятельность, аудиторские услуги, аудиторское заключение, ответственность за нарушения добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье