вывод документа
МСФО-новички, избравшие датой перехода на МСФО 01.01.2018 г., составляют и подают финансовую отчетность за 2018 год (промежуточную, годовую и консолидированную) в соответствии с требованиями НП(С)БУ
По обновленным требованиям ч. 2 ст. 121 Закона о бухучете* ряды МСФО-обязанных с 1 января 2018 года пополнили:
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.
— крупные предприятия и
— предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения**. Перечень полезных ископаемых общегосударственного значения определен постановлением КМУ от 12.12.94 г. № 827.
** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 4.
При этом в отношении даты перехода на международные стандарты для таких МСФО-новичков «пальму первенства» Минфин отдал 01.01.2018 г. (см. письмо № 37175*** // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 7, с. 4). Хотя при желании эти предприятия могут выбрать и более раннюю дату — 01.01.2017 г.
*** Письмо Минфина от 29.12.2017 г. № 35210-06-5/37175.
В зависимости от установленной даты перехода первая финотчетность по МСФО подается «крупняками» и «добытчиками» либо за 2019 год, либо уже за 2018 год.
Для тех, кто избрал датой перехода 01.01.2018 г., Минфин в письме № 37175 предлагал такой сценарий: вести учет по НП(С)БУ, а некую «предварительную» финотчетность за 2018 год составлять по МСФО, действующим на 31.12.2019 г. Причем в указанной финотчетности вообще не нужно было приводить сравнительную информацию за 2017 год (кроме Баланса). Это изначально являлось признаком несоответствия финотчетности МСФО. Более того, нарушались предписания п. 4 разд. III НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности» в отношении сопоставимости финотчетной информации, а также нормы его п. 11 разд. II. Последний как раз требует соблюдать алгоритм МСФО-перехода, который выдвигает МСФО 1 «Первое применение Международных стандартов финансовой отчетности».
Комментируемым письмом Минфин подрихтовал свою прежнюю точку зрения. Теперь он четко заявил: при выборе датой перехода 01.01.2018 г. промежуточную, годовую и консолидированную финотчетность за 2018 год МСФО-новички составляют и подают, руководствуясь нацстандартами. При этом для обеспечения сопоставимости показателей такую финотчетность отечественного пошиба пересчитывают (трансформируют) по МСФО согласно требованиям МСФО 1, включая вступительный Баланс на 01.01.2018 г. А уже начиная с 01.01.2019 г. крупняки и добытчики составляют промежуточную, годовую и консолидированную финотчетность за 2019 год по МСФО.
Тогда при выборе даты перехода — 1 января 2018 года, МСФОшникам-новобранцам предстоит:
1) составить и подать финотчетность за 2018 год по НП(С)БУ;
2) составить первую МСФО-отчетность (промежуточную, годовую и консолидированную) за 2019 год по МСФО, действующим на 31.12.2019 г.;
3) предоставить в составе первой МСФО-отчетности (промежуточной, годовой и консолидированной) за 2019 год в качестве сравнительной информации данные финотчетности за 2018 год, пересчитанные согласно предписаниям МСФО. Соответственно финотчетность за 2018 год (в том числе и промежуточную) нужно будет трансформировать под требования МСФО. При этом по МСФО подлежит пересчету также вступительный Баланс на 01.01.2018 г.
В итоге первая МСФО-отчетность за 2019 год должна включать три Баланса: на 01.01.2018 г., на 31.12.2018 г. и на 31.12.2019 г.
вывод документа
Годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность за 2017 год обнародуют в порядке, установленном Законом о бухучете в редакции, действовавшей до 1 января 2018 года
Заработавшая с начала текущего года новая редакция ч. 3 ст. 14 Закона о бухучете обязывает обнародовать годовую финотчетность и годовую консолидированную финотчетность:
1) предприятия, представляющие общественный интерес (кроме крупных предприятий, которые не являются эмитентами ценных бумаг). К ним относятся:
— эмитенты ценных бумаг (ЦБ), ЦБ которых допущены к биржевым торгам;
— банки;
— страховщики;
— негосударственные пенсионные фонды и другие финучреждения (кроме тех, которые причислены к микро- и малым предприятиям);
— крупные предприятия;
2) публичные акционерные общества;
3) субъектов естественных монополий на общегосударственном рынке;
4) предприятия, осуществляющие деятельность по добыче полезных ископаемых общегосударственного значения.
Названные предприятия должны публиковать свою годовую финотчетность (в полном объеме) вместе с аудиторским заключением не позднее чем до 30 апреля года, следующего за отчетным периодом. Сделать это им нужно на собственной веб-странице и другим способом в случаях, определенных законодательством.
Кроме того, обнародовать на своей веб-странице годовую финотчетность вместе с аудиторским заключением согласно новой редакции ст. 14 Закона о бухучете обязаны:
— крупные предприятия, не являющиеся эмитентами ЦБ;
— средние предприятия;
— другие финучреждения, которые относятся к микро- или малым предприятиям.
Для них крайний срок установлен до 1 июня года, следующего за отчетным периодом. Правда, такая обязанность возникнет только с 1 января 2019 года.
Но! Поскольку поправки в Закон о бухучете действуют с 01.01.2018 г., возник вопрос: должны ли перечисленные выше предприятия уже за 2017 год обнародовать финотчетность, руководствуясь измененными правилами его ст. 14?
Как ни странно, Минфин выдал либеральное разъяснение на этот счет — обнародование годовой финотчетности и годовой консолидированной финотчетности за 2017 год осуществляется в порядке, установленном Законом о бухучете в редакции, действовавшей до 01.01.2018 г.!
А по старым правилам, напомним, обнародовать такую финотчетность Закон о бухучете обязывал:
— публичные акционерные общества;
— предприятия — эмитенты ипотечных облигаций, ипотечных сертификатов, облигаций предприятий и сертификатов фондов операций с недвижимостью;
— профессиональных участников фондового рынка, банки, страховщиков и другие финансовые учреждения.
Именно им нужно будет не позднее 30 апреля 2018 года разместить на собственной веб-странице свою финотчетность за 2017 год вместе с аудиторским заключением и обязательно опубликовать ее в периодических или непериодических изданиях.
Кроме того, если следовать рекомендациям Минфина, то по-старому обнародовать финотчетность за 2017 год предстоит:
— государственным и коммунальным предприятиям;
— тем хозобществам, более 50 % акций (долей) которых принадлежит государству/территориальной громаде;
— предприятиям, на 100 % принадлежащим государству/территориальной громаде.
Им нужно разместить свою квартальную и годовую финотчетность (в том числе консолидированную) за последние 3 года до 30.04.2018 г. на своем веб-сайте или на официальном веб-сайте соответствующего субъекта управления объектами государственной/коммунальной собственности.
Если годовая финансовая отчетность подлежит аудиту, то аудиторское заключение публикуют вместе с ней.