Приятно, наконец, услышать взвешенные выводы насчет неначисления НДС при ликвидации основных средств (ОС). Да еще и в ОНК! Да еще и после настойчивых попыток налоговиков волюнтаристски «обэНДэСить» самостоятельную ОС-ликвидацию. Наверняка вы в курсе их интересного толкования абзаца второго п. 189.9 НКУ (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 89, с. 2, № 41, с. 2, № 31, с. 5; 2018, № 39, с. 4).
Теперь по ликвидации прояснилось два момента.
вывод документа
Определен круг документов, подтверждающих вынужденную ликвидацию ОС (ввиду уничтожения, кражи и в других случаях без согласия плательщика), при которой не начисляют НДС
Вынужденная ликвидация (уничтожение, кража и пр.). При ликвидации ОС по независящим от плательщика причинам (разрушение при форс-мажоре, кража и пр.) основанием для неначисления НДС могут быть такие документы компетентных органов:
— сертификат ТПП о форс-мажоре;
— акт о пожаре;
— документ о краже из Единого реестра досудебных расследований;
— извлечение о прекращении права собственности на имущество (ст. 349 ГКУ);
— другие документы об уничтожении ОС.
вывод документа
Не нужно начислять НДС (ни по п. 189.9, ни по п. 198.5 НКУ) при самостоятельной ОС-ликвидации, оформленной актом формы № ОЗ-3 или другим документом произвольной формы (с реквизитами первичного), подтверждающим разборку или преобразование ОС
Самостоятельная ликвидация (разборка). Для неначисления НДС при самостоятельной ликвидации ее должен подтверждать самостоятельно составленный плательщиком документ. Причем им может быть как всем знакомый акт на списание утвержденной формы № ОЗ-3, так и документ произвольной формы (содержащий реквизиты первичного документа и позволяющий идентифицировать операцию — подтверждать невозможность дальнейшего использования ОС после уничтожения, разборки, преобразования по первоначальному назначению). При этом в ОНК подчеркивается, что НДС не будет ни по п. 189.9, ни по п. 198.5 НКУ.
Подавать ли контролерам документы? Ну а еще порадовал заключительный вывод ОНК. Ведь подводя итог двум ситуациям, Минфин прояснил еще один волнующий вопрос и успокоил: НКУ не определен механизм подачи плательщиком таких подтверждающих документов контролирующему органу. Поэтому плательщик сам решает, как подавать такие документы (можно копии) налоговикам:
— то ли по собственной инициативе,
— то ли после получения запроса от налоговиков.
В общем, непременно подавать их, скажем, вместе с НДС-декларацией за период ликвидации ОС (как раньше призывали контролеры, например, в БЗ 101.07) не нужно. А сделать это можно либо по желанию, либо по запросу налоговиков. Причем подать документы можно любым удобным способом: (1) лично или уполномоченным лицом, (2) по почте (с уведомлением о вручении и описью вложения) или (3) средствами электронной связи в электронной форме (правда, такая возможность пока не реализована, БЗ 101.23).