вывод документа
Взносы участника предприятия в дополнительный капитал осуществляются сверх уставного капитала и без решений об изменении его размера. Поэтому средства, которые поступили юрлицу на ЕН в виде таких взносов, облагаются ЕН в полном объеме
В комментируемом письме фискалы обращаются к ситуации, когда участники предприятия — плательщика ЕН делают взносы в дополнительный капитал этого предприятия.
Включаются ли такие взносы в базу обложения ЕН? Полтавские фискалы настаивают на том, что включаются. Аргументация следующая. В соответствии с п.п. 8 п. 292.11 НКУ в «единоналожный» доход не включаются лишь суммы средств и стоимость имущества, внесенные в уставный капитал такого плательщика. А следовательно, любые взносы, которые не приводят к изменению уставного капитала юрлица на ЕН, должны включаться в его доход и облагаться ЕН.
Прямо скажем: очень сомнительный вывод. Так как п. 5 П(С)БУ 15 предусматривает, что любое увеличение капитала предприятия за счет взносов его участников не может быть доходом по своей сути. То же самое предусмотрено ст. 1 Закона о бухучете* и п. 3 разд. І НП(С)БУ 1. Следовательно, п.п. 8 п. 292.11 НКУ — это констатация того простого факта, что предприятие по определению не может получать доходы в виде взносов, которые его участники делают, чтобы увеличить капитал предприятия.
* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.
Для юрлица на ЕН не важно, увеличивают такие взносы уставный капитал предприятия или отражаются как дополнительные взносы без увеличения размера уставного капитала. В любом случае в бухучете операции по осуществлению указанных взносов отражаются в корреспонденции со счетами капитала (счетами класса 4). С «доходными» счетами (счетами класса 7) эти операции никак не «пересекаются». И не могут «пересечься», потому что это прямо запрещено вышеприведенными нормами Закона о бухучете и П(С)БУ. Как следствие, такие поступления не являются доходом плательщика единого налога.
Полтавские фискалы сами ссылаются на описание бухучетного субсчета 422 «Прочий вложенный капитал». Итак, они не спорят с тем, что дополнительные взносы будут отражаться именно на этом субсчете. Чем и подтверждают нелепость собственного вывода о том, что такие взносы должны включаться в доходы.
Следует заметить, что сейчас ст. 18 Закона об ООО** прямо не предусматривает возможность для участников предприятий этой организационно-правовой формы делать дополнительные взносы без увеличения уставного капитала. Но и запрета на такие взносы нет. Примечательно, что в комментируемом письме идет речь не об ООО, а о частном предприятии (ЧП)***. Правила формирования его уставного капитала определяются в уставе.
*** Подробно о разнице между ООО и ЧП читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 99, с. 19.
Однако для нашей ситуации это не имеет принципиального значения. Даже ЧП, которое получает дополнительные взносы от своих участников и в соответствии с уставом не регистрирует при этом изменение уставного капитала, не должно включать такие взносы в свои «единоналожные» доходы. Просто потому, что не существует такого дохода, как взнос от участника. Такого дохода не предусматривают ни вышеприведенные нормы П(С)БУ, ни Концептуальная основа финансовой отчетности, ни МСБУ 18 «Доход» ****.
**** Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 28, с. 17.
Более того, п. 7 МСБУ 18 прямо говорит, что доход возникает только тогда, когда собственный капитал растет в результате валового поступления экономических выгод, возникающего в ходе обычной деятельности, а не в результате взносов участников. Поэтому никакие взносы от участника не могут быть доходом и включаться в базу обложения ЕН.