Темы статей
Выбрать темы

Норматив трудоустройства

Ушакова Лилия, эксперт по вопросам оплаты труда, Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Норматив трудоустройства лиц с инвалидностью действует уже не первый год. И, как правило, когда о нем слышат наши работодатели, то тяжело вздыхают: где же найти таких лиц, чтобы работали, как здоровые, да еще и норматив помогли выполнять... А может, нужно не вздыхать, а просто проанализировать, на каком рабочем месте на вашем предприятии можно трудоустроить работника с инвалидностью? Возможно, найдется, например, такая работа, которую этот работник сможет выполнять, работая на дому, в комфортных для себя условиях. Ведь сегодня Интернет предоставляет нам с вами неограниченные возможности! Не нужно вешать ярлыки «инвалид», «чернобылец», «мать-одиночка» и т. п. Нужно оценивать опыт, умение, знание и желание работать. Мыслите позитивно — и будет вам «плюсик в карму». Ну а сейчас предлагаем вам все-таки поговорить о нормативе трудоустройства лиц с инвалидностью.

Начало этого года ознаменовалось «громким» событием — вступлением в силу Закона Украины от 19.12.2017 г. № 2249-VIII. Цель данного Закона — привести нормы действующего законодательства в соответствие с положениями Конвенции ООН о правах лиц с инвалидностью.

Причем указанный Закон вносил изменения также и в Закон № 875, устанавливающий для работодателей норматив трудоустройства лиц, которым была установлена инвалидность! Более того! Он изложил в новой редакции нормы Закона № 875, определяющие обязанности работодателей в отношении трудоустройства таких лиц и ответственность за невыполнение таких обязанностей!

Что же изменилось? По тексту Закона № 875 слова «инвалид», «ребенок-инвалид» и «инвалид войны» заменены, соответственно, словами «лицо с инвалидностью», «ребенок с инвалидностью» и «лицо с инвалидностью в результате войны». Все...

Хотя, может, это и к лучшему? Кто его знает, что там наши законотворцы могли понапринимать...

Итак, с «громким» событием разобрались. Начинаем работать. ☺

В зависимости от степени расстройства функций органов и систем организма и ограничения жизнедеятельности лица ему может быть установлена I, II или III группа инвалидности.

Важно! Работодатель может использовать труд лиц с инвалидностью любой из трех групп, если согласно заключениям МСЭК состояние их здоровья позволяет выполнять профессиональные обязанности. Более того, ч. 3 ст. 18 Закона № 875 просто обязывает работодателей:

— выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью, в том числе специальные рабочие места, в пределах норматива.

Размер норматива составляет 4 % СКШР* учетного состава за год. Но если у работодателя трудоустроено от 8 до 25 человек, он равен одному рабочему месту

* Здесь и далее — среднеучетное количество штатных работников.

— создавать для лиц с инвалидностью условия труда с учетом индивидуальных программ реабилитации;

— предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью;

— отчитываться Фонду социальной защиты инвалидов (далее — Фонд) о занятости и трудоустройстве лиц с инвалидностью.

Но все ли работодатели обязаны выполнять норматив? И кто должен заниматься поиском лиц с инвалидностью с целью их трудоустройства на созданных рабочих местах?

Раз, два, три! Ищу я или ты?

По общему правилу создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в пределах норматива обязаны все работодатели*.

* Предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, физические лица, которые используют наемный труд (предприниматели, независимые профессионалы).

Исключений из этого правила всего два. Это:

— работодатели, у которых показатель СКШР учетного состава за отчетный год менее 8 человек;

— представительства иностранных компаний, не являющиеся юридическими лицами (см. письмо Фонда от 17.04.2006 г. № 06ю-75/667).

Заметим. Если предприятие имеет обособленные подразделения, то данные по ним оно указывает в своем сводном отчете. Отдельно такие подразделения не отчитываются о выполнении «инвалидного» норматива!

При этом лиц с инвалидностью с целью выполнения норматива оно может трудоустраивать непосредственно у себя и/или в своих обособленных подразделениях (см. письмо Фонда от 18.11.2016 г. № 1/6-815/02-01). Главное, чтобы в целом по головному предприятию и его обособленным подразделениям был выполнен норматив трудоустройства лиц с инвалидностью.

Все это хорошо, но кто должен заниматься поиском лиц с инвалидностью?

В ч. 3 ст. 19 Закона № 875 указано: работодатель обязан самостоятельно осуществлять трудоустройство лиц с инвалидностью на выделенные или созданные рабочие места в счет норматива рабочих мест исходя из требований ст. 18 данного Закона.

На первый взгляд может показаться, что эта норма Закона № 875 возлагает на работодателя среди прочего еще и обязанность поиска лиц с инвалидностью для трудоустройства на созданные для таких лиц рабочие места. Так ли это?

Мы уверены, что нет! Наши аргументы.

Как уже отмечалось выше, ч. 3 ст. 18 Закона № 875 обязывает работодателя создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью и предоставлять государственной службе занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью (о наличии созданных рабочих мест и вакансиях по ним). Заниматься поиском таких граждан с целью их трудоустройства — не его дело.

Так, в ч. 1 ст. 18 данного Закона указано, что право лиц с инвалидностью на трудоустройство и оплачиваемую работу обеспечивается путем их непосредственного обращения на предприятия или в государственную службу занятости.

А вот поиск подходящей работы в соответствии с рекомендациями МСЭК, имеющимися у лица с инвалидностью квалификацией и знаниями, с учетом его пожеланий осуществляет центр занятости. Об этом прямо сказано в ч. 3 ст. 181 Закона № 875.

Таким образом, поиском соответствующей работы для лиц с инвалидностью должен заниматься не сам потенциальный работодатель, а государственная служба занятости.

Что же делать, если на предприятие (к предпринимателю) нужно трудоустроить лицо с инвалидностью, чтобы выполнить норматив? Для этого:

1) издайте приказ о выделении (создании) рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью и введите в штатное расписание (зарезервируйте) должности (профессии), на которые планируется трудоустроить инвалидов;

2) подайте в центр занятости Отчет по форме № 3-ПН «Інформація про попит на робочу силу (вакансії)», утвержденной приказом Минсоцполитики от 31.05.2013 г. № 316, отметив в нем, что на вакантную должность готовы принять лицо с инвалидностью.

Если есть желание, можете принять еще и дополнительные меры, например, обратиться с письменным запросом в общественные организации лиц с инвалидностью, разместить объявление об «инвалидных» вакансиях в СМИ и на интернет-ресурсах, активно участвовать в мероприятиях, проводимых государственной службой занятости для трудоустройства лиц с инвалидностью.

Ваше предприятие приняло все меры для того, чтобы выполнить норматив, но необходимое количество лиц с инвалидностью так и не было трудоустроено?

К сожалению, в этом случае вам, скорее всего, придется доказывать свою правоту в суде. Дело в том, что, по мнению Фонда, за невыполнение норматива трудоустройства лиц с инвалидностью работодателю всегда «светят» административно-хозяйственные санкции (см. письмо Фонда от 12.09.2016 г. № 1/6-690/04).

О том, чего ожидать работодателю, который не выполнил норматив, читайте далее.

Ответственность за невыполнение норматива

Если не выполнен норматив

По общему правилу за невыполнение по итогам отчетного года норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью работодателю грозят административно-хозяйственные санкции (далее — АХС), предусмотренные ст. 20 Закона № 875. Размер таких санкций зависит от количества лиц, работающих на предприятии по основному месту работы.

Так, за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства лица с инвалидностью и не занятое им, необходимо уплатить АХС в сумме, равной:

половине средней годовой зарплаты штатного работника, если на предприятии работает от 8 до 15 человек;

средней годовой зарплате штатного работника, если на предприятии работает 15 и более человек.

Повезло в этом вопросе лишь учреждениям, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов (ч. 1 ст. 20 Закона № 875), и неприбыльным организациям (см. письма Фонда от 06.07.2007 г. № 1/6-313 и от 26.04.2007 г. № 1/5-375). На них АХС за невыполнение норматива не налагаются.

А вот единоналожники от уплаты АХС не освобождаются.

Все другие работодатели, которые не выполнили норматив, самостоятельно рассчитывают АХС и фиксируют их сумму в Отчете о занятости и трудоустройстве инвалидов по форме № 10-ПІ.

Уплатить санкции необходимо до 15 апреля года, следующего за годом, в котором не был выполнен норматив. Причем обратите внимание: в 2018 году 15 апреля — выходной день (воскресенье). Поэтому

АХС за 2017 год нужно уплатить не позднее 13 апреля 2018 года

Кому платить? Отделению Фонда по месту вашей регистрации (п. 2 Порядка уплаты АХС и пени).

А чего ожидать, если пропустить предельный срок уплаты? Тогда предприятию придется уплатить не только АХС, но еще и пеню. Расчет пени проводят исходя из 120 % годовых учетной ставки НБУ, действующей на момент уплаты задолженности, начисленной на полную сумму недоимки за весь срок ее существования (ч. 2 ст. 20 Закона № 785, пп. 3.1, 3.6 приказа Минтруда от 15.05.2007 г. № 223). С 26.01.2018 г. учетная ставка НБУ равна 16 %.

Важно! Контролирует выполнение «инвалидного» норматива Минсоцполитики (ч. 8 ст. 19 Закона № 875). При этом споры, которые возникают в случае невыполнения норматива и/или неуплаты (несвоевременной уплаты) АХС, решаются Фондом социальной защиты инвалидов или в судебном порядке.

Работодатель не уплатил своевременно санкции (или даже отказывается их добровольно уплатить)? Тогда Фонд обратится в административный суд с требованием о взыскании с работодателя суммы санкций и пени. На наш взгляд, успеть это сделать он должен в 3-месячный срок с момента возникновения оснований для предъявления требований по уплате (ч. 2 ст. 122 КАСУ).

Не только работодателю, но и его должностным лицам придется несладко, если не будет выполнен «инвалидный» норматив. Так, невыполнение должностным лицом, которое наделено правом принимать на работу и увольнять с работы, физическим лицом, использующим наемный труд, норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью влечет за собой наложение штрафа от 170 грн. до 340 грн.

Обратите внимание! Админштраф за невыполнение «инвалидного» норматива грозит только в том случае, если АХС не были уплачены или уплачены с нарушением сроков, установленных ст. 20 Закона № 875.

Если же работодатель своевременно и в полном размере уплатил АХС, админштраф согласно ст. 1881 КоАП налагаться не должен! В этом случае требование ст. 20 Закона № 875 считается выполненным (см. письмо Фонда от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01).

Что делать, если не согласны с АХС

Вы подавали в центр занятости Отчет по форме № 3-ПН, в котором указывали, что желаете трудоустроить лиц с инвалидностью, но центр занятости вам не направил нужное количество таких лиц, или направил, но они отказались от предложенной работы, или эта работа им была противопоказана согласно заключениям МСЭК?

Неужели в таком случае нужно молча платить АХС за нетрудоустройство лиц с инвалидностью в пределах норматива?

Если вы готовы «побороться» с Фондом, рекомендуем в такой ситуации отстаивать свою правоту в суде.

Дело в том, что АХС за рабочие места, предназначенные для трудоустройства лиц с инвалидностью и не занятые ими, уплата которых предусмотрена ст. 20 Закона № 875, является мерой воздействия на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения! Это не налог, сбор (обязательный платеж), который подлежит обязательной уплате.

Такая хозяйственно-правовая ответственность у предприятий (предпринимателей) наступает в случае, если они не докажут, что приняли все зависящие от них меры для недопущения этого хозяйственного правонарушения (ст. 218 ХКУ).

Подтверждают это и суды (см., например, постановления ВСУ от 26.06.2012 г. № 21-105а12, Днепропетровского апелляционного административного суда от 16.01.2018 г. по делу № 804/3775/17 и от 09.01.2018 г. по делу № 804/4474/17, Донецкого апелляционного административного суда от 23.01.2018 г. по делу № 805/2275/17-а, определение Житомирского окружного административного суда от 14.12.2017 г. по делу № 806/2501/17).

Суды подчеркивают, что на работодателя Законом № 875 возложена обязанность (1) создать рабочие места и условия для трудоустройства лиц с инвалидностью и (2) предоставлять центрам занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью.

При этом

обязанность работодателя по созданию рабочих мест для лиц с инвалидностью не сопровождается его обязанностью осуществлять поиск таких лиц для трудоустройства

Такая обязанность (обязанность поиска лиц с инвалидностью) возложена ст. 181 Закона № 875 на Государственную службу занятости.

Законодательством четко определено, что работодатель лишь обеспечивает трудоустройство лиц с инвалидностью, то есть оформляет на работу в соответствии с требованиями трудового законодательства лиц с инвалидностью, прибывших для трудоустройства (самостоятельно обратившихся к нему) или направленных из соответствующего центра занятости (см., например, постановление Донецкого апелляционного административного суда от 18.01.2018 г. по делу № 805/3083/17-а).

Рассматривая дела, суды сходятся в том, что административно-хозяйственные санкции не могут применяться к работодателю, принявшему все зависящие от него меры по трудоустройству лиц с инвалидностью на созданные им рабочие места (см. постановления Кировоградского окружного административного суда от 18.12.2017 г. по делу № П/811/723/17, Тернопольского окружного административного суда от 12.12.2017 г. по делу № 819/711/17). Какие именно меры должен предпринять работодатель, чтобы суды стали на его сторону? Работодатель должен:

1) создать (выделить) рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью. То есть в штатном расписании работодателя имеются должности (профессии), которые были созданы (выделены) для трудоустройства лиц с инвалидностью, но остались незанятыми по не зависящим от него причинам, например, в связи с отсутствием спроса на такие рабочие места;

2) проинформировать центр занятости о созданных им рабочих местах для трудоустройства лиц с инвалидностью путем предоставления соответствующих отчетов.

Заметим, что отчетность по форме № 3-ПН работодатели подают в центры занятости при наличии спроса на рабочую силу (вакансии).

При этом на сегодня не нужно ежемесячно направлять такие отчеты в центр занятости, если на начало месяца место, выделенное для лица с инвалидностью, осталось незанятым. Достаточно проинформировать центр занятости один раз, не позднее чем через три рабочих дня с даты открытия вакансии.

Актуальность указанных в форме № 3-ПН вакансий центр занятости уточняет сам не реже чем дважды в месяц во время личной встречи с работодателем, в телефонном режиме или через средства электронной связи.

С ответственностью за невыполнение норматива разобрались.

Пора поговорить еще об одной обязанности работодателя — отчитываться в Фонд занятости и трудоустройства лиц с инвалидностью.

«Инвалидный» Отчет

Начнем с хорошей новости — форма «инвалидной» отчетности не изменилась. Иначе говоря, по итогам 2017 года подаем Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов № 10-ПI (годовая), утвержденный приказом № 42.

Кто подает этот отчет? Работодатели, которые должны выполнять норматив трудоустройства лиц с инвалидностью (см. выше). В общем случае это те предприятия (предприниматели), у которых показатель СКШР учетного состава за отчетный (2017) год равен 8 или более человек. Куда подавать Отчет? В «родное» отделение Фонда (по месту регистрации предприятия).

На заметку! Если вы раньше подавали этот отчет, но за 2017 год у вас СКШР уменьшилась и вы «выпали» из рядов тех, кто обязан подавать форму № 10-ПІ, сообщите об этом в Фонд в произвольной форме. Отметим, что направление такого сообщения не предусмотрено «инвалидным» законодательством, но Фонд очень просит об этом в письме от 27.04.2016 г. № 1/6-300/02-01.

Но вернемся к тем, кто обязан отчитываться. За 2017 год рекомендуем подать Отчет по форме № 10-ПІ не позднее 28 февраля 2018 года. Но, если вы не успели, можете прийти в Фонд с Отчетом 1 марта. Из письма Фонда от 26.05.2016 г. № 1/6-374/02-01 следует, что специалисты будут рады принять у вас форму № 10-ПІ до окончания своего рабочего дня.

Отчет в Фонд работодатель может предоставить лично или направить по почте заказным письмом. Предоставление Отчета в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено (см. письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6-299/03-01).

Датой поступления Отчета считается дата подачи работодателем Отчета, а в случае его направления по почте — дата на почтовом штемпеле.

Кстати, на местах отделения Фонда просят работодателей вместе с Отчетом предоставлять копию статистического отчета по форме № 1-ПВ (срочная, месячная) «Звіт з праці» за январь — декабрь отчетного года (при наличии). Кроме того, в отдельных случаях Отчет подают вместе с дополнительными документами. Так, например, работодатели, которые имеют обособленные подразделения, в случае изменения их количества по сравнению с ранее поданными данными вместе с Отчетом подают в Фонд Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и обособленных подразделений работодателя по форме приложения к Инструкции № 42.

Заполняем строки Отчета

Порядок заполнения «инвалидного» Отчета определен Инструкцией № 42. Проблем с заполнением адресной части Отчета и сетки кодов, как правило, не возникает. Поэтому сразу переходим к знакомству со строками формы № 10-ПІ (см. таблицу ниже).

Таблица 1. Порядок заполнения строк Отчета по форме № 10-ПІ

Код строки

Что указываем

01

Указываем СКШР учетного состава за 2017 год (в целых единицах!).

Подсказка. Показатель СКШР за отчетный год можно найти в статотчетности по форме 1-ПВ «Звіт з праці» (месячная). Вы такой Отчет не сдаете? Ничего страшного. СКШР рассчитать вам поможет статья в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 58, с. 16, спецвыпуск

02

Указываем СКШР лиц с инвалидностью за 2017 год (в целых единицах*).

Подсказка. Этот показатель рассчитываем так же, как СКШР всех работников, только в расчет берем лиц с инвалидностью, для которых это место работы является основным,

независимо от их группы инвалидности и/или режима работы (полное/неполное/сокращенное рабочее время) (см. письмо Фонда от 18.11.2016 г. № 1/6-815/02-01).

Также в счет норматива можно зачесть основных работников с инвалидностью, достигших пенсионного возраста (см. письмо Фонда инвалидов от 08.08.2007 г. № 1/8-81).

Главное, чтобы инвалидность была должным образом подтверждена копией справки к акту осмотра в МСЭК или копией пенсионного удостоверения или удостоверения получателя государственной социальной помощи, выплачиваемой вместо пенсии.

А вот лиц с инвалидностью — совместителей и тех, с которыми заключены гражданско-правовые договоры, в расчет не принимаем.

Важно! Предприниматель с инвалидностью имеет право зачесть себя в счет выполнения установленного ему как работодателю норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью (т. е. увеличить показатель строки 02 на единицу) (абзац второй п. 3.2 Инструкции № 42, письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6-301/06)

03

Рассчитываем «инвалидный» норматив. Он равен у работодателей, у которых СКШР учетного состава:

от 8 до 25 человек — 1 человеку. Например, если у работодателя работает 8 человек, то 7 рабочих мест у него могут занимать обычные работники, а одно должно быть выделено для работника с инвалидностью;

от 25 и более человек — 4 % от показателя, проставленного в строке 01 Отчета.

Данные в строке 03 указываем в целых единицах*

04

Отражаем сумму начисленной за отчетный год зарплаты штатным работникам, учтенным в строке 01**. Перечень выплат, включаемых в фонд оплаты труда, вы найдете в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 102

05

Показатель** определяете по формуле: стр. 05 = (стр. 04 х 1000) : стр. 01

06

Если строка 02 меньше строки 03, то есть вы не выполнили «инвалидный» норматив, здесь проставляете сумму АХС***. Работодатели, у которых работает от 8 до 15 человек (ориентир на стр. 01), показатель рассчитывают таким образом: стр. 06 = стр. 05 : 2.

Работодатели, у которых работает 15 и более человек, применяют другую формулу: стр. 06 = (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05

* Если при исчислении возникает дробное число, его необходимо округлить до целого (если после запятой число 5 и больше, то оно округляется в сторону увеличения).

** Инструкция № 42 не содержит указаний, как округлять данные в этих строках. Однако на практике отделения Фонда рекомендуют указывать данные в строке 04 в тысячах гривень с одним знаком после запятой, а в строке 05 — в гривнях с двумя знаками после запятой.

*** Санкции, рассчитанные в Отчете за 2017 год, нужно уплатить не позднее 13 апреля 2018 года.

Порядок заполнения работодателями «инвалидного» отчета рассмотрим на конкретном числовом примере.

Пример. За 2017 год СКШР учетного состава составило 89 человек (строка 01 Отчета); СКШР лиц с инвалидностью — 2 человека (строка 02 Отчета). Годовой фонд оплаты труда штатных работников составляет 7476,2 тыс. грн. (строка 04 Отчета).

Определим выполнение норматива по трудоустройству лиц с инвалидностью (строка 03 Отчета): 89 х 4 : 100 = 3,56 ≈ 4 (чел.).

Выходит, что предприятие в 2017 году вместо 4-х человек с инвалидностью трудоустроило только 2.

Выполним расчет суммы АХС, которые должно уплатить предприятие, не выполнившее норматив трудоустройства лиц с инвалидностью. Для этого определим среднегодовую заработную плату штатного работника (стр. 05 = (стр. 04 х 1000) : стр. 01):

7476,2 х 1000 : 89 = 84002,25 (грн.).

Рассчитаем сумму АХС за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства лиц с инвалидностью (строка 06 Отчета). У работодателя СКШР за год составляет 89 человек. Поэтому используем формулу: стр. 06 = (стр. 03 - стр. 02) х стр. 05:

(4 - 2) х 84002,25 = 168004,50 (грн.).

Важно! За неподачу Фонду Отчета по форме № П-10 отвечать придется должностным лицам, которые обязаны подавать такой Отчет (см. письмо Фонда от 27.04.2010 г. № 1/6-69/03-01). Мера админответственности установлена в ч. 2 ст. 1881 КоАП. Это штраф в размере от 170 грн. до 340 грн.

«Инвалидная» санкция в учете

Для целей бухгалтерского учета расходы по уплате санкций за невыполнение «инвалидного» норматива относятся к прочим операционным расходам (п. 20 П(С)БУ 16). Отражаем такие санкции в периоде их начисления по дебету субсчета 948 «Признанные штрафы, пени, неустойки» в корреспонденции с субсчетом 685 «Расчеты с прочими кредиторами». Покажем ниже начисление «инвалидной» санкции в проводках.

Таблица 2. Бухгалтерский учет АХС

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Бухгалтерский учет

дебет

кредит

1

Начислена «инвалидная» санкция

948

685

2

Уплачена сумма АХС

685

311

3

Отнесены расходы по начисленной санкции на финансовые результаты периода

791

948

Что касается налоговых разниц, то сразу скажем, что малодоходные предприятия на сумму АХС беспрепятственно уменьшают объект обложения налогом на прибыль. Ведь для них никаких корректировок на сумму санкций нет.

А для высокодоходников и малодоходников-добровольцев с 2017 года предусмотрена «увеличивающая» разница на сумму расходов от признанных штрафов, пени, неустоек (п. 145.11 НКУ). Однако она касается только санкций, во-первых, которые начислены согласно гражданскому законодательству и гражданско-правовым договорам, а во-вторых — в пользу лиц, неплательщиков налога на прибыль (кроме физлиц) и «прибыльщиков-нулевиков».

По сути, гражданско-правовая ответственность заключается в применении санкций, которые участник хозяйственных отношений обязан уплатить в случае нарушения им правил осуществления хозяйственной деятельности, невыполнения или ненадлежащего выполнения хозяйственного обязательства (ст. 230 ХКУ, ст. 546, 549 ГКУ). При этом нормы НКУ, как консультируют налоговики (см. 102.02 БЗ), содержат свое собственное определение финансовой санкции (п.п. 14.1.265 НКУ).

Поэтому к сумме финансовых санкций и пени, начисленных, в частности, контролирующими органами за нарушение требований налогового и другого законодательства, налоговые разницы не применяются. Причем здесь речь идет не только о налоговиках как контролирующем органе, но и о прочих проверяющих, на которых возложен контроль за соблюдением иного (неналогового) законодательства. С этим соглашаются и налоговики (см. письма от 03.03.2017 г. № 4486/6/99-99-15-02-02-15, от 02.03.2017 г. № 4347/6/99-99-15-02-02-15, 102.02 БЗ).

Таким образом, к АХС, которая начисляется за нарушение «инвалидного» законодательства (ст. 20 Закона № 875), «штрафная» разница не применяется.

выводы

  • Законодатель обязывает работодателей выделять и создавать рабочие места для трудоустройства лиц с инвалидностью в пределах норматива и предоставлять центрам занятости информацию, необходимую для организации трудоустройства лиц с инвалидностью.
  • Поиском подходящей работы для лиц с инвалидностью должны заниматься центры занятости.
  • Если работодатель не принял все зависящие от него меры по трудоустройству лиц с инвалидностью на созданные им рабочие места, что привело к невыполнению «инвалидного» норматива, он уплачивает АХС.
  • Расчет АХС осуществляется в Отчете о занятости и трудоустройстве инвалидов № 10-ПI (годовая). Этот Отчет подают все работодатели, которые обязаны выполнять норматив трудоустройства лиц с инвалидностью.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше