Общие «разрешительные» условия
С целью выполнения уставных задач и целей зарегистрированные общественные организации лиц с инвалидностью имеют право осуществлять необходимую хозяйственную и предпринимательскую деятельность путем создания хозрасчетных учреждений и организаций со статусом юридического лица (далее — предприятия инвалидов). Такая возможность прописана в ст. 14 Закона № 875.
Вместе с тем право предприятий инвалидов пользоваться льготами по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) прямо предусмотрено п. 141 Закона № 875. Причем здесь же сказано, что
применять право на льготу предприятие инвалидов может только при наличии разрешения,
которое предоставляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере социальной защиты лиц с инвалидностью и ветеранов войны, на квартал, полугодие, три квартала, год.
Порядок и критерии предоставления разрешения на право пользования «налоговыми» льготами (далее — Разрешение), основания для отказа в его предоставлении, отмены и т. д. определяются Порядком № 1010. Согласно требованиям п. 2 этого Порядка для получения Разрешения предприятие должно «вписаться» в соответствующие «разрешительные» критерии. Их всего пять, перечислим их ниже.
1) Количество инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, составляет в течение предыдущего отчетного (налогового) периода не менее 50 % среднесписочной численности штатных работников учетного состава;
2) Фонд оплаты труда инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, составляет в течение отчетного периода не менее 25 % суммы общих расходов на оплату труда, входящих в состав расходов согласно правилам обложения налогом на прибыль предприятий (т. е. «налоговых» расходов).
Заметим: учитывая, что с 2015 года понятие «налоговые расходы» для целей налогообложения прибыли предприятия уже не используется, здесь ориентироваться нужно на бухгалтерские показатели начисления заработной платы в отчетном периоде (т. е. обороты по Кт счета 661 «Расчеты по заработной плате»);
3) Сумма расходов предприятия, организации по переработке (обработке, других видов преобразования) сырья, комплектующих изделий, составных частей, других покупных товаров (услуг), которые используются для изготовления товаров (оказания услуг) непосредственно предприятиями, организациями, составляет не менее 8 % цены поставки таких изготовленных товаров (оказания услуг). Здесь сделана важная оговорка:
данный критерий применяется исключительно для целей применения льготы по НДС (п. 197.6 НКУ), и «нулевой» ставки НДС
Поэтому это условие рассмотрим более пристально при описании НДС-льготы;
4) Размер среднемесячной заработной платы в эквиваленте полной занятости инвалидов, имеющих на предприятиях, в организациях основное место работы, должен быть не меньше законодательно установленного размера минимальной заработной платы;
5) Выполнение предприятиями, организациями решений Минсоцполитики и областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций, Министерства социальной политики Автономной Республики Крым (кроме предприятий, организаций, обратившихся впервые).
Филиалы и обособленные подразделения предприятий, зарегистрированных как отдельные налогоплательщики, претендующие на льготный режим налогообложения, должны также соответствовать вышеописанным критериям.
Таким образом, только в том случае, если вы «вписались» в вышеуказанные «разрешительные» условия и получили долгожданное Разрешение, можно приступить к применению льгот.
Последствия нарушения условий
Однако, если с условиями для получения Разрешения все сложилось удачно и вы его счастливый обладатель, не спешите расслабляться. Необходимо придерживаться выполнения этих условий на протяжении всего периода пользования «налоговыми» льготами. Иначе,
при нарушении хотя бы одного из перечисленных выше требований вам «светит» отмена разрешения на право пользования налоговой льготой
Причем инициировать такую отмену может, в частности, и контролирующий орган (п. 143 Закона № 875).
Кроме того, отдельно может быть прописана ответственность за нарушение «разрешительных» условий для целей использования конкретных налоговых льгот.
Например, при выявлении нарушений в ходе использования НДС-льготы плательщик с налогового периода, по результатам которого были выявлены такие нарушения, пересчитывает налоговые обязательства по общим правилам налогообложения (т. е. с применением ставки 20 %). Да еще и с одновременным применением соответствующих финсанкций (п. 197.6 и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
Поэтому к соблюдению «разрешительных» условий следует подходить внимательно. А теперь перейдем непосредственно к «налоговым» льготам. И начнем с НДС-льготы.
Льгота VS нулевая ставка
Нормы НКУ предусматривают для предприятий инвалидов аж две НДСные льготы:
(1) нулевая ставка НДС (п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Предприятие инвалидов может применять нулевую ставку к операциям поставки изготовляемых ими товаров и услуг. Правда, такое «послабление» действует только до 1 января 2020 года;
(2) освобождение от обложения НДС (п. 197.6 НКУ). Согласно этой норме НКУ освобождаются от обложения НДС операции по поставке товаров/услуг, изготавливаемых предприятием инвалидов. И эта льгота бессрочная.
Причем важно (!):
оба варианта НДС-льгот распространяются на одни и те же «подльготные» операции поставки товаров/услуг и на одинаковых условиях
Однако использовать их одновременно нельзя, предприятие инвалидов может выбрать на свое усмотрение только одну из них (см. письмо Миндоходов от 24.03.2014 г. № 12059/5/99-99-19-03-02-16).
Как выбрать?
Ясное дело: пользоваться льготным режимом по НДС с применением нулевой ставки интереснее. Ведь предприятию инвалидов не придется, показав налоговый кредит по товарам, услугам, приобретенным для осуществления такой льготной деятельности, начислять компенсационные налоговые обязательства по НДС в соответствии с пп. 198.5 и 199.1 НКУ. А тем более, «нулевая» льгота ограничена во времени (действует только до 1 января 2020 года), так почему же не пользоваться ею, пока еще есть такая возможность...☺
В любом случае каждое предприятие инвалидов самостоятельно принимает решение, каким из льготных режимов обложения НДС пользоваться: освобождением от НДС либо нулевой ставкой.
О таком решении необходимо уведомить налоговый орган по месту своей регистрации (п. 197.6 НКУ и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ). Для этого предприятию инвалидов следует подать:
1) заявление о желании воспользоваться льготой;
2) Разрешение, полученное в порядке, утвержденном порядком № 1010. Выше о нем мы уже сказали.
НДС-отчетность
Вместе с декларацией по НДС, предприятия инвалидов, избравшие одну из «инвалидных» льгот, подают приложение Д6 (п. 15 разд. III Порядка № 21).
Во второй части таблицы 1 этого приложения расшифровывают льготные поставки согласно п. 197.6 НКУ.
А вот объемы поставок, облагаемые по нулевой ставке, согласно п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ, указывают только в строке 3 декларации по НДС и, соответственно, такие поставки в приложении Д6 не расшифровывают.
Вместе с тем, в таблице 2 приложения Д 6 предприятия инвалидов, независимо от избранного «льготного» варианта, должны
каждый отчетный период отражать свои «фактические» данные по трем критериям, дающим право на применение одной из «инвалидных» льгот,
а именно:
— процент инвалидов, работавших на предприятии по основному месту работы в течение предыдущего отчетного периода (должен быть не менее 50 % от среднеучетной численности штатных работников учетного состава предприятия);
— процент фонда оплаты труда инвалидов в текущем периоде (должен составлять не менее 25 % от суммы общих расходов на оплату труда, входящих в состав расходов);
— процент расходов на переработку (непосредственное изготовление) товаров, услуг (должен составлять не менее 8 % от стоимости товаров, услуг).
По сути, здесь плательщик подтверждает все те же «разрешительные» условия. И если с первыми двумя все более или менее понятно, то на последнем специальном (исключительно для целей НДС-льготы) условии «8 % непосредственного изготовления» остановимся подробнее.
«Подльготные» операции
Прежде всего, учтите: под действие обеих НДС-льготных норм подпадают далеко не все операции поставки товаров и услуг, а только те из них, которые непосредственно (!) изготовлены предприятиями инвалидов. К тому же, сразу исключим операции, которые по-любому «выпадают» из этого правила и облагаются НДС в общем порядке (по ставке 20 %). К ним относятся:
— поставка подакцизных товаров. Согласно п.п. 14.1.145 НКУ таковыми считаются товары, на которые этим Кодексом установлены ставки акцизного налога. Их полный перечень с указанием кодов УКТ ВЭД вы найдете в п. 215.3 НКУ;
— услуги при проведении лотерей и развлекательных игр;
— услуги по поставке товаров, полученных в рамках посреднических договоров, договоров доверительного управления, а также других гражданско-правовых договоров, по которым поставка товаров производится от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на них.
К прочим операциям поставки товаров и услуг, как мы выяснили, основное требование для льготного обложения НДС — это непосредственное изготовление предприятием инвалидов поставляемых товаров и услуг
Расшифровку понятия «непосредственно» для целей применения НДС-льготы находим в самих «льготных» нормах НКУ (п. 197.6 и п. 8 подразд. 2 разд. ХХ НКУ).
И здесь мы возвращаемся к упомянутым выше «8 процентам»: непосредственным считается изготовление товаров/услуг, в результате которого сумма расходов, понесенных на переработку (обработку, другие виды преобразования) сырья, комплектующих, составных частей, других покупных товаров/услуг, используемых в изготовлении таких товаров/услуг, составляет не менее 8 % стоимости таких изготовленных товаров/услуг.
Соблюдаем «8 % критерий»
Проще всего проверить соблюдение «8 % критерия» по калькуляции себестоимости изготовленных/предоставленных предприятием инвалидов товаров/услуг.
Такой же позиции придерживаются налоговики. Они предлагают учитывать при расчете «8 % критерия» прямые материальные расходы, которые были непосредственно понесены на переработку сырья и прочих составных частей, использованных при изготовлении товаров или предоставлении услуг (см. письмо ГНСУ от 24.12.2012 г. № 7689/0/61-12/15-3415).
То есть здесь в расчет берем только (!) расходы на переработку или иные виды преобразования материалов, использованных при выполнении работ. А вот,
саму матсоставляющую, которая подлежит такому преобразованию (стоимость сырья, покупных полуфабрикатов, комплектующих изделий, вспомогательных и других материалов), в расчете «8 % критерия» не учитываем
В таком случае в расчет «8 % критерия» при изготовлении товаров и оказании услуг включают следующие составляющие себестоимости:
— прямые расходы на оплату труда. В первую очередь это заработная плата и другие выплаты работникам, занятым в производстве, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов. При предоставлении услуг сюда попадает заработная плата работников, занятых непосредственно оказанием таких услуг. Причем важно (!): в производстве товаров и предоставлении услуг должны быть заняты именно инвалиды;
— прочие прямые расходы. К ним причисляют все другие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены к конкретному объекту расходов (п. 14 П(С)БУ 16). Для наших целей из этой статьи расходов принимаем во внимание отчисления на социальные мероприятия работников, задействованных в производстве товаров / оказании услуг, амортизацию производственных основных средств (например, помещений, в которых производится продукция, производственного оборудования, транспортных средств, перевозящих сырье и продукцию, а также прочие основные средства, участвующие в процессе оказания услуг). Кроме того, сюда входит стоимость приобретенных услуг, непосредственно связанных с изготовлением товаров и оказанием услуг;
— постоянные распределенные общепроизводственные расходы. Заметим, что согласно п. 15 П(С)БУ 16 в состав общепроизводственных расходов включаются, среди прочих, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другое содержание производственных помещений. То есть в этот критерий также можно включить коммунальные расходы как часть общепроизводственных расходов.
Особые услуги
К числу предоставляемых льготных услуг вполне можно отнести услуги по переработке сырья предприятием инвалидов на давальческих условиях.
Главное, чтобы сумма расходов, понесенных предприятием на переработку, обработку и другие виды преобразования давальческого сырья, составляющих частей, других покупных частей товаров, которые используются в процессе предоставления услуги по переработке, составляла не менее 8 % стоимости поставки такой услуги.
Кстати, такой же точки зрения придерживались налоговики (см. 102.12 БЗ, утратила силу 20.01.2018 г.). И, несмотря на то, что эта консультация утратила силу, думаем, в этом вопросе ничего не изменилось.
А вот с операциями по предоставлению предприятием инвалидов имущества в аренду не все так «безоблачно». Ведь, несмотря на то, что сама по себе аренда вполне вписывается в определение «поставки услуг» для налоговых целей (п.п. 14.1.185 НКУ), оказание таких услуг, по мнению контролеров (см. 101.12 БЗ, утратила силу еще 01.07.2012 г.), не предусматривает для такого предприятия осуществления расходов, связанных с переработкой (обработкой или другими видами преобразования) имущества. Отсюда фискалы делают вывод, что услуга по аренде имущества не является непосредственно предоставленной плательщиком и подлежит обложению НДС по основной ставке. И хотя такая консультация уже утратила силу, полагаем, здесь позиция контролеров навряд ли поменяется. На наш взгляд, с этими выводами в некоторых случаях можно спорить.
И не забудьте: если вы пользуетесь льготами и не уплачиваете в бюджет суммы НДС по льготированным операциям, вы должны вести учет попавших под льготу сумм недоплаченных в бюджет налогов (п. 30.6 НКУ). К тому же,
пользуясь льготами, вы должны отчитываться об этом перед контролирующими органами (п.п. 16.1.6 НКУ), т. е. подавать Отчет о суммах налоговых льгот (далее — Отчет о льготах) по форме из приложения к Порядку № 1233
Напомним, согласно Справочнику № 85/1 код льготы:
— 14060442 соответствует «освобождающей» норме п. 197.6 НКУ;
— 14060462 — нулевой ставке НДС согласно п. 8 разд. 2 подразд. ХХ НКУ.
Что касается сроков подачи Отчета о льготах, то они совпадают со сроками подачи квартальной налоговой отчетности, т. е. подают его в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового периода. Поэтому, пользуясь льготой по НДС, предприятию инвалидов отчитываться по ней в Отчете о льготах придется ежеквартально.
«Прибыльная» льгота
Для предприятий инвалидов предусмотрена льгота и по уплате налога на прибыль. Правда, в отличие от НДС, «прибыльная» льгота только одна, и связана она с освобождением от налогообложения прибыли, полученной предприятием инвалидов от продажи (поставки) товаров, работ (услуг). Об этом прямо сказано в п. 142.1 НКУ. Право на такое освобождение организации инвалидов предоставляется в случае наличия Разрешения (о нем вы уже хорошо знаете).
Важно (!)
ко всем прочим доходам, которые не классифицируются как доходы от продажи, льгота не применяется
А значит, имейте в виду: прибыль, которая получена от размещения денежных средств на депозите, от курсовых разниц и т. д., включается в объект налогообложения и облагается налогом на прибыль в общем порядке.
Как было сказано выше, «8 % критерий» для применения «прибыльной» льготы никакого значения не имеет и его соблюдать не нужно.
То есть под «прибыльную» льготу попадает прибыль от продажи любых товаров, работ или услуг, а не только тех, которые изготовлены/выполнены предприятием инвалидов. Напомним, что аренда имущества, в понимании норм НКУ, тоже относится к операции по поставке услуг (п.п. 14.1.185 НКУ).
Исключение из «льготно-продажного» списка товаров/работ/услуг составляют только:
— подакцизные товары;
— услуги по поставке подакцизных товаров, полученных в рамках договоров комиссии (консигнации), поручительства, поручения, доверительного управления, других гражданско-правовых договоров, которые уполномочивают такого налогоплательщика осуществлять поставку товаров от имени и по поручению другого лица без передачи права собственности на такие товары.
Целевое использование
Дело в том, что п. 142.1 НКУ упоминает об использовании высвобожденных из-под налогообложения средств по целевому назначению. В противном случае плательщик по результатам налогового периода, на который приходится нарушение такого целевого использования, обязан увеличить налоговые обязательства по налогу на прибыль, а также уплатить пеню, начисленную в соответствии с НКУ.
Однако, заметьте:
специальных целевых рамок для расходования высвобожденных средств по этой льготе нет и не было
С вопросом, куда же направлять высвободившиеся от обложения налогом на прибыль средства, налоговики в свое время предлагали обращаться к Комиссии по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов (см. консультацию в подкатегории 502.23.01, действовавшую до 12.08.2012 г.). Вот и получается, что ответственность есть, а нарушения как бы нет.
А теперь несколько слов о расчете льготной прибыли.
«Прибыльная» дека
Учитывая, что предприятие инвалидов является плательщиком налога на прибыль, важно, чтобы его убытки от льготируемых видов деятельности не уменьшали прибыль от иной деятельности.
Поэтому, чтобы правильно определить объект налогообложения, необходимо «очистить» общий финансовый результат от влияния прибыли/убытка льготируемой деятельности. Алгоритм расчета значения в строке 06 декларации по прибыли как раз и предусматривает такую «очистку».
Дело в том, что декларация по налогу на прибыль построена так, что в строках 01 — 04 и в заполнении приложения РI должны участвовать абсолютно все показатели работы предприятия. То есть строка 04 должна содержать общий финансовый результат (прибыль/убыток) от всех видов деятельности (как льготируемой, так и облагаемой) с учетом налоговых разниц (при их применении).
А вот результат льготной деятельности отдельно рассчитывается в приложении ПЗ к декларации по прибыли и переносится в строку 05 самой декларации по прибыли с соответствующим знаком: «+» или «-». Далее в строке 06 декларации по налогу на прибыль отражается арифметическое значение, рассчитанное по формуле:
(строка 04 - строка 05) х 18 %.
Данная формула как раз и предусматривает удаление из состава общего финансового результата льготного финрезультата. Подробный порядок заполнения строк 04 — 06 декларации по налогу на прибыль приводится в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 8, с. 18.
Бухгалтерский учет
Для удобства расчета льготной прибыли и заполнения специального приложение ПЗ предприятию инвалидов целесообразно вести отдельный аналитический учет по льготным операциям.
Так как льготируются именно операции поставки товаров, работ и услуг, то для удобства вам достаточно будет открыть следующие аналитические субсчета:
Льготные операции в разрезе бухсчетов
Льготные операции | Наименование дополнительных субсчетов по льготной операции |
Продажа (поставка) собственной продукции | 701/1 «Доход от реализации готовой продукции по освобожденной деятельности» 901/1 «Себестоимость реализованной готовой продукции по освобожденной деятельности» |
Продажа (поставка) товаров | 702/1 «Доход от реализации товаров по освобожденной деятельности» 902/1 «Себестоимость реализованных товаров по освобожденной деятельности» |
Продажа (поставка) работ, услуг | 703/1 «Доход от реализации работ, услуг по освобожденной деятельности» 903/1 «Себестоимость реализованных работ, услуг по освобожденной деятельности» |
Финрезультат по льготе | 791/1 «Результат операционной деятельности, прибыль от которой освобождена от налогообложения» |
Тогда, заполняя приложение ПЗ, в таблице 1 вам достаточно будет указать финрезультат от деятельности, которая освобождается от налога на прибыль, т. е. сальдо по субсчету 791/1 «Результат операционной деятельности, прибыль от которой освобождена от налогообложения», и откорректировать его (увеличить или уменьшить) на налоговые разницы, если ведется их учет. Подробный порядок заполнения приложения ПЗ см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 10, с. 34.
И не забудьте предоставить в контролирующий орган Отчет о льготах с кодом льготы по налогу на прибыль 11020306 (см. Справочник льгот № 85/1).
«Имущественные» льготы
Здесь пойдет речь о льготах по уплате налога на имущество. Напомним, налог на имущество состоит из трех составляющих (ст. 265 НКУ):
(1) налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка;
(2) транспортный налог;
(3) плата за землю.
Сразу скажем, что в части уплаты транспортного налога действующее законодательство никаких льгот предприятиям инвалидов, как, впрочем, и другим плательщикам, не «сулит». А вот в отношении двух других составляющих некоторые послабления имеются (подробно об «имущественных» налогах см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 12). Но обо всем по порядку.
«Недвижимый» налог
Напомним: этот налог уплачивают физические и юридические лица, в том числе нерезиденты, которые владеют объектами жилой и/или нежилой недвижимости (п.п. 266.1.1 НКУ).
Следовательно, определяющим критерием, по которому юрлицо относится к плательщикам «недвижимого» налога, является наличие права собственности на объект недвижимости.
Вместе с тем, объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в собственности общественных организаций инвалидов и их предприятий, не являются объектом налогообложения. Такая норма прямо прописана в п.п. «з» п.п. 266.2.2 НКУ (ср. ). Причем никаких дополнительных условий о «необъектности» таких объектов НКУ не выдвигает. А значит,
не имеет никакого значения, пользуется данной недвижимостью непосредственно само предприятие инвалидов или сдает ее в аренду третьим лицам — «недвижимый» налог оно в любом случае не платит
Кроме того, как утверждают налоговики (см. 106.07 БЗ), если субъект хозяйствования имеет документальное подтверждение того, что объект недвижимости, собственником которого он является, отнесен к категориям, определенным п.п. 266.2.2 НКУ, он освобождается от обязанности подавать «недвижимую» декларацию.
Подтверждением здесь послужит свидетельство о праве собственности на недвижимое имущество или выписка из Государственного реестра вещных прав на недвижимое имущество, из которых должно усматриваться, что собственником недвижимости является именно предприятие общественных организаций инвалидов.
Кстати, неуплата «недвижимого» налога, согласно п.п. 266.2.2 НКУ, не считается «налоговой» льготой. Косвенно подтверждают это Справочники № 85/1 и № 85/2 — там вы не найдете код льготы*, соответствующий п.п. 266.2.2 НКУ. А ведь, по мнению налоговиков, в Справочнике налоговых льгот указаны все виды налоговых льгот (см. 102.22 БЗ).
* Тем не менее, учтите: факт отсутствия льготы в Справочнике никоим образом не влияет на право ее использования, поскольку данный документ выполняет лишь информативные функции. То есть Отчет заполняем на основании Справочника льгот, а при отсутствии в нем льготы применяем ее без отражения в Отчете.
А раз так, то для того, чтобы не платить налог на недвижимость, получать Разрешение на право пользования льготой предприятию инвалидов совсем не обязательно. Правда, во избежание недоразумений с контролерами, желательно все-таки заручиться налоговым разъяснением в свой адрес.
Зато Отчет о льготах в части налога на недвижимость предприятию инвалидов уж точно подавать не нужно.
Иначе обстоят дела в отношении платы за землю.
Плата за землю
Она может взиматься в форме земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной формы собственности. От арендной платы предприятию инвалидов не уйти (здесь никому никаких льгот не «светит»).
А вот от уплаты земельного налога для предприятий инвалидов предусмотрено освобождение (п.п. 282.1.2 НКУ).
Заметьте: в данном случае, безусловно, речь идет о предоставленной льготе по уплате земельного налога, а значит, по общему правилу предприятию инвалидов, с целью использования такого права, следует получать соответствующее Разрешение. Кстати, об этом еще прямо сказано в абзаце втором п.п. 282.1.2 НКУ.
Причем этой же нормой НКУ прописана ответственность за нарушение «разрешительных» условий. Так, льготник-нарушитель обязан уплатить земельный налог за соответствующий период, проиндексированный с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству.
Имейте в виду: юридические лица, имеющие право на льготы по уплате земельного налога, не освобождаются от обязанности подачи налоговых деклараций за земельные участки, с которых земельный налог не взимается из-за применения налоговых льгот (см. 112.05 БЗ).
И не забудьте отчитаться о такой льготе (ее код согласно Справочнику № 85/1 — 18010585).
Плата за воду
Напомним: плата за специальное водопользование входит в состав рентной платы (п.п. 251.1.4 НКУ) и уплачивают ее субъекты хозяйствования независимо от формы собственности (юрлица, кроме бюджетных учреждений, постоянные представительства нерезидентов, а также лица-предприниматели), которые (п. 255.1 НКУ, 121.01 БЗ):
— используют и/или передают вторичным водопользователям воду, полученную путем ее забора из водных объектов (первичные водопользователи)**;
** До 01.01.2018 года должны были платить рентную плату вторичные водопользователи, если использовали воду в хозяйственной деятельности и получали ее по договору на поставку воды с первичным водопользователем. Если такого договора не было, то плательщиком рентной платы являлся поставщик воды, а не вторичный водопользователь (см. 121.01 БЗ, действовала до 01.01.2018 г.).
— используют воду для потребностей гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства.
Важно!
Если водопользователь использует воду для «санитарно-гигиенических нужд» (использует воду исключительно в туалетных, душевых, ванных комнатах и умывальниках и для содержания помещений в надлежащем санитарно-гигиеническом состоянии), то он освобождается от уплаты рентной платы (п. 255.2 НКУ)
Поэтому, в общем случае, если предприятие инвалидов является плательщиком рентной платы за спецводопользование (что чаще всего может быть, если оно добывает воду из артезианской скважины), то платить за воду придется и никаких льгот для них в данном случае не предусмотрено.
Однако, здесь есть исключение, и зависит оно от направления использования воды, забираемой из водных объектов.
Так, не взимается рентная плата за воду, забираемую для реабилитации, лечения и оздоровления реабилитационными учреждениями для инвалидов и детей-инвалидов, предприятиями, учреждениями и организациями физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии с законом (п.п. 255.4.11 НКУ).
Как видим, данной нормой НКУ предусмотрены льготы по рентной плате для двух категорий учреждений, осуществляющих реабилитацию, лечение и оздоровление, а именно:
1) реабилитационным учреждениям для инвалидов и детей-инвалидов. То есть это учреждение, в том числе его отделение, структурное подразделение, независимо от формы собственности, которое осуществляет реабилитацию инвалидов и детей-инвалидов в соответствии с государственными социальными нормативами в сфере реабилитации (см. ст. 1 Закона Украины «О реабилитации инвалидов в Украине» от 06.10.2005 г. № 2961-IV);
2) предприятиям, учреждениям и организации физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов, которые основаны всеукраинскими общественными организациями инвалидов в соответствии со ст. 14 прим. 1 Законом № 875 (т. е. предприятиям инвалидов).
Таким образом, согласно п.п. 255.4.11 НКУ, от рентной платы за специальное использование воды освобождаются только те предприятия инвалидов, которые:
(1) относятся к организациям физкультуры и спорта для инвалидов и детей-инвалидов и
(2) забирают воду из водных объектов для реабилитации, лечения и оздоровления.
Таким образом, именно этих субъектов хозяйствования НКУ «выводит» из круга плательщиков рентной платы за спецводопользование. А раз так, они не обязаны подавать декларацию по рентной плате и приложение 5 к ней. Причина очевидна — у таких водопользователей не возникает объект налогообложения, а в таком случае подавать декларацию необязательно (п. 49.2 НКУ). Безусловно,
этот принцип действует только в том случае, если у вас в течение всего года не возникает объект налогообложения
Правда, налоговики считают иначе. Они заявляют (см. 121.06 БЗ), что для субъекта хозяйствования само наличие разрешения на специальное водопользование (или договора на поставку воды) определяет обязанность такого субъекта подавать в территориальный орган ГФС по основному (п.п. 257.3.4 НКУ) или неосновному (месту расположения водных объектов (п. 63.3 НКУ)) месту учета налоговые декларации по рентной плате (в части рентной платы за специальное использование воды).
Кстати: такая «водная» льгота в Справочниках № 85/1 и № 85/2 не указана, однако это никоим образом не влияет на право ее использования.
выводы
- Чтобы получить право использовать «налоговые» льготы, предприятие инвалидов прежде всего обязано получить соответствующее Разрешение.
- Для предприятий инвалидов предусмотрены две НДС-льготы: нулевая ставка и освобождение от НДС. Какую выбрать, предприятие решает самостоятельно.
- Отличительной особенностью использования НДС-льготы является соблюдение «8 % критерия» непосредственного участия предприятия инвалидов в изготовлении товаров/предоставлении услуг.
- От налогообложения освобождена прибыль, получаемая предприятием инвалидов от продажи товаров, выполнения работ и предоставления услуг.
- Предприятия инвалидов не платят «недвижимый» налог за объекты жилой и нежилой недвижимости, находящиеся в их собственности без каких-либо дополнительных условий использования такой недвижимости.