(066) 87-010-10
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 46
  • № 45
  • № 44
  • № 43
  • № 42
  • № 41
  • № 40
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
1/15
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Июнь , 2018/№ 47

Изменено «кассовое» Положение: Z-отчет = оприходовать

Постановление Правления НБУ от 24.05.2018 г. № 54

С когда работает? Согласно п. 5 комментируемого постановления оно вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования. Такое опубликование произошло 31.05.2018 г. Соответственно изменения в Положение № 148* действуют с 1 июня 2018 года.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

вывод документа

До 30 июня 2018 года можно использовать старые формы кассовых документов и пользоваться лимитом, установленным до 01.06.2018 г.

«Старые» формы и лимит кассы. Как и обещал в свое время регулятор, он ввел переходный период для использования старых форм кассовых документов. Поэтому те, кто по какой-либо причине не перешел на новые образцы из Положения № 148, могут не волноваться. До 30 июня 2018 года (включительно) НБУ разрешил использовать старые формы:

— ведомости на выплату денег;

— приходного кассового ордера (ПКО);

— расходного кассового ордера (РКО);

— журнала регистрации приходных и расходных кассовых документов;

— кассовой книги;

— книги учета выданных и принятых старшим кассиром денег;

— акта о результатах инвентаризации имеющихся средств.

Получается, новые формы кассовых документов обязательно нужно применять только с 1 июля 2018 года. Соответственно до этой даты можно использовать старые бланки и ни о каком применении пятикратного штрафа за неоприходование наличных денег по ст. 1 Указа Президента от 12.06.95 г. № 436/95, которым пугают налоговики в случае использования старых форм, речи быть не может. А вот если вам не повезло и в период с 5 января по 31 мая вы попали на штраф, то его, увы, не оспорить.

Кстати, обратите внимание на измененный реквизит кассовый книги: раньше в старой форме было — «Записи у касовій книзі перевірив і документи в кількості…», а в форме из Положения № 148 стало — «Залишок у касовій книзі перевірив і документи в кількості…».

До 30 июня 2018 года (включительно) субъекты хозяйствования используют лимиты кассы, которые были установлены и утверждены до 1 июня 2018 года — момента вступления в силу комментируемого постановления.

Также до этой даты — до 30.06.2018 г. (включительно) предприятия должны разработать и утвердить:

1) порядок оприходования наличности в кассе — образец см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 15, с. 8;

2) порядок расчета лимита кассы — шаблон см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 17, с. 5.

Учтите! С 1 июля 2018 года обязательны именно эти порядки.

вывод документа

Оприходованием наличности обособленного подразделения, которое проводит наличные расчеты через РРО и/или КУРО без кассовой книги, является подклеивание фискальных отчетных чеков в КУРО

«Обособленная» кассовая книга при РРО-расчетах. Благодаря комментируемому постановлению по-новому зазвучал термин «оприходование наличности» из п. п 18 п. 3 Положения № 148. Отныне под оприходованием поступившей в кассу наличности понимают ее учет в полной сумме в:

1) кассовой книге;

2) книге учета доходов и расходов/книге учета доходов;

3) фискальном отчетном чеке/расчетной квитанции (РК).

То есть для целей оприходования наличности теперь предназначены также Z-отчет и РК, а не только кассовая книга.

Подкорректирован также п. 11 Положения № 148. Теперь здесь четко записано, что считать оприходованием наличности в кассе предприятия, обособленного подразделения и физлица-предпринимателя.

Так, оприходовать наличность — это значит для:

предприятия и его обособленных подразделений, которые ведут кассовую книгу, — внести запись в кассовую книгу на основании ПКО;

физлиц-предпринимателей, которые оформляют товарные чеки/квитанции — сделать запись в книгу учета доходов и расходов/книгу учета доходов;

обособленных подразделений без (!) кассовой книги и физлиц-предпринимателей, которые проводят наличные расчеты через РРО и/или КУРО, — сформировать, распечатать Z-отчет и подклеить его к соответствующим страницам КУРО/занести данные РК в КУРО.

Таким образом, вопрос о необходимости «обособленной» кассовой книги при РРО-расчетах снят с повестки дня — с 1 июня 2018 года обособленным подразделениям, которые проводят наличные расчеты с применением РРО или РК с КУРО, но не принимают и не выдают наличность по кассовым ордерам, кассовая книга не нужна. Для подтверждения факта оприходования налички им достаточно вклеить Z-отчет в КУРО. А вот с 05.01.2018 г. и до 01.06.2018 г. «обособленная» кассовая книга у них, получается, все-таки должна быть…

Чисто техническую правку внесли в п. 29 Положения № 148 насчет документа, свидетельствующего о передаче наличных инкассатору, — сейчас это экземпляр (а не копия, как было раньше) сопроводительной ведомости к сумке с наличностью с подписью и оттиском печати инкассатора-сборщика.

При сдаче наличных в банк самостоятельно документом-подтверждением по-прежнему будет:

— квитанция к приходному документу банка, подписанная ответственными лицами банка и заверенная оттиском печати банка;

— квитанция/чек банкомата или программно-технического комплекса самообслуживания;

— чек платежного терминала при проведении инкассации средств в режиме реального времени с использованием платежных терминалов.

Только вот теперь все эти документы (квитанции, чеки, сопроводительные ведомости) служат еще и подтверждением оприходования (!) наличности в кассе субъектов хозяйствования. Так, по крайней мере, записано в обновленном п. 29 Положения № 148.

вывод документа

Физлица вправе рассчитываться наличными с субъектами хозяйствования в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в размере до 50000 грн. включительно

Расчеты физлиц с субъектами. В новой редакции изложен п. 7 Положения № 148. Ничего экстраординарного здесь не произошло — просто добавили порядок осуществления расчетов наличными физлиц с субъектами хозяйствования. Собственно он один в один соответствует установкам из п. 6 Положения № 148.

То есть расчеты наличными физлиц-граждан с субъектами хозяйствования (предприятиями и физлицами-предпринимателями) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам все так же допускаются в размере до 50 тыс. грн. включительно.

Платежи, которые превышают 50 тыс. грн., проводят через банки/небанковские финучреждения путем:

— перевода средств с текущего счета на текущий счет

или

— внесения средств в банк/небанковское финучреждение для дальнейшего их перевода на текущие счета в банке.

Что касается расчетов наличными субъектов хозяйствования между собой, то тут тоже ничего не поменялось — предел 10 тыс. грн. (включительно).

Понравилась статья?

Выберите свой вариант подписки, чтобы получить доступ ко всем номерам журнала «Налоги и бухгалтерский учет».

journal_img
Печатная версия + электронная версия 450.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
journal_img
Электронная версия 360.00 грн. в месяц Подписаться Оставить заявку
кассовые документы, переходный период, использование старых форм, РРО, обособленное подразделение, наличные расчеты, оприходование наличности, расчеты физлиц, платежные документы добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье