ТТН… Как много в этой аббревиатуре!

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Июнь, 2018/№ 51
Сколько уже переломано копий в связи с (не)применением товарно-транспортной накладной (ТТН). А сколько из-за нее фискалы на проверках выпили бухгалтерской крови и вымотали нервов. Но вопросы, связанные с применением этого транспортного документа, все идут и идут… Рассмотрим сегодня некоторые из них, в том числе с учетом сложившейся судебной практики.

Обязательность наличия

Два основных документа, которые требуют обязательного наличия у водителя ТТН при перевозке грузов автотранспортом: Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III (см. ст. 48) и Перечень № 2071 (см. п. 1).

1 Перечень документов, необходимых для осуществления перевозки груза автомобильным транспортом во внутреннем сообщении, утвержденный постановлением КМУ от 25.02.2009 г. № 207.

Основные вопросы «обращения» ТТН, их выписки, формы и прочих с ТТН связанных нюансов регулируют Правила № 3632. ТТН в соответствии с п. 11.4 этих Правил обычно составляется заказчиком перевозки (грузоотправителем).

2 Правила перевозки грузов автомобильным транспортом в Украине, утвержденные приказом Минтранса от 14.10.97 г. № 363.

Вопрос, в каких конкретно случаях составление ТТН не является обязательным, — один из самых популярных среди читателей. Правила № 363 и другие нормативы указывают на то, что оформление (и наличие у водителя) ТТН не всегда является обязательным. Однако оформление ТТН неизбежно в любых случаях автоперевозки отдельных видов грузов, требующих обязательного наличия специальных ТТН (см. о них ниже).

Из Правил № 363 и Перечня № 207 следует, что ТТН составляется, когда перевозка груза автомобильным транспортом производится на договорных условиях. Таким образом,

ТТН точно не нужна, когда производится перевозка «для себя»: своим транспортом и для собственных нужд

То есть когда грузоотправитель, грузополучатель, заказчик — одно лицо и при этом оно же и перевозчик, который осуществляет перевозку на собственном (или арендуемом) автомобиле. Конкретно это ситуации, когда на собственном (или арендуемом) автотранспорте покупатель сам перевозит товар (в том числе при его «самовывозе» от продавца — см. ниже) либо когда хозсубъект сам перевозит товар между своими же адресами (торговыми точками, подразделениями и т. п.). Подтверждает такой подход и письмо Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14. В то же время ответ будет иной, если при этом предприятие привлекает для таких целей стороннего перевозчика.

При доставке продавцом товаров собственным транспортом по адресам покупателей ТТН, по мнению Мининфраструктуры, тоже нужна (см. ниже).

Форма ТТН

При тех автоперевозках, когда оформление ТТН является обязательным, ее составляют по типовой форме № 1-ТТН (приложение 7 к Правилам № 363). В то же время п. 11.1 Правил № 363 теперь допускает составление ТТН и в произвольной форме, но при наличии в ней определенной этим пунктом информации (о названии документа, дате и месте его составления, наименовании (Ф. И. О.) перевозчика и/или экспедитора, заказчика, грузоотправителя, грузополучателя, наименовании и количестве груза и ряда других перечисленных в этом пункте реквизитов).

Кроме того, как мы уже упомянули, при перевозке специфических видов товаров обязательно составляются ТТН по специальной форме: спирта этилового (№ 1-ТН (спирт)), алкогольных напитков (№ 1-ТН (алкогольні напої)), нефти и нефтепродуктов (№ 1-ТТН (нафтопродукт)), высокооктановых кислородосодержащих добавок № 1-ТН (вкд)), древесины (ТТН-ліс)3, хлебобулочных изделий (№ 1-ТТН (хліб)), молочного сырья (№ 1-ТТН (МС)).

3 Обязательна только для госпредприятий лесного хозяйства.

О заполнении ТТН и еще о многих других нюансах, связанных с использованием этого документа, подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 62, с. 11.

Далее напомним читателям о том, как налоговики эксплуатируют «тему» ТТН в своих фискальных целях, и посмотрим, как плательщики судятся за «ТТН-правду». И уже после этого рассмотрим некоторые вопросы читателей, касающиеся «обращения» ТТН.

Судебная ТТН-практика

Напомним, что поначалу фискалы факт отсутствия у предприятия ТТН пытались использовать для объявления «бестоварности» сделки и лишения покупателя затрат, а также НК по НДС по приобретенным товарам. Они мотивировали это тем, что поскольку нет документов о доставке товара (ТТН), значит, товар фактически получен не был, соответственно отражать ничего не следовало. И нередки были случаи, когда один лишь факт отсутствия ТТН налоговики использовали как «основание» для снятия по акту проверок НК и затрат (по причине «бестоварности» приобретения). Однако количество проигранных в суде дел заставило их несколько смягчить позицию (к сожалению, в основном лишь официально).

Напомним, что еще ВАСУ в определении от 26.06.2012 г. по делу № К-27230/104 указывал: ТТН не относится к тем первичным документам, которые подтверждают приобретение ТМЦ. А в определении от 23.07.2012 г. по делу № К-4817/105 ВАСУ уточнил, что

4 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25220855

5 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25441851

ТТН подтверждает расходы по оплате транспортных услуг, а не по приобретению товаров

Однако на практике подобные «перегибы» случаются и до сих пор. Поэтому аналогичные выводы судей и сейчас далеко не редкость (см., например, постановления ВС от 21.02.2018 г. по делу № 813/1497/17 и от 06.02.2018 г. по делу № 821/589/17, определение ВАСУ от 09.08.2017 г. № К/800/23128/166). В двух последних делах также затрагивались ситуации, когда ТТН у покупателя имелись, но они (по мнению фискалов) были оформлены с ошибками. Однако судьи указали, что наличие ТТН, составленных даже с определенными недостатками, не может служить доказательством бестоварности хозопераций, проведенных с контрагентами, ведь факт передачи товара и, соответственно, приобретения права собственности на него подтвержден надлежаще оформленными расходными накладными.

6 Соответственно http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/72343803, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/72064967, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/68239298

Впрочем, имейте в виду, что наличие правильно оформленных ТТН тоже может не полностью снять все проблемы. Например, в определении ВАСУ от 26.07.2017 г. № К/800/12304/147 указано, что в представленных суду ТТН местом загрузки автомобиля товаром указаны адреса местонахождения предприятий, по которым отсутствуют складские помещения для хранения и возможности отгрузки товаров в таких объемах, как указано в учетных документах. Потому суд принял сторону фискалов и не признал у истца право на НК по приобретенным товарам. Так что тщательно продумывайте то, что, когда и как указывать в ТТН.

7 http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/67986395

В то же время после ряда фиаско в судах теперь фискалы о «ТТН-роли» в налоговой области высказываются помягче. Например, в письме ГФСУ от 19.02.2018 г. № 654/6/99-99-14-03-03-15/ІПК налоговики, вторя судьям, указывают, что составленная в случаях, предусмотренных законодательством, ТТН:

— подтверждает факт предоставления услуг по перевозке товаров8;

8 Впрочем, это фискалы официально признали уже давно (см. письмо Миндоходов от 19.09.2013 г. № 11569/6/99-99-22-01-03-15/1128). Однако эта их теория сильно расходится с практикой.

— является одним из дополнительных документальных свидетельств реальности осуществления хозяйственной операции по поставке товаров.

Таким образом, для целей отражения НК по привезенному товару в первую очередь имеет значение наличие зарегистрированной НН, а не ТТН.

В этой же «струе» звучит вывод их консультации в БЗ 102.02 о том, что в случае отсутствия ТТН у плательщика нет оснований для учета стоимости услуг по перевозке при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. Но при этом заметьте: о затратах по самим товарам там — ни слова!

Итак, если ТТН у вас нет (когда ее наличие было обязательным), то при фискальном подходе «плакали» расходы на перевозку (и НК с них), если перевозка была за ваш счет.

Хотя мы считаем, что для подтверждения расходов на перевозку достаточно было бы наличия оформленного с перевозчиком акта на предоставленные услуги (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 62, с. 19). Но при этом расходы и НК по приобретенным товарам должны быть незыблемы. Естественно, при наличии иных первичных документов, подтверждающих приобретение. Потому всегда имейте на руках аргументы/документы, что убедить фискалов (на худой конец, судей) в реальности-«товарности» операции по приобретению товаров.

А теперь давайте рассмотрим еще ряд ТТН-вопросов, задаваемых нашими читателями.

Поставщик сам везет покупателю

Речь о ситуациях, когда поставщик не нанимает перевозчика, а сам везет покупателю товар на своем (или арендованном) автотранспорте. Нужна ли в таком случае ТТН? Формально, исходя из Правил № 363 и п. 2 Перечня № 207, если перевозимый товар еще является собственностью поставщика, то ТТН выписывать не нужно. А вот

если право собственности на товар уже перешло к покупателю, и он находился у поставщика, например, на ответхранении, то поставщик обязан оформить ТТН

Хотя, по мнению Мининфраструктуры (см. письмо от 03.09.2013 г. № 10092/25/10-13), ТТН тут следует оформлять в любом случае.

Дескать, такую перевозку невозможно классифицировать как перевозку для собственных нужд (поскольку изменяется владелец груза, пусть даже и на конечной стадии товарно-транспортного процесса). А исходя из того, что в вопросах ТТН фискалы «заглядывают в рот» Мининфраструктуры, то для всех спокойнее будет, если поставщик оформит ТТН на такие перевозки (независимо от того, как компенсируются эти транспортные расходы), чтобы никто не попал в заканчивающиеся судами передряги, о которых речь шла выше.

В то же время, когда поставщик поставляет товар, например, на условиях поставки СPT (по Инкотермс-2010), то покупатель не является субъектом транспортного процесса и он не вправе требовать от перевозчика ТТН (см., например, определения ВАСУ от 26.06.2012 г. по делу № К/9991/16335/12 и от 22.08.2012 г. по делу № К/9991/43010/129). Этот аргумент можно предъявить фискалам, если при таких условиях поставки будут претензии к покупателю по поводу отсутствия у него ТТН.

9 Соответственно http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25219557 и http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/25743788

Покупатель сам вывозит товар

При «самовывозе» — если покупатель вывозит товар на собственном (или арендованном) автотранспорте — выписывать ТТН не нужно (п. 2 Перечня № 207, письмо Мининфраструктуры от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14).

Но в то же время ему желательно иметь другие документальные подтверждения такой доставки, чтобы у фискалов не было вопросов о «бестоварности» и т. п. Раньше для этих целей хорошо подходили путевые листы. Сейчас, видимо, придется ограничиться накладными (или актами), доверенностями и т. д. …

А вот если для целей «самовывоза» нанимаете перевозчика, то ТТН придется составить. В такой ситуации зачастую ТТН просят составить продавца. Если же он отказывается, то считаем, что ТТН может выписать и покупатель. Ведь, как правило, в таких ситуациях право собственности у покупателя на товар по договору возникает с момента передачи товара (или, может быть, оно возникло еще раньше, а товар был у поставщика на ответхранении). Таким образом, имея накладную (или акт) на товар и став собственником товара, покупатель имеет право им распоряжаться, в том числе транспортировать такой товар. И, следовательно, он сам вправе оформить ТТН в соответствии с полученной от поставщика накладной (или актом).

Отправка через службы доставки

Поставщик отправляет товар через службы доставки: «Нова пошта», «Делівері», «Міст експрес» и т. п. (как правило, такие условия поставки соответствуют упомянутому термину CPT).

Если груз до отделения/склада службы доставки везет поставщик своим транспортом, то ТТН не нужна (п. 2 Перечня № 20710). Ведь он перевозит свой собственный товар для собственных нужд (а в отделении/складе службы доставки право собственности на товар все еще принадлежит поставщику).

10 Другое дело, когда со склада поставщика товар вывозится автомобилем службы доставки («Нової пошти» и т. п.). Тогда лучше оформить ТТН, и у получателя вообще вопросов с этим не будет.

То же самое касается и операции по доставке товара покупателем на своем автотранспорте из отделения/склада службы доставки до своего подразделения. В таких случаях водителю достаточно иметь лишь документы, подтверждающие право собственности на такой товар (к примеру, расходную накладную).

Сами же службы доставки, как правило, ТТН не оформляют. «Нова пошта», например, оформляет так называемые экспресс-накладные. Дело в том, что упомянутые службы доставки являются операторами почтовой связи (включены в их реестр11), а Правила № 363 не регламентируют перевозку почты, поэтому эти службы доставки не обременяют себя выпиской ТТН.

11 http://nkrzi.gov.ua/index.php?r=site/index&pg=60&language=uk

В связи с этим расходы на перевозку такими службами приходится подтверждать той первичкой, которую выдаст соответствующая служба доставки (экспресс-накладной, квитанцией и т. п., а также счетом, чеком). Тем более, что такие документы (в том числе экспресс-накладные) обычно содержат все необходимые реквизиты первичного документа, перечисленные в ч. 2 ст. 9 Закона о бухучете, а порой и дублируют все реквизиты ТТН.

О том, что экспресс-накладные «Нової пошти» подтверждают факт поставки и товара, и услуг по его перевозке, см. в определениях Днепропетровского апелляционного админсуда от 23.09.2015 г. по делу № 808/1945/15, Харьковского апелляционного админсуда от 17.05.2016 г. по делу № 818/13/16 определении ВАСУ от 16.05.2017 г. № К/800/27543/16), Львовского апелляционного админсуда от 23.03.2017 г. по делу № 876/9009/1612. (В последнем, в частности, указано, что даже выявленные фискалами недочеты экспресс-накладных «Нової пошти» не могут отменить факт поставки!)

12 Соответственно http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/52945123, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/57869057, http://www.reyestr.court.gov.ua/Review/65502652

Кстати, в вопросе о необходимости ТТН при поставке товаров через службы доставки налоговики уклонились от прямого ответа и отослали вопрошавшего к Мининфраструктуры — см. письмо ГФСУ от 21.03.2017 г. № 5531/6/99-99-15-02-02-15 (ср. 025069200).

Зачастую на практике покупатели, перестраховываясь, требуют при таких отправках от поставщика оформления еще и ТТН, что, на наш взгляд, некорректно (если только груз не вывозился со склада поставщика автомобилем службы доставки — см. сноску *). Добрые поставщики иногда идут навстречу (ведь покупатель всегда прав ☺) и выписывают ТТН. Но заполняют ее кто во что горазд. Ведь тут возникает ряд вопросов по заполнению такой ТТН, например: кого указывать заказчиком, перевозчиком, какой указывать авто и т. п.

ТТН при перепродаже

На практике не утихают споры, как и кто должен оформлять ТТН, когда перепроданный товар по просьбе первого покупателя везется в адрес нового покупателя. Считаем, что в такой ситуации ТТН все равно должен оформлять поставщик (а не первый покупатель), так как он является грузоотправителем, а грузополучателем нужно указывать нового покупателя. Но на практике зачастую ТТН выписывает первый покупатель, так как не хочет «светить» новому покупателю реального поставщика. Аналогично на практике экспедиторы нередко-незаконно указывают себя в ТТН в качестве перевозчика (нанимая при этом стороннего перевозчика), чтобы скрыть его, реального. Однако это — «секрет Полишинеля», так как по приезде авто «личина» перевозчика обычно открывается… На наш взгляд, в большинстве случаев это не очень корректно.

А вот если бы товар находился у поставщика на ответхранении (право собственности на товар уже перешло к первому покупателю), тогда ТТН первый покупатель мог бы составить совершенно законно.

Когда ТТН нет (доставка — в стоимости товара)

Поскольку, как признали уже и сами фискалы, главная учетная задача ТТН — подтверждать расходы на перевозку, то в случае, когда доставка идет за счет поставщика, т. е. она фактически включается в стоимость товара, у покупателя при отсутствии ТТН проблем в этой части быть не должно. Могут быть вопросы насчет допподтверждений «товарности» поставки, но отказать по причине отсутствия ТТН в отражении НК по части стоимости товаров, компенсирующей расходы на перевозку (даже когда такая сумма доподлинно известна из документов), у фискалов нет никаких оснований. Ведь услуг по перевозке покупатель не приобретал и как таковые расходы на них покупатель не нес — он оплачивал только стоимость товаров. Кроме того, см. выше о незаконности требования покупателем ТТН при условиях поставки СPT.

ТТН на другого (компенсация транспортных расходов)

Как быть в ситуации, когда поставщик в расходной и налоговой накладных выделил отдельной суммой/строкой транспортные расходы? При этом в ТТН покупатель вообще не указан. Считаем, что таким оформлением накладных поставщик может подложить покупателю (а возможно, и себе) свинью. По-хорошему, если размер торговой надбавки на товар не ограничен, ему бы стоило эти расходы включить в стоимость товара.

В то же время, если договором предусмотрена отдельная компенсация покупателем стоимости расходов на транспортировку, то в налоговом (!) смысле это должно рассматриваться как «перепродажа услуг» по аналогии с компенсацией коммунальных и других расходов арендодателю при аренде недвижимости. О таких ситуациях (и о заполнении НН) подробнее читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 78, с. 9. Отметим, что при таком оформлении документов у покупателя (а возможно, и у поставщика) при проверках не исключаются придирки фискалов в отношении НК по этим транспортным расходам. Поэтому в качестве подтверждения понесенных поставщиком транспортных расходов покупателю не помешает получить от него копии документов об оплате транспорта, акта и ТТН. Этот момент целесообразно оговорить в договоре.

И все-таки мы бы советовали максимально избегать на практике таких ситуаций, чтобы не иметь с ними проблем при проверках.

ТТН при поломке (замене) авто

Что делать в ситуации, если при перевозке товара возникает необходимость его перегрузить на другой автомобиль (например, по причине поломки первого авто)? В таком случае составляется акт произвольной формы, в котором обязательно указываются реквизиты: полное название владельца транспорта и его адрес, фамилия, имя и отчество водителя, государственный номер автомобиля перевозчика, который сдал груз, и перевозчика, который его принял.

Акт составляется в двух экземплярах, которые подписываются представителями (водителями) обоих перевозчиков (по одному для каждого)

Это отмечается в ТТН (п. 11.9 Правил № 363).

При этом в ТТН указывают реквизиты упомянутого акта (см. письмо Мининфраструктуры от 03.10.2013 г. № 11253/25/10-13). Старые записи в строках «Автомобіль», «Автомобільний перевізник» и «Водій» зачеркивают (так, чтобы их можно было прочитать) и пишут новые. Все изменения в ТТН заверяют подписью ответственного лица перевозчика, которое управляет перегрузкой.

Прочие важности

Несколько адресов. В случаях, когда адресов поставки несколько (разные склады, торговые точки и т. п.), для каждой такой точки-адреса нужно оформить отдельную ТТН. Такой вывод следует из разъяснений Мининфраструктуры (письмо от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14).

«Переадресация груза». Этот реквизит в ТТН на этапе ее выписки не заполняется. В письме Мининфраструктуры от 11.03.2014 г. № 2455/25/10-14 сказано, что его заполняет грузополучатель при приемке груза в случае необходимости переадресации груза. Заполнение его производится с соблюдением требований п. 13.11 Правил № 363, т. е., когда грузополучатель не может принять груз, он заполняет «Переадресацию…» только после согласования иного пункта назначения и условия поставки груза с грузоотправителем.

Расхождения в датах. Такие расхождения между ТТН и расходной накладной на практике в разных ситуациях могут иметь место. Как правило, причина их вызвана несовпадением моментов отгрузки и перехода права собственности на товар к покупателю. Здесь бухгалтеру желательно не ошибиться, на какую дату для каких целей ориентироваться…

Перевозка легковым авто (пикапом, автобусом). Мы уже не раз писали, что ТТН необходимо оформлять и в случае перевозки товаров на легковом автомобиле и любых иных автотранспортных средствах. Но поскольку этот вопрос периодически повторяют читатели, то напоминаем, что в письмах Минтранса от 26.12.2007 г. № 5327-02/06/14-07 и Госкомстата от 25.06.2007 г. № 05/2-8/46 прямо указано, что ТТН составляется независимо от вида транспорта, осуществляющего перевозку.

В завершение отметим: для того чтобы впоследствии меньше возникало споров, касающихся ТТН, в договорах желательно установить, какое конкретно лицо должно оформлять ТТН при определенных в договоре условиях поставки товаров. Ведь здесь чем больше конкретики, тем лучше...

выводы

  • По мнению судей, с которыми согласны и фискалы, ТТН подтверждает лишь факт предоставления услуг по перевозке товаров. В отношении операции по поставке товаров ТТН является лишь одним из дополнительных свидетельств реальности такой операции. Тем не менее на практике фискалы при отсутствии ТТН продолжают «нападать» и на НК (и затраты) по товарам.
  • ТТН не нужна при поставке для собственных нужд на своем (или арендуемом) автотранспорте, в том числе при «самовывозе» товаров покупателем. Формально ТТН не нужна и когда поставщик сам развозит товар, однако Мининфраструктуры и налоговики считают иначе.
  • При поставке товаров службами доставки ТТН тоже обычно не выписывается (ее заменяют экспресс-накладной, актом и другими документами, подтверждающими автоперевозку).
  • Если транспортные расходы включены поставщиком в стоимость товара, то по расходам и НК от стоимости товара проблем у покупателя быть не должно (даже при отсутствии ТТН). Если транспортные расходы компенсируются поставщику отдельно сверх стоимости товара, то здесь могут возникать вопросы при проверках.
  • При продаже товара «с колес» не совсем понятно, кто должен оформлять ТТН — поставщик или же покупатель, уже перепродавший товар. Мы склоняемся к фактическому грузоотправителю.
  • Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

    Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

    Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

    Как отключить