(066) 87-010-10 Перезвоните мне
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 96
  • № 95
  • № 94
  • № 93
  • № 92
  • № 91
  • № 89
  • № 88
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
5/17
Налоги и бухгалтерский учет
Налоги и бухгалтерский учет
Ноябрь , 2018/№ 90

Может ли учредитель управлять предприятием без директора?

http://tinyurl.com/y4rva5v5
В предыдущей статье мы рассказали вам об особенностях ведения учета и составления отчетности в том случае, когда единственным работником на предприятии является его директор. Но может ли предприятие существовать вообще без работников, в том числе без директора? Имеет ли право учредитель (собственник) распустить весь штат предприятия и управлять им самостоятельно, причем совершенно бесплатно? Ответы на эти непростые вопросы вы найдете в нашей статье.

Итак, предприятие, на котором директор трудится в «гордом одиночестве», — явление вполне нормальное и особо не примечательное. Теперь давайте разбираться, а нужен ли работающему предприятию директор вообще или управление может взять на себя собственник?

Каждому АО (ООО) по директору!

Частное предприятие. В случае с частным предприятием особых вопросов не возникает. Дело в том, что право на самостоятельное управление унитарным предприятием* собственнику дают ч. 4 ст. 63 и ч. 4 ст. 128 ХКУ. В них говорится, что гражданин осуществляет управление основанным им частным предприятием непосредственно или через руководителя, которого назначает (выбирает) сам учредитель.

* Унитарным, в частности, является предприятие, созданное одним учредителем и основанное на его частной собственности (ч. 4 ст. 63 ХКУ).

Как видите, ХКУ оставляет за учредителем частного предприятия выбор: управлять им самостоятельно или переложить «груз ответственности» на наемного директора. Поэтому зафиксируйте в уставе, что управление предприятием осуществляет лично собственник/учредитель, и «рулите» в одиночку.

Акционерное общество. Здесь тоже все просто и однозначно. Закон об АО в этом отношении не предполагает никакой альтернативы:

учредитель может управлять акционерным обществом, но лишь при условии заключения с ним контракта как с наемным работником

Всему «виной» ч. 5 ст. 58 Закона об АО, которая предусматривает, в частности, что с каждым членом исполнительного органа акционерного общества заключается контракт.

ООО/ОДО. А вот в случае с ООО/ОДО все немного сложнее.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 65 ХКУ, собственник предприятия реализует свое право на управление предприятием непосредственно или через уполномоченные им органы согласно уставу предприятия.

Казалось бы, вот оно — свидетельство того, что ООО/ОДО тоже вполне себе может работать без наемного директора. Однако, на наш взгляд, мысль о «непосредственном управлении» относится к частным предприятиям, а вот хозобществам придется довольствоваться управлением «через уполномоченные органы».

Судите сами. Статья 97 ГКУ говорит нам о том, что управление обществом осуществляют его органы управления, которыми являются общие сборы участников и исполнительный орган, если иное не установлено законом. На то же, но в другой формулировке, указывает и ч. 1 ст. 89 ХКУ.

Исполнительный орган общества осуществляет управление текущей деятельностью товарищества (ч. 1 ст. 39 Закона об ООО). Полномочия исполнительного органа могут быть прекращены только избранием нового исполнительного органа или временных исполнителей их обязанностей (п. 13 ст. 39 Закона об ООО).

Идем дальше.

Для руководства деятельностью предприятия, согласно ч. 3 ст. 65 ХКУ, собственник (собственники) непосредственно или через уполномоченные органы назначает (избирает) руководителя предприятия. В случае найма руководителя предприятия с ним заключают договор (контракт). Это предусмотрено ч. 4 ст. 65 ХКУ.

Похоже, что ни ГКУ с ХКУ, ни Закон об ООО не предусматривают права общества работать без исполнительного органа: единоличного (директор) или коллегиального (дирекция). Ну а само наличие такого органа, а также лица, выполняющего определенные функции по руководству текущей деятельностью предприятия, по идее, требует заключения с ним трудового договора и выплаты заработной платы. Такой вывод можно сделать из положений ч. 3 ст. 24 КЗоТ, согласно которой работник не может быть допущен к работе без заключения трудового договора*. Получается,

* В принципе, Закон об ООО содержит косвенное упоминание о возможности заключения с директором ГП-договора (ч. 7 ст. 39 Закона об ООО), однако норма эта новая и как она будет реализована на практике — пока до конца не ясно.

учредитель не может руководить текущей деятельностью ООО без назначения на должность его директора

Поэтому должны предупредить! В выполнении учредителем директорских функций без зачисления в штат предприятия и выплаты заработной платы контролеры могут «разглядеть» нарушение трудового законодательства. В результате предприятие может поплатиться совсем нешуточным штрафом в тридцатикратном размере одной минзарплаты (3723 грн.) на основании ч. 2 ст. 265 КЗоТ (в 2018 году — 111690 грн.).

Временное прекращение деятельности

Единственная ситуация, при которой контролирующие органы все же допускают выполнение собственником директорских функций без заключения трудового договора, — это временное прекращение деятельности предприятия.

Так, Минсоцполитики в письме от 07.02.2012 г. № 113/13/84-12 рекомендовало предусмотреть в уставе форму участия собственника в управлении предприятием без заключения трудового договора (в том числе на период времени, когда предприятие не осуществляет хоздеятельность), а также способ вознаграждения собственнику за такую деятельность.

В свою очередь налоговики в письме от 01.06.2017 г. № 435/6/99-99-15-02-02-15/ІПК дают добро на назначение общим собранием участников ООО лица, ответственного за составление, подписание и предоставление отчетности (при условии, что деятельность на предприятии не ведется, штатные работники отсутствуют, а данные о лице-подписанте внесены в ЕГР).

Ну и, наконец, в категории 301.04.01 налоговики допустили, что на период временного прекращения деятельности предприятия функции руководителя может выполнять учредитель без получения за это какого-либо вознаграждения.

Как видите,

контролеры не видят ничего предосудительного в том, что предприятием без (!) деятельности и работников будет временно (!) руководить учредитель

Оформить передачу обязанностей по руководству предприятием одному из участников рекомендуем соответствующим решением общего собрания участников. При этом для того, чтобы минимизировать риски возникновения претензий со стороны органов Гоструда, ни в коем случае не заключайте (!) с учредителем трудовой договор. Также нельзя вносить в трудовую книжку учредителя запись о работе на должности директора.

Кроме того, передавая учредителю директорские полномочия:

1) внесите сведения об «уполномоченном» учредителе в ЕГР;

2) подайте в банк временную карточку с образцами подписи учредителя, чтобы тот мог распоряжаться текущим счетом предприятия;

3) подайте налоговикам форму № 1-ОПП с пометкой «Зміни» со сведениями об учредителе, ответственном за ведение бухгалтерского и налогового учета;

4) подайте заявление о присоединении к договору о признании электронных документов по форме, приведенной в Порядке № 557.

Заинтересовал журнал?
Получайте по подписке больше статей и специальных предложений
директор, учредитель, управление предприятием, временное прекращение деятельности добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье