Темы статей
Выбрать темы

Как налоговики проверяют трудовое законодательство?

Ярмак Мария, юрист
В статье на с. 14 мы перечислили «трудовых» проверяющих. Среди них, как вы помните, оказались и налоговики. В этом материале мы подробно изучим полномочия фискалов в этой сфере. Когда могут прийти? Что и в каком порядке проверить? Какие документы предоставить? Разберемся в этих и других вопросах.

В первую очередь нужно запомнить, что налоговые органы в своей деятельности руководствуются в первую очередь НКУ. Порядок № 295, который мы уже неоднократно упоминали, к фискалам не имеет никакого отношения.

Поэтому, обсуждая «трудовые» проверки со стороны органов ГФС, будем анализировать исключительно НКУ. А начнем, как обычно, с оснований.

Основания для проверки

Обратите внимание: налоговые органы в любом случае проверяют трудовые отношения только с целью контроля за правильным начислением налогов и сборов, уплачиваемых с дохода налогоплательщиков.

При этом

соблюдение трудового законодательства могут контролировать в рамках документальной (плановой/внеплановой) или фактической проверки

Об этом нам говорят положения пп. 75.1.2, 75.1.3, 78.1.13 и 80.2.7 НКУ.

В частности, «трудовым» основанием для документальной внеплановой проверки согласно п.п. 78.1.13 НКУ считается полученная контролирующими органами информация об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным работникам (в том числе без документального оформления) зарплаты, пассивных доходов, допблаг, иных выплат и возмещений, подлежащих налогообложению. Сюда включаются выплаты вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными работниками в соответствии с законом.

Если же говорить о фактических проверках, то таким основанием станет наличие и/или получение информации об использовании работы наемных лиц без надлежащего оформления трудовых отношений и выплаты работодателем доходов в виде зарплаты без уплаты налогов в бюджет (п.п. 80.2.7 НКУ).

С основаниями все ясно. Переходим к порядку проведения самих проверок.

Порядок проведения проверок

В рамках этой статьи порядок проведения каждого типа налоговых проверок мы подробно описывать не будем. Обратим внимание лишь на самые важные моменты.

Общие правила проведения плановых документальных проверок предусмотрены ст. 77 НКУ, внеплановых документальных — ст. 78 этого Кодекса, а фактических — ст. 80 НКУ.

Отдельного внимания заслуживают Методические рекомендации № 22. На них мы также периодически будем ссылаться.

Помните: в случае с проверками налоговиков действует срок давности в 1095 дней (п. 102.1 НКУ). Единственное исключение — ЕСВ.

Документальная проверка. Подобный вид проверок подразделяется на:

а) плановые;

б) внеплановые.

Плановые документальные проверки проводятся на основании специального плана-графика. Такой план формируется каждый год. Правила включения субъектов хозяйствования в этот документ регулируются Порядком № 386 в зависимости от рисковости хозсубъекта. Также учитывается классификация по ст. 55 ХКУ (субъекты малого (в том числе микро-)предпринимательства, среднего и крупного предпринимательства).

Здесь учтите: хозсубъекту должны направить копию приказа и письменное уведомление о проведении плановой проверки не позднее чем за 10 календарных дней до дня ее проведения. Приказ и уведомление вручаются под расписку или направляются заказным письмом с уведомлением о вручении.

Внеплановые документальные проверки в сфере трудового законодательства проводятся на основании п.п. 78.1.13 НКУ. Об их проведении хозсубъекта заранее не оповещают (в отличие от плановых мероприятий контроля). Однако право на проведение внеплановой документальной проверки предоставляется только в случае, когда такому хозсубъекту до начала проведения указанной проверки вручена (в порядке ст. 42 НКУ) копия приказа о ее проведении (абзац второй п. 78.4 НКУ).

Фактические проверки. Фактические проверки проводятся по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, размещения хозяйственных или иных объектов права собственности плательщика.

Обратите внимание: согласно п. 80.1 НКУ

такой вид проверок проводится без предупреждения

Но копию приказа налоговый проверяющий должен вручить налогоплательщику или его представителю под расписку до начала проведения фактической проверки (о других документах и обязательных реквизитах в них скажем чуть позже).

Что предъявляют налоговики?

Перечень документов, которые должны предъявить проверяющие, предусмотрен п. 81.1 НКУ, и это:

а) направление на проведение проверки;

б) копия приказа о проведении проверки;

в) служебное удостоверение.

Однако важно не только наличие перечисленных документов, но и их содержание. Подобные требования устанавливает все тот же п. 81.1 НКУ.

Реквизиты документов, которые должен предоставить инспектор

Направление

Приказ

Дата выдачи

Дата выдачи

Наименование контролирующего органа

Наименование контролирующего органа

Реквизиты приказа о проведении соответствующей проверки

Адрес объекта, проверка которого проводится (в случае проведения проверки в другом месте)

Наименование и реквизиты проверяемого субъекта (Ф. И. О. проверяемого физлица — плательщика налога) или объекта

Наименование и реквизиты проверяемого субъекта (Ф. И. О. проверяемого физлица — плательщика налога)

Цель и вид проверки

Цель и вид проверки

Основания

Основания для проведения проверки, определенные НКУ

Дата начала и продолжительность проверки

Дата начала и продолжительность проверки

Должность и фамилия проверяющего

Период деятельности, который будет проверяться

Подпись руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа*

Подпись руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа

Печать контролирующего органа

Печать контролирующего органа

* Обратите внимание: использование факсимиле на направлении не допускается (абзац третий п.п. 1.3.1 Методических рекомендаций № 22).

Учтите: непредъявление того или иного документа, а также оформление их ненадлежащим образом дают право налогоплательщику не допускать налоговиков к проверке.

Итак, как видите, органы ГФС также могут проверять трудовую сторону жизни предприятия. Однако стоит помнить, что их полномочия в этом ключе ограничены. Так что будьте начеку!

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше