Вот уже четыре с лишним года это «больной» вопрос для всех предприятий, имущество которых осталось на оккупированной территории. Законодатели, к сожалению, не хотят решать проблему учета «недоступных» активов, а налоговики своими разъяснениями только множат печали пострадавших от оккупации предприятий. Смотрите сами...
Списывать/не списывать оккупированные активы? Право собственности на все имущество, в том числе недвижимое, расположенное на временно оккупированной территории, сохраняется за предприятиями, получившими его согласно законодательству Украины (ч. 3 ст. 11 Закона № 1207). На этом основании специалисты Минфина с самого начала настаивают (см. письма от 19.06.2014 г. № 31-11410-08-10/15462 и от 29.06.2016 г. № 31-11410-07-10/18732) на том, что:
— объекты основных средств (ОС), находящиеся на временно оккупированной территории, в бухучете отражают в составе активов предприятия;
— их нужно обесценивать (признавать сумму расходов от уменьшения полезности) по П(С)БУ 28.
Мы уже говорили о неоднозначности такого вывода (см., например, «Налоги и бухгалтерский учет», 2016, № 25, с. 21, 2017, № 25, с. 9). Ведь в силу того, что предприятие по сути утратило контроль над «оккупированными» ОС, они не отвечают критериям признания активом из п. 3 разд. I НП(С)БУ 1. А это значит, что им не место на балансе предприятия. Но все же списать такие ОС не позволяет п. 12 Порядка № 419, в котором прямо говорится: в годовой финотчетности информацию об активах, к которым невозможно обеспечить безопасный и беспрепятственный доступ, отражают по данным бухучета. Вот и получается: несмотря на несоответствие таких ОС условиям признания активами, списать их невозможно, пока не проведешь полноценную инвентаризацию, а для ее проведения нужен беспрепятственный доступ...
Амортизация. Итак, как ни крути, имущество предприятия, оставшееся на оккупированной территории, продолжают учитывать в составе его активов.
По правилам П(С)БУ 7 в бухучете амортизируют стоимость как производственных, так и непроизводственных ОС, а ее начисление приостанавливают на период их реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и консервации. Поэтому, если вы не (!) вывели «оккупированные» ОС из эксплуатации, тогда начисление бухамортизации их стоимости прекращать не нужно.
В налоговом учете не (!) амортизируют стоимость только непроизводственных ОС, т. е. тех активов, которые не предназначены для использования в хоздеятельности (п.п. 138.3.2 НКУ). Объекты ОС, расположенные на оккупированной территории и временно простаивающие по этой причине, не утратили от этого своего производственного, хозяйственного предназначения. А значит, вы имеете полное право продолжать амортизировать их в налоговом учете.
Единственное, что нужно учитывать при начислении как налоговой, так и бухгалтерской амортизации, — это сумма, от которой нужно «плясать» при ее расчете. На наш взгляд, амортизировать оккупированные ОС нужно по «обесцененной» стоимости с учетом потерь от уменьшения полезности по П(С)БУ 28.
Но беда в том, что у налоговиков на этот счет своя точка зрения. По их мнению, ОС во время простоя нужно считать непроизводственными, а значит, они не подлежат «налоговой» амортизации по п.п. 138.3.2 НКУ. По этой причине те предприятия, которые считают разницы из разд. ІІІ НКУ, не включают амортизацию таких ОС в состав своих расходов. Такой неутешительный вывод контролеры делают в отношении вынужденно простаивающих ОС на территории Украины (см. письмо ГФСУ от 19.03.2018 г. № 1080/6/99-99-15-02-02-15/ІПК), а также ОС с территории проведения АТО/ООС (см. письмо ГФСУ от 15.06.2017 г. № 675/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Ну и наверняка не станут исключением и ОС, оставшиеся на оккупированной территории. Поэтому, если вы продолжаете амортизацию таких активов, претензий налоговиков, к сожалению, не избежать ☹.