Горючее в таре до 5 литров*: лицензионные проблемы

В избранном В избранное
Печать
Павленко Алексей, налоговый эксперт
Налоги и бухгалтерский учет Декабрь, 2019/№ 96
Вопрос дня: нужно ли лицензировать операции с горючим в до 5-литровой таре (по оптовой, розничной торговле, хранению)? Навскидку нам казалось, для этих целей объем тары значения не имеет и здесь не должно возникать вопросов, однако на поверку выходит, что все не так однозначно. Давайте разбираться вместе.

* Имеем здесь и далее в виду: также и в таре ровно 5 л.

Вначале напомним, что о проблемах с горючим акцизом для тех хозсубъектов, которые торгуют горючим в таре до 5-литров, вы можете прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 76, с. 10.

Лицензионные термины

Сегодня же мы говорим исключительно о лицензировании операций с горючим в такой маломерной таре. Но все же сначала напомним, что согласно определению термина «реализация горючего» (см. абзац десятый п.п. 14.1.212 НКУ) не считаются реализацией горючего операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) горючего на таможенной территории Украины в потребительской таре емкостью до 5 л (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями.

Однако формально это определение должно применяться только для целей «акцизного» раздела VI НКУ, о чем в нем прямо указано

В то же время фискалы нередко используют его и для целей лицензирования, о чем см. ниже.

Но заметим, что вопросы лицензирования операций с горючим формально должен регулировать «алкотабачногорючий» Закон № 481**, если иное не предусмотрено этим Законом.

** Закон Украины от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Например, термин «горючее» Закон № 481 (см. ст. 1) заимствует у НКУ. И поэтому первое, что нужно сделать субъектам, торгующим горючим в допятилитровой таре (и не только), это определиться: считаются ли реализуемые ими товары горючим в понимании НКУ. Для этих целей см. пп. 14.1.1411 и 215.3.4 НКУ (детальнее — в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 59, с. 2).

Итак, вы точно убедились, что в вашей мелкой таре именно горючее в понимании НКУ. Теперь обращаемся к терминам, приведенным в ст. 1 Закона № 481 (см. таблицу).

Некоторые лицензионные термины

Наименование термина

Содержание термина

Оптовая торговля горючим

Деятельность по приобретению и дальнейшей реализации горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик субъектам хозяйствования розничной и/или оптовой торговли и/или иным лицам

Розничная торговля горючим

Деятельность по приобретению или получению и дальнейшей продаже или отпуску горючего с изменением или без изменения его физико-химических характеристик с автозаправочной станции/автогазозаправочной станции/газонаполнительной станции/газонаполнительного пункта и других мест розничной торговли через топливораздаточные колонки и/или маслораздаточные колонки

Хранение горючего

Деятельность по хранению горючего (собственного или полученного от других лиц) с изменением или без изменения его физико-химических характеристик

Здесь уместно напомнить, что в соответствии со ст. 15 Закона № 481 (см. также письмо ГФСУ от 12.04.2019 г. № 1572/6/99-99-12-01-01-15/ІПК) при наличии у хозсубъекта лицензии на оптовую или розничную торговлю (или на производство) хранение горючего в местах торговли (или производства) он может производить без получения лицензии на хранение.

Из приведенных терминов четко следует, что «до 5-литровщикам» лицензия не нужна только на розничную торговлю горючим в понимании Закона № 481, так как соответствующий термин (см. ниже) к розничной торговле относит лишь продажу через «раздаточные» колонки, а у вас — продажа в таре.

В то же время термин «оптовая торговля горючим» настолько всеохватный (см. в нем фразу: «и/или иным лицам»), что под него можно впихнуть и розничную торговлю (в привычном ее понимании) горючим в до 5-литровой таре… ☹ То есть формально отвертеться от лицензии на оптовую торговлю горючим в такой мелкой таре или от лицензии на хранение такого горючего (когда вы только храните горючее в такой таре) — будет достаточно сложно.

Лицензии на опт

Самое время обратиться к мнениям фискалов. В их рядах нет (не было?..) единства в этих вопросах. Приведем двумя группами разъяснения налоговиков, где они по-разному отвечают на вопрос: нужна для реализации горючего в до 5-литровой таре оптовая лицензия или нет? Итак.

Лицензия нужна. Плохие разъяснения в хронологическом порядке.

1. В письме ГФСУ от 24.07.2019г. № 3424/8/18-28-40-03-28/ІПК, отвечая на вопрос о необходимости приобретения оптовой лицензии торговцу (не производителю) горючим в 5-литровой таре,

налоговики четко написали о необходимости получения лицензии на оптовую торговлю таким горючим

2. В письме ГУ ГНС во Львовской обл. от 09.10.2019 г. № 675/ІПК/10/32.7-14 на аналогичный вопрос налоговики отвечают, что для оптовой торговли горючим в понимании Закона № 481 предприятию необходимо получить лицензию на каждое место оптовой торговли горючим.

3. В письме ГНСУ от 30.09.2019 г. № 478/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, где ставились вопросы об импорте и реализации в Украине горючего в до 5-литровой таре налоговики, ссылаясь на Закон № 481, указали, что для оптовой или розничной торговли горючим или хранения горючего хозсубъектам необходимо получать лицензию на соответствующий вид деятельности. Мы этот вывод поняли как фискальный.

4. В письме ГНСУ от 10.10.2019 г. № 694/6/99-00-04-01-01-15/ІПК налоговики на подобный вопрос безо всяких оговорок пишут, что для осуществления деятельности по хранению или оптовой торговле горючим в понимании Закона № 481 субъекту хозяйствования необходимо получить соответствующую лицензию.

5. В письме ГНСУ от 28.10.2019 г. № 1048/6/99-00-04-01-02/ІПК тоже речь идет о лицензии на торговлю горючим в таре до 5 л, и налоговики в нем без каких-то оговорок расписывают, какие следует подать документы для получения лицензии. И это при том, что уже до этого давались либеральные разъяснения, а в этот же день на сайте ГНСУ размещена либеральная консультация (см. ниже).

Лицензия не нужна. А вот аналогичный перечень либеральных разъяснений того же органа на ту же тему.

1. В письме ГНСУ от 19.09.2019 г. № 294/99-00-04-02-06-15/ІПК на такой вопрос фискалы, опираясь на абзац десятый п.п. 14.1.212 НКУ, в свете норм Закона № 481 делают вывод, что операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) на таможенной территории Украины горючего в потребительской таре емкостью до 5 л (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями, можно осуществлять без получения лицензий.

2. В письме ГНСУ от 25.10.2019 г. № 1026/6/99-00-04-01-01-15/ІПК звучит аналогичный вывод.

3. На своем сайте 28.10.2019 г. главные фискалы для всеобщего обозрения выкладывают разъяснение по данному вопросу для плательщиков, реализующих горючее в потребительской таре емкостью до 5 л включительно***. Вот его вывод.

*** tax.gov.ua/nove-pro-podatki—novini-/395663.html

Учитывая то, что Закон № 481 не дает определения «реализация горючего» и руководствуясь п.п. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 НКУ, субъекты хозяйствования могут осуществлять операции по физической передаче (отпуску, отгрузке) на таможенной территории Украины горючего в потребительской таре емкостью до 5 литров (включительно), кроме операций по реализации такого горючего его производителями, без получения лицензий в соответствии с требованиями Закона № 481

Подобный вывод звучит и в письмах ГНСУ от 28.10.2019 г. № 1048/6/99-00-04-01-02/ІПК, от 06.11.2019 г. № 1203/8/28-10-30-02-10/ІПК, от 07.11.2019 г.: № 1223/6/99-00-04-02-06-15/ІПК и № 1235/6/99-00-04-01-01-15/ІПК.

Так что счет пошел уже в пользу либерального подхода и, думаем, список либеральных разъяснений будет продолжен.

Очень надеемся, что в этом вопросе подход налоговиков сформировался окончательно и назад дороги нет, т. е. их больше не будет кидать туда-сюда… И хотя такой подход достаточно либерален, мы его поддерживаем, так как не видим смысла в поголовном лицензировании всякой мелочи.

Заметим также, что

теперь явно есть основания потребовать пересмотра ответов тем, кому ответили фискально

В то же время не стоит особо расслабляться. Однако ИНК должны защищать их получателей не только от налоговых проблем, но и от проблем в других областях, контролируемых фискалами (см. определение в п.п. 14.1.1721 НКУ).

Но если инспектор придет и по формальному поводу «организует» вам штраф за работу без лицензии, то придется заниматься обжалованием (надеемся, лишь административным). Но главное см. ниже — не исключается необходимость получения лицензии на хранение горючего в до 5-литровой таре… ☹

Лицензии на хранение

Лицензия нужна. Здесь дело обстоит уже совсем не так либерально. Четких разъяснений насчет того, что лицензия для хранения горючего в до 5-литровой таре не нужна, мы не отыскали ни одного.

Зато, помимо упомянутых выше писем ГНСУ от 30.09.2019 г. № 478/6/99-00-04-01-01-15/ІПК и от 10.10.2019 г. № 694/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, налоговики совсем недавно дали несколько более конкретных фискальных разъяснений на этот счет.

Например, в письме ГНСУ от 30.10.2019 г. № 1108/6/99-00-04-01-01-15/ІПК четко указано, что хозсубъекту, имеющему дело только с горючим в до 5-литровой таре (импорт и оптовая продажа), необходимо получить лицензию на право хранения горючего согласно требованиям Закона № 481.

Аналогичный вывод следует и из упомянутого уже письма ГНСУ от 06.11.2019 г. № 1203/8/28-10-30-02-10/ІПК, где, помимо лояльного разъяснения об оптовой лицензии, насчет лицензии на хранение фискалы указывают, что

Законом № 481 не установлено отдельных условий насчет вместимости, размещения, характеристик оборудования и/или емкостей, используемых для хранения горючего

Развод, или Понимай, как хочешь? Есть ряд писем главных фискалов (например, от 09.10.2019 г. № 674/6/99-00-04-02-06-15/ІПК, от 07.11.2019 г. № 1223/6/99-00-04-02-06-15/ІПК, от 28.10.2019 г. № 1048/6/99-00-04-01-02/ІПК), в которых они на конкретный вопрос — нужна ли «до 5-ти литровщикам» лицензия на хранение — не дают четкого ответа. Эти письма они заканчивают дословно, как в приведенной нами выше цитате с их сайта. Из таких ответов у получателей могло сложиться впечатление, что не только на опт, но и на хранение лицензия тоже не нужна.

Если вам дали такой ответ, не советуем понимать его либерально

Ведь последствия такого понимания этих псевдо-ИНК могут стать вам ой как дорого!

Приобретаете горючее в мелкой таре для себя? Нужна лицензия! Отдельное внимание хотим обратить на письмо ГНСУ от 30.10.2019 г. № 1110/6/99-00-04-01-01-15/ІПК. В нем фискалы четко написали: если горючее в до 5-литровой таре приобретается для использования в собственном производстве (объем тары и потребления значения не имеет!), все равно необходимо получать лицензию на его хранение. Обращаем внимание, что это может коснуться большинства хозсубъектов, так как мало кто из них вообще не использует хотя бы какой-нибудь из видов горючего (например, какие-то масла, смазки, чистый уайт-спирит****) в своей хоздеятельности. Имейте в виду, что фискалы могут наехать и на вас, а не только на тех, кто торгует горючим в такой мелкой таре!

**** Если хранится (реализуется) не чистый уайт-спирит, а растворитель на его основе (код 3814 00 90 УКТ ВЭД), то это уже не горючее (!), так как в перечне в п.п. 215.3.4 НКУ такого кода нет и «горючие» лицензии на операции с ним не нужны.

В свете разъяснений налоговиков о ненужности лицензий на хранении горючего в нестационарных объектах — баках авто, передвижных цистернах и т. п. (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 84, с. 26) такой подход выглядит не очень системным. Хотя налоговики и здесь уже начинают давать крен в фискальную сторону…☹

Импорт-экспорт в мелкой таре

Что касается импорта или экспорта горючего в до 5-литровой таре, то здесь есть еще один нюанс — даже если вы экспортируете/импортируете такое горючее без хранения его у себя, то формально без наличия хоть какой-нибудь лицензии вам эти операции не провести. Ведь ст. 15 Закона № 481 говорит, что импорт или экспорт горючего осуществляется при наличии у субъекта хозяйствования, который импортирует или экспортирует горючее, лицензии на право производства или хранения, или оптовой или розничной торговли горючим. Налоговики также обращают на это внимание — см., например, письма ГНСУ от 30.09.2019 г. № 478/6/99-00-04-01-01-15/ІПК, от 30.10.2019 г. № 1108/6/99-00-04-01-01-15/ІПК и от 07.11.2019 г. № 1235/6/99-00-04-01-01-15/ІПК (ср. 045636400).

Что делать?

Если вы торгуете горючим в до 5-литровой таре, то старайтесь или пропускать оптовые партии вообще мимо себя, или хранить его у кого-то, кто имеет лицензию на хранение, и при этом прямо от него производить отпуск такого горючего.

Если же вы сами торгуете в розницу, то от лицензии на хранение вам вряд ли получится ускользнуть (ведь товар будет «храниться» в вашей торговой точке)

Соответственно — не обойтись без лицензии на хранение (или любой другой) и при экспорте/импорте (см. выше).

Если вы используете горючее только для собственных нужд — то лучше получите необходимую(ые) лицензию(и). А лучше (по возможности) вообще откажитесь в своей деятельности от использования горючего в понимании п.п. 215.3.4 НКУ, чтобы избежать обвинений в его хранении. Либо переложите ваши операции с горючим на кого-то другого, у кого есть нужная лицензия… Если все-таки решите как-то сами использовать горючее без лицензии на хранение, то очень желательно подстраховаться либеральной ИНК — конкретно по вашей схеме работы с горючим.

В общем, будьте в этом «лицензионном» деле предельно осторожны, так как штрафы (500 тыс. грн. по Закону № 481***** плюс по ст. 164 КУоАП) ой как нешуточны…

***** Начало применения этого штрафа пока перенесено до 31 декабря.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить