Темы статей
Выбрать темы

Изменения в кассовое Положение

Хмелевский Игорь, налоговый эксперт
Вы, вероятно, помните, сколько нареканий в начале прошлого года вызвала первая редакция нового кассового Положения № 148*. Поэтому вскоре Нацбанк был вынужден наскоро его подправить**, хотя так окончательно и не устранил внутренние противоречия этого документа и его несогласованность с другими РРОшно-наличными нормативами. И вот имеем третью попытку регулятора привести свое кассовое детище в порядок. Вряд ли она будет последней, но разобраться с очередными нововведениями все равно надо.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

** См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 47, с. 3.

Сегодняшний разговор посвящен постановлению Правления НБУ от 12.02.2019 г. № 37, которое внесло ряд принципиальных изменений в Положение № 148. Согласно п. 4 этого постановления оно вступает в силу со дня, следующего за днем его официального опубликования. Такое опубликование состоялось 14.02.2019 г. Соответственно изменения в Положение № 148 действуют с 15 февраля.

Проанализируем главные из них.

Оприходование наличности по-новому

Собственно термин «оприходование наличности» из п.п. 18 п. 3 Положения № 148 остался без изменений. Как и раньше, под оприходованием наличности, которая поступила в кассу, понимают ее учет в полной сумме в:

1) кассовой книге;

2) книге учета доходов и расходов (КУДР)/книге учета доходов (КУД);

3) фискальном отчетном чеке (Z-отчете)/расчетной квитанции.

А вот что говорит подкорректированный в который раз п. 11 Положения № 148 (см. таблицу).

Порядок оприходования наличности в кассе

Если наличные расчеты

проводят:

Оприходованием является:

Основание для оприходования:

предприятия и их обособленные подразделения

с применением РРО

— и с оформлением их кассовыми ордерами

и с ведением кассовой книги

осуществление учета наличности в полной сумме ее фактических поступлений в кассовой книге

приходные кассовые ордера

(ПКО)

(абзац второй п. 11 Положения № 148)

обособленные подразделения предприятий

с применением РРО

— без ведения кассовой книги

— обеспечение хранения ежедневных Z-отчетов в электронной форме в течение 1095 дней

(п. 44.3 НКУ)

— и внесение информации в соответствующие книги учета

(КУРО — в случае ее использования)

ежедневные Z-отчеты

(абзац третий п. 11 Положения № 148)

субъекты хозяйствования*

— с применением КУРО

— без применения РРО

внесение данных в КУРО

расчетные квитанции

(абзац четвертый п. 11 Положения № 148)

* Этот термин объединяет в себе юридических лиц и их обособленные подразделения, а также физических лиц — предпринимателей (см. п. 1 Положения № 148).

физические лица — предприниматели

(абзац пятый п. 11 Положения № 148)

оприходование и учет полученных доходов осуществляются в КУДР (или КУД) в порядке, определенном НКУ

Таким образом, с 15 февраля на ниве оприходования имеем вот что:

1. Для юрлиц и их обособленных подразделений с кассовой книгой все осталось, как и раньше. То есть, чтобы оприходовать наличность, надо выписать ПКО и сделать соответствующую запись в кассовой книге.

2. Обособленным подразделениям с РРО, но без кассовой книги Нацбанк наконец разрешил:

не печатать Z-отчеты (хотя делать это все равно придется, поскольку такое требование и до сих пор прописано в п. 9 ст. 3 Закона об РРО***) и

*** Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

не подклеивать их в КУРО.

Вместо этого такие обособленные подразделения должны

обеспечить хранение ежедневных Z-отчетов в электронной форме

Что это значит в практическом плане, читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 93, с. 30.

Если такое обособленное подразделение продолжает вести КУРО на РРО (хотя с 01.10.2018 г. можно при определенных условиях отказаться от их ведения // «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 85, с. 2), то необходимым условием для оприходования наличности является внесение информации в КУРО.

Здесь стоит вспомнить, что в ней делают записи об учете расчетных квитанций только в случае выхода из строя РРО/отключения электроэнергии. А вот при проведении расчетных операций через РРО уже не нужно ежедневно записывать в КУРО информацию о движении средств и сумме расчетов. Надеемся, что фискалы поймут все правильно и не заставят записывать в КУРО в случае ее использования ежедневную выручку обособленного подразделения…

3. Все субъекты хозяйствования, которые применяют КУРО и не применяют РРО*, должны оприходовать наличность путем внесения данных расчетных квитанций в КУРО.

* Такую возможность предусматривает ст. 10 Закона об РРО, если вид деятельности, которым занимается субъект хозяйствования, прописан в Перечне, утвержденном постановлением КМУ от 23.08.2000 г. № 1336.

4. ФЛП. Для этой категории абзац пятый п. 11 Положения № 148 провозглашает, что

оприходование и учет полученных доходов ФЛП осуществляют в КУДР (или КУД) в порядке, определенном НКУ**

** Подробнее о заполнении этих книг как кассовых регистров читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 87, с. 21.

Похоже на то, что эта норма распространяется на всех ФЛП, как безРРОшников, так и РРОшников, за исключением тех, кто проводит наличные расчеты с применением КУРО без применения РРО (они охвачены пунктом 3 — см. выше).

А теперь — об остальных изменениях.

Обособленное подразделение: что это?

Обратите внимание: в п.п. 2 п. 3 Положения № 148 появилось обновленное определение этого термина, согласно которому обособленными подразделениями считаются не только филиалы, представительства, отделения, но и другие структурные подразделения (стационарные или передвижные), где реализуются товары, предоставляются услуги и осуществляются расчетные операции.

Документ — на каждый проданный товар?

Новая редакция п. 11 Положения № 148, к счастью, снимает то напряжение, которое возникло после появления письма ГФСУ от 20.07.2018 г. № 24188/6/99-99-14-05-01-15 (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 81, с. 4).

Напомним, в нем фискалы заявили: ФЛП — плательщики ЕН, которые не обязаны применять РРО и РК, для оприходования наличности должны выписывать документы (чек/накладную и т. п.) на каждый продаваемый товар (услугу) независимо от того, требует ли такие документы покупатель.

В обоснование таких требований они привели тогдашнюю редакцию п. 11 Положения № 148, согласно которой с 1 июня 2018 года оприходование для ФЛП-безРРОшников — это запись в КУДР/КУД на основании товарных чеков (квитанций). Именно эта конкретизация — «на основании…» — и стала тогда решающей для фискалов.

Теперь для таких искажений в Положении № 148 не осталось никаких намеков. Следовательно, ФЛП могут работать спокойно, выписывая товарный чек лишь тогда, когда он необходим покупателю.

Нужно ли переутверждать Порядок оприходования наличности?

Вы знаете, что п. 12 Положения № 148 требует утверждения предприятием (как для себя, так и для обособленных подразделений) порядка оприходования наличности в кассе. Разработанный порядок должен отвечать требованиям Положения № 148 и не противоречить законодательству Украины.

Поэтому будет лучше, если вы не поленитесь и еще раз перепишете свой внутренний порядок оприходования наличности

Хотя если не хотите, то и не надо — за его неутверждение/непереутверждение никаких санкций не предусмотрено.

Как вариант можно один-единственный раз отделаться строкой в приказе наподобие «оприходовать наличность в кассе согласно законодательству» — и тогда после очередных корректив Положения № 148 вам вообще ничего делать не придется. Выбор, как всегда, за вами.

Кто может подписывать кассовые документы?

НБУ дополнил Положение № 148 новым п. 451, согласно которому руководитель предприятия определяет соответствующим внутренним распорядительным актом перечень должностей и количество должностных лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы.

Надеемся, после этого фискалы прекратят высказываться против делегирования подписи ПКО другому лицу в случае отсутствия директора, как они это делали раньше (см. письмо ГУ ГФС в Полтавской обл. от 07.08.2018 г. № 3449/ІПК/16-31-14-04-22).

Зарплата наличными — сколько угодно

Казалось бы, простой вопрос: можно ли выдать наличными зарплату в сумме свыше 50 тыс. грн.? Однако фискалы отвечали на него по-разному (см., например, письма ГФСУ от 30.08.2018 г. № 3780/ІПК/06-30-14-06-14 и ГУ ГФС в Сумской обл. от 14.08.2018 г. № 3531/ІПК/18-28-14-06-31).

В свою очередь, НБУ отрицал такую возможность (см. письмо от 22.05.2018 г. № 50-0007/28247). А теперь вот взял — и передумал! ☺ Поэтому с 15 февраля наличные ограничения не распространяются на выплаты, связанные с оплатой труда. Будто бы из-за социальной значимости таких вопросов… ☺

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше