Темы статей
Выбрать темы

Подарили алкоголь партнерам: что теперь?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Руководитель оплатил по безналу алкогольные напитки на сумму 15000 грн. и раздал их на корпоративном мероприятии поставщикам и покупателям с целью дальнейшего сотрудничества. Чем грозит предприятию такой шаг?

Акциз и лицензия

В БЗ 116.02 сказано: если субъект хозяйствования (СХ) бесплатно распространяет подакцизные товары (алкогольные напитки, табачные изделия) во время проведения рекламных акций, презентаций и т. п. без проведения расчетной операции, то база обложения акцизным налогом отсутствует. Но!

Такой СХ должен иметь лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками/табачными изделиями

По мнению фискалов, бесплатная передача алкогольных напитков приравнивается к их продаже, поскольку право собственности на алкоголь переходит к его получателю. А такая операция вполне вписывается в определение продажи товаров из п.п. 14.1.202 НКУ.

Аналогичный вывод находим и в БЗ 115.03.

А если предприятие не имеет такой лицензии?

Тогда к нему могут применить финансовые санкции в виде штрафа в размере 200 % стоимости полученной партии товара, но не менее 17000 грн. (ст. 17 Закона Украины «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР). Кроме того, особо рьяные контролеры еще могут по той же статье оштрафовать «за реализацию алкоголя по ценам ниже минимальных» (на 100 % их стоимости, но не менее 10000 грн.). Впрочем, о таких последствиях вы уже знаете из «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 99, с. 12.

Конечно, с таким подходом налоговиков можно поспорить. Ведь ссылаться на НКУшное определение продажи товаров, классифицируя осуществляемую операцию с целью определения ее лицензируемости, оснований нет. Тут надо отталкиваться от общих норм ГКУ. А из них следует, что розничная купля-продажа происходит, когда:

1) продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров, обязуется передать товар;

2) покупатель обязуется принять и оплатить его (ч. 1 ст. 698 ГКУ).

Очевидно, что при бесплатной передаче алкоголя партнерам нет ни предпринимательской деятельности по его продаже, ни обязательства партнеров осуществить оплату. Поэтому, на наш взгляд, считать такую операцию розничной торговлей алкогольными напитками (для целей определения ее лицензируемости) нельзя.

Правда, ввязываться в разборки с фискалами в вашей ситуации, возможно, и не стоит. Ведь озвученных негативных последствий можно избежать и другим — более простым — способом. Например, не светить раздачу алкоголя в учете, а просто списать его на проведенное корпоративное мероприятие (как выпитое ☺). В таком случае лицензируемой деятельности налоговики не увидят (БЗ 115.03). Но тогда придется запастись документами, подтверждающими факт проведения корпоративного мероприятия, а лучше (в НДС-целях) — и его хозяйственную направленность.

Далее поговорим о налоговых последствиях и отражении в бухгалтерском учете обеих операций: и бесплатной раздачи, и потребления алкоголя в ходе корпоративного мероприятия.

Налог на прибыль

Бесплатная раздача. Никаких корректировок финансового результата по операциям бесплатной раздачи алкоголя физическим лицам в НКУ не предусмотрено. Так что все налогоплательщики отражают их в налоговоприбыльном учете по бухгалтерским правилам.

А вот при передаче «алкопрезентов» (впрочем, как и любых других неденежных презентов) юридическим лицам — единщикам или прибыльщикам-«нулевикам» включается п.п. 140.5.10 НКУ. Согласно этой норме высокодоходники и малодоходники-добровольцы должны увеличить бухфинрезультат на сумму бесплатно предоставленных таким юрлицам товаров, работ, услуг.

Но для вас «юр-вариант» оформления подарков вряд ли будет интересен. И не только потому что в таком случае может сработать упомянутая увеличивающая разница. А прежде всего потому, что одаренные «юрики» такому документальному сопровождению, скорее всего, не обрадуются. Но даже если и согласятся подписать расходную накладную, лицензионную проблему таким образом не решить (просто налоговики тогда будут требовать уже не розничную, а оптовую лицензию).

Потребление на корпоративе. Проводить корректировку финрезультата до налогообложения на расходы, возникающие в связи с проведением корпоратива (в том числе и на алкоголь, употребленный на таком мероприятии), разд. III НКУ не требует. Следовательно, такие операции отражаются при формировании финрезультата до налогообложения по правилам бухучета. И хозяйственная направленность указанных расходов тут никакой роли не играет.

НДС

Бесплатная раздача. Операции по рекламно-маркетинговым бесплатным раздачам* товаров налоговики расценивают как поставку таких товаров (услуг), ссылаясь на определение термина «поставка товаров» из п.п. 14.1.191 НКУ. Так что предприятию придется начислить НДС по своим «алко-поставкам-подаркам» исходя из цены приобретения алкоголя (абзац второй п. 188.1 НКУ).

* А раздачи партнерам и клиентам, как следует из вопроса читателя, носили именно рекламно-маркетинговый характер.

Правда, производственные предприятия таких негативных последствий могут избежать. В случае, если стоимость розданных спиртных напитков будет включена в состав стоимости** облагаемых НДС операций по поставке (реализации) самостоятельно изготовленных товаров/услуг и компенсируется их потребителями, то начислять НО при раздаче не придется (см. 101.06 БЗ). Но такое включение возможно не всегда. Например, при нулевой рентабельности места для стоимости спиртного в цене реализации товаров/услуг просто нет. Если же вам удастся их туда поместить — обязательно подтвердите это документально.

** На наш взгляд, тут имеется в виду конечная цена, а не бухгалтерская себестоимость самостоятельно изготовленных товаров/услуг. Ведь расходы на рекламные раздачи в бухгалтерскую себестоимость, в принципе, не попадают, их списывают на расходы периода (сч. 93).

Заметьте: предприятие имеет полное право на налоговый кредит (НК) по приобретенным для бесплатной раздачи спиртным напиткам (пп. 198.1 — 198.3 НКУ). При этом,

несмотря на «бесплатность» поставки, начислять «компенсирующие» НО согласно п. 198.5 НКУ не нужно

Причем независимо от того, признана бесплатная передача отдельной НДС-облагаемой поставкой или ее стоимость включена в операцию по поставке самостоятельно изготовленных товаров/услуг (см. уже упомянутое разъяснение из БЗ 101.06).

Потребление на корпоративе. Как и при бесплатной раздаче, по потребленному спиртному предприятие тоже имеет право отразить НК. Но тут возникает вопрос о необходимости начисления «компенсирующих» НО согласно п.п. «г» п. 198.5 НКУ. Ведь потребленный работниками предприятия алкоголь вряд ли можно считать использованным в хозяйственной деятельности предприятия. Хотя если ваш корпоратив проводился с хозяйственной целью (наладить/укрепить деловые контакты) и это подтверждено документально (приказом руководителя, отчетом о проведении мероприятия и пр.), на него приглашены не только работники, но и ваши партнеры/клиенты, то и употребленный на таком мероприятии алкоголь можно считать использованным в хозяйственной деятельности. А значит, начислять «компенсирующие» НО в таком случае не нужно.

НДФЛ и ВС

Бесплатная раздача. Если получателем «чего-то нужного» является физлицо (а не контрагент — предприятие), то традиционно встает вопрос с возможностью персонификации получателя и стоимости презента. При этом чем дороже подарки и уже круг их получателей, тем тяжелее будет доказать контролерам, что объективной возможности персонифицировать одариваемых физлиц не было.

Если же отталкиваться от того, что подарки предоставлены конкретным людям, то их стоимость может попасть в базу обложения НДФЛ (и ВС). Правда, тут сработает «освободительный» п.п. 165.1.39 НКУ. Согласно ему стоимость неденежного подарка в части, не превышающей 25 % одной минимальной заработной платы (в расчете на месяц), установленной на 1 января отчетного налогового года (в 2019 году это 1043,25 грн.), не включается в налогооблагаемый доход одариваемого физлица.

Если же стоимость ваших подарков превысит необлагаемый предел, то из суммы превышения придется уплатить НДФЛ и ВС как с дохода в виде допблага (признак дохода — «126»). Заметьте: в базу обложения НДФЛ облагаемый вершок подарка попадет с учетом натурального коэффициента, а в базу обложения ВС — без.

Но даже если подарок (его часть) не облагается на основании п.п. 165.1.39 НКУ, все равно его придется отразить в форме № 1ДФ (признак дохода — «160»). А значит, нужно будет решать вопрос с регистрационным номером физлица — получателя дохода. Ведь без этого номера внести доход в Налоговый расчет никак не получится. В общем, одна проблема влечет за собой другую…

Потребление на корпоративе. Если корпоратив закрытый (только для работников предприятия), то есть вероятность, что контролеры будут настаивать на получении дохода всеми работниками предприятия (см. подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 95, с. 10). Поэтому для целей ухода от персонификации корпоративное мероприятие должно быть открытым с приглашенными лицами. Тогда круг «употребляющих» размывается и возможность персонификации испаряется.

ЕСВ

Бесплатная раздача. На стоимость подарков ЕСВ не начисляют, поскольку в рассматриваемом случае такие раздачи производят лицам, не состоящим в трудовых отношениях с предприятием-дарителем.

Потребление на корпоративе. Если персонификации нет, то и вопроса с ЕСВ не будет. «Рецепт» ухода от персонификации — в предыдущем разделе.

Бухгалтерский учет

Бесплатная раздача. Закупленное для целей одаривания спиртное учитывают на субсчете 209 «Прочие материалы». А по мере раздачи его стоимость согласно акту о списании списывают с баланса проводкой: Дт 93 — Кт 209. Если получатель подарка персонифицирован, то стоимость подарка «прогоняют» через 685-й субсчет с удержанием на нем НДФЛ и ВС (если доход облагаемый). В том случае, когда вы не смогли (не захотели) оформить раздачу подарков партнерам как рекламно-маркетинговое мероприятие, списание стоимости подаренных товаров (согласно акту) производится на счет прочих операционных расходов (субсчет 949). Сумма НДС с розданных подарков, исчисленная от минбазы, отражается в бухучете в прочих расходах операционной деятельности: Дт 949 — Кт 641/НДС (см. п. 1.3 Инструкции по бухучету НДС, утвержденной приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141, и письмо Минфина от 07.05.2013 г. № 31-08410-07/23-1524/2/1696).

Потребление на корпоративе. Расходы на проведение корпоратива относят к составу прочих операционных расходов (субсчет 949), если персонификации нет.

Подводя итог, отметим: учитывая позицию налоговиков относительно лицензируемости бесплатных раздач спиртных напитков, а также проблемы с их обложением НДФЛ, лучше «потребить» приобретенный директором алкоголь на корпоративе.

выводы

  • По мнению налоговиков, субъект хозяйствования, бесплатно передавший алкогольные напитки во время проведения рекламных акций, презентаций и пр., должен иметь лицензию на право розничной торговли алкогольными напитками.
  • Потребление спиртного в рамках организованного субъектом хозяйствования корпоратива для работников и/или партнеров не требует наличия лицензии.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше