Темы статей
Выбрать темы

Реклама в Google: документы для учета

Адамович Наталия, налоговый эксперт
Директор в собственном аккаунте Google разместил рекламу предприятия. Выставленный за рекламу счет оплатило предприятие. По итогам отчетного периода акт приема-передачи услуг от Google ни директор, ни предприятие не получили. На основании каких документов предприятие может учесть в расходах стоимость оплаченной рекламы? Давайте разберемся с рекламой в Google поближе.

Прежде чем разобраться, почему возникла у предприятия-заказчика рекламы в Google проблема с документами, пару слов скажем о самой компании, представляющей интересы Google на украинском рынке. Это предприятие-резидент, плательщик налогов на общей системе, плательщик НДС, через которое возможна полноценная работа с интернет-платформой Google. Так что, по сути, проблем с документами на поставку услуги рекламы и дополнительной налоговой нагрузкой, как, например, при размещении рекламы напрямую в Фейсбуке-нерезиденте (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 52, с. 5), быть не должно.

Как получить бухдокументы от Google?

Если ваше предприятие собралось разместить рекламу в Google, то еще на стадии создания/настройки аккаунта для рекламы следует учесть один важный технический момент, прямо влияющий на то, получит заказчик рекламы бухгалтерские документы или нет.

При настройке аккаунта Google для рекламы предлагается пройти идентификатор клиента — выбрать один из следующих налоговых статусов заказчика рекламы: физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

Правильно сразу идентифицировать заказчика рекламы в системе очень важно. Ведь в дальнейшем выбранный статус для аккаунта изменить нельзя (т. е. настроив аккаунт под «физическое лицо», изменить его под «юридическое лицо» не получится).Придется создавать новый аккаунт с нужным статусом.

После регистрации/настройки аккаунта и присвоения ему налогового статуса клиента-заказчика (юрлица, предпринимателя или физлица) Google автоматически будет в части предоставленных услуг вести по заданным параметрам соответствующий документооборот с заказчиком. Будьте внимательны!

Google предоставляет бухгалтерские документы только пользователям, выбравшим статус для аккаунта «юридическое лицо» или «индивидуальный предприниматель»

Поэтому, для того чтобы предприятие, заказав рекламу в Google, могло получать соответствующие подтверждающие приобретение услуг рекламы бухгалтерские документы (см. табл. 1) еще на стадии регистрации/настройки важно присвоить аккаунту налоговый статус — «юридическое лицо». И при настройке указать данные предприятия: номер ЕГРПОУ, ИНН, налоговый номер плательщика НДС, юридический и почтовый адреса.

Таблица 1. Бухгалтерские документы от Google

Название документа

Правила создания

Доступ к документу

Акт сдачи-приемки

услуг

Создается ежемесячно, датируется последним днем месяца.Указываются фактические затраты по аккаунту за месяц

Электронная версия доступна в аккаунте с 7-го числа каждого месяца. Бумажная — отправляется на почтовый адрес предприятия (доставка — до 14 рабочих дней)

Налоговая накладная (НН)

Создается по каждому совершенному предприятием платежу и датируется днем его получения

Электронная версия НН доступна в аккаунте не позднее чем через 48 ч после получения платежа. Регистрируется в ЕРНН через несколько дней после платежа

Акт сверки расчетов

Приводятся взаиморасчеты за определенный период (не более года) с 1 января

Электронная версия доступна в аккаунте с 7-го числа каждого месяца. Бумажная — высылается раз в год в январе

Предварительный счет

Создается в аккаунте при внесении данных для совершения платежа с помощью банковского перевода. Позже его можно распечатать

Электронную версию можно создать после нажатия кнопки «Внести платеж» на странице «Транзакции»

Условия использования

Документ содержит условия использования Google-рекламы, принятые при создании аккаунта

Электронная версия доступна через 48 ч после создания аккаунта. Бумажная — высылается с НН после первого платежа

В таком случае на имя предприятия Google будет формировать и предварительный счет, и налоговую накладную (НН), регистрируя ее в ЕРНН, акт сдачи-приемки услуг и даже акты сверки взаиморасчетов.

Единственный минус — эти документы будут иметь типовой вид и типовую наполненность, одинаковую для всех клиентов — юрлиц.

Особенности акта от Google

Самый важный документ, подтверждающий предоставление рекламных услуг, — это, безусловно, акт сдачи-приемки услуг. Он должен быть оформлен согласно требованиям ст. 9 Закона о бухучете*. Если с этим все «ок», то такой документ годится и для отражения операций в налоговом учете (см. БЗ 102.21).

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

В принципе, Google генерирует правильный с точки зрения требований к первичному документу акт сдачи-приемки услуг (в нем есть все реквизиты).

Правда, в описании выполненных услуг в акте Google не дает полной детализации предоставленных услуг рекламы (количества кликов и проч.), а указывает стандартную для всех клиентов-«юриков» запись: «Рекламні послуги Google AdWords згідно з договором № … від…, за період…». И точка. Насколько эта расшифровка хозоперации приемлема для акта? Считаем, вполне приемлема.

Во-первых, в первичных документах не обязательно максимально детализировать операцию. Главное, чтобы ее можно было идентифицировать (см. письмо Минфина от 14.03.2012 г. № 31-08410-07/23-1994/1318, определение ВАСУ от 02.07.2016 г. № К/800/13578/16 // «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 54, с. 12). Во-вторых, ссылка на реквизиты договора в акте здесь только в плюс и вполне допустима для первички (абзац третий п. 2.4 Положения № 88**).

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Готовим свои документы

Не следует забывать, что рекламные кампании, проводимые субъектами хозяйствования в Интернете, в том числе и в Google, налоговики рассматривают под лупу: то им акт не такой (не раскрывает всех подробностей полученной услуги); то непонятно, достигнуты ли цели рекламирования; неясно, какой товар рекламируется и была ли реклама вообще.

Для того чтобы избежать лишних вопросов от контролеров, предприятию, размещая рекламу в Google, желательно подстраховаться:

1) приказом руководителя о проведении рекламы в Google, в котором должны быть указаны:

— цель проведения рекламы Google (привлечь на сайт предприятия новых посетителей, завлечь клиентов к дальнейшим покупкам, увеличить оборот он-лайн продаж или количество звонков) и перечень рекламируемых товаров/услуг;

— работник(и) ответственный(е) за проведение рекламы в Google (а именно за создание рекламного аккаунта, его настройку под рекламу, оформление отчетов);

2) документы о проведении рекламы в Google. Это могут быть:

— фотоотчеты, скринпринты размещенной в Google рекламы которые бы позволяли идентифицировать именно рекламируемые предприятием товар/услуги и соответственно информацию, данную о них как рекламу (см. постановление ВСУ от 21.05.2019 г. по делу № 826/11026/15). Google предлагает большое количество вариантов рекламы: текстовые, поисковые и графические медийные объявления, видеорекламу на YouTube, мобильные объявления в приложениях;

— данные Google Ads по вашему рекламному аккаунту: из которого всегда можно распечатать подробные отчеты с текстами объявлений, ссылками, количеством кликов и другими показателями. Это поможет ответственному работнику в оформлении отчета о проводимых рекламных мероприятиях.

3) документы, подтверждающие осуществление расходов и получение рекламных услуг. Это выписки банка об оплате рекламы, а также бухдокументы, полученные от Google (см. табл. 1). Имея все эти документы, предприятие без проблем сможет учесть расходы на рекламу в учете.(ср. )

Учет расходов на Google-рекламу

НДС. Все услуги по интернет-продвижению товаров являются объектом обложения НДС (п.п. «б» п. 185.1 НКУ). Конечно, при условии, что их поставщик зарегистрирован на таможенной территории Украины (п. 186.4 НКУ) и является плательщиком НДС. Поэтому получатель услуг рекламы при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН, имеет право на налоговый кредит:

— в периоде оформления НН — если Google-поставщик зарегистрировал НН вовремя;

— в периоде регистрации НН — если НН зарегистрирована с опозданием.

Бухгалтерский учет. Расходы на интернет-продвижение товара в Google носят рекламный характер, а потому включаются в расходы на сбыт (п. 19 П(С)БУ 16 «Расходы») в периоде их осуществления (получения услуг рекламы). Учитывают их на одноименном счете 93.

Налог на прибыль. Все расходы на интернет-продвижение товаров в Google, отраженные в бухгалтерском учете предприятия, попадут и в налоговоприбыльные расходы. Поскольку никаких соответствующих корректировок для услуг, полученных от стандартного плательщика налога на прибыль, разд. III НКУ не предусматривает.

Нет бухдокументов от Google

Причина, по которой предприятие при заказе рекламы в Google может остаться без бухдокументов, кроется в налоговом статусе аккаунта, идентифицированного под «физическое лицо». Например:

1) если ответственное лицо, регистрирующее/настраивающее аккаунт Google, идентифицировало его под себя как физлицо, а не юрлицо;

2) либо, как в нашей ситуации, если предприятие воспользовалось для размещения своей рекламы аккаунтом директора, изначально созданным с налоговым статусом «физическое лицо». В результате

по аккаунту Google-рекламы с налоговым статусом «физическое лицо» Google бухгалтерских документов не предоставляет

Исправить ситуацию можно только на будущее, создав под рекламу предприятия новый аккаунт с правильной идентификацией — «юрлицо». И уже после этого получать от Google бухдокументы.

А вот за прошлые периоды, если они уже прошли не под тем налоговым идентификатором клиента, предприятие от Google бухдокументы не получит. Однако это не приговор.

Отсутствие первичного документа о проведенной рекламе (акт сдачи-приемки услуг, счета на имя предприятия) еще не означает, что операции как таковой не было. Ведь предприятие действительно понесло определенные расходы (оплатило стоимость рекламной компании в Google) и как раз таки именно оно получило рекламный результат (который, кстати, можно увидеть, зайдя в тот же аккаунт директора и посмотрев там отчетную информацию о рекламной компании товаров/услуг предприятия).

Поэтому предприятию следует действовать в общем ключе, подготовив все внутренние документы на рекламную компанию в Google (см. выше). Учитывая, что реклама в Google дана через аккаунт директора, соответственно его и назначить ответственным за это рекламное мероприятие. К тому же у предприятия в подтверждение расходов на рекламу будут:

— выписка банка, где видно списание денежных средств в пользу Google;

— выписка из рекламного аккаунта, где видно, какие деньги и куда были израсходованы;

— сюда можно приобщить скриншоты страниц рекламной кампании предприятия и ее результат;

— скриншоты вида рекламного объявления;

— квитанции о транзакциях, распечатанные из Google по рекламному аккаунту за отчетный период.

Учтите! Счет на оплату услуг рекламы, выставленный Google на имя директора, принимать за первичный документ нельзя: реквизитов предприятия фактического получателя услуг рекламы в нем нет.

Поэтому здесь лучше всего подойдет самоакт***, составленный по итогам отчетного периода на основании квитанций о транзакциях, распечатанных из Google по рекламному аккаунту за отчетный период, со всеми необходимыми для первичного документа реквизитами (п. 2.6 Положения № 88). Возможность отражения расходов на основании самоакта подтверждал в свое время и Минфин (см. письмо от 22.04.2016 г. № 31-11410-06-5/11705).

*** Подробнее о его составлении см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 57, с. 23.

Такой самоакт и будет первичным документом, содержащим информацию об операции — услуге рекламы в Google. Подходит он и для налоговоучетных целей (п. 44.1 НКУ). Имея на руках такой пакет документов, предприятие вполне может признать потраченные средства полноправными расходами на рекламу.

НДС. Рассчитывать на налоговый кредит с суммы НДС, уплаченной за услуги рекламы, не стоит. Составленную в свой адрес НН, зарегистрированную в ЕРНН, предприятие не получит. А раз не будет НН, то ни о каком налоговом кредите и речи быть не может. Не поможет здесь и самоакт.

Так как аккаунт с рекламой предприятия создан под физлицо (неплательщика НДС), то Google при начислении НО по НДС на услуги рекламы наверняка составил НН как на неплательщика НДС и в таком виде зарегистрировал ее в ЕРНН.

Менять условия договора за уже поставленные услуги, заново составлять НН на ту же поставку и адресовать ее уже как на субъекта хозяйствования — плательщика НДС Google не будет. Поэтому сумму НДС спокойно можно сразу же отнести на расходы (минуя условия, прописанные в п. 8 Инструкции № 141****).

**** Инструкция по бухгалтерскому учету НДС, утвержденная приказом Минфина от 01.07.97 г. № 141.

Для тех, кто оплатил рекламу в Google и не получил бухдокументы,рассмотрим пример.

Пример. На основании счета, сформированного в личном аккаунте директора за услуги по размещению рекламы предприятия в Google, предприятие перечислило аванс в сумме 6000 грн. (в том числе НДС — 1000 грн.). Опираясь на информацию из аккаунта о рекламе предприятия, сформированную на последний день отчетного периода, а также отчета директора о рекламном мероприятии, составлен самоакт на услуги рекламы на сумму 6000 грн. (в том числе НДС —1000 грн.).

Таблица 2. Учет бездокументной рекламы от Google

п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма,

грн.

Дт

Кт

1

Осуществлена предоплата рекламному агентству Google за услуги рекламы (НН на дату оплаты не получена)

371

311

6000

644/1

641/НДС

1000

2

Получены услуги рекламы с учетом стоимости услуг рекламного агентства (составлен самоакт)

93

631

2000

644/НДС

631

500

3

Сумма входного НДС отнесена в расходы

949

644/1

500

4

Проведен зачет задолженностей

631

371

2500

выводы

  • Google предоставляет заказчику рекламы пакет бухдокументов только по аккаунтам, зарегистрированным со статусом «индивидуальный предприниматель» или «юридическое лицо».
  • Получив от Google весь пакет бухдокументов на услуги рекламы, предприятию желательно дополнить их собственными рекламно-организационными документами/отчетами.
  • Если бухдокументов от Google нет, отразить операцию в расходах помогут собственные рекламно-организационные документы/отчеты по рекламному аккаунту и самоакт.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше