Темы статей
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Турсбор для туристической базы

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Июль, 2019/№ 56
Печать
Помните, как герои фильма «Спортлото-82», чтобы получить заветный лотерейный билет, вынуждены были идти в горы и очутились на турбазе «Орлиный приют»? Нам сегодня карабкаться в горы не придется, однако без экстрима тоже не обойдется. Ведь мы будем разбираться с особенностями взимания турсбора при размещении туристов на туристической базе. Итак, вперед!

Турбаза как «туристическое» помещение

Турбазы включены в перечень «туристических» помещений, которые упоминаются в п.п. «а» п.п. 268.5.1 НКУ. Таким образом, при размещении туристов на турбазе налоговым агентом является юрлицо или физическое лицо — предприниматель, которые оказывают услуги по временному размещению (ночлегу) туристов (п.п. «а» п. 268.5.2 НКУ).

Именно налоговый агент является ответственным за уплату турсбора в бюджет. Он же обязан подавать «турсборную» декларацию (п.п. 268.7.1 НКУ). При заезде на турбазу налоговый агент должен взыскать сбор с каждого туриста.

Туристы должны уплатить турсбор авансовым взносом перед заселением на турбазу

Селить туристов без документально подтвержденного факта уплаты турсбора запрещено (пп. 268.6.1, 268.6.2 НКУ).

Как же убедиться в том, что вы являетесь налоговым агентом?

«Огласите весь список…» налоговых агентов

Определение перечня «туристических» налоговых агентов издавна было прописано в п.п. 12.4.2 НКУ как одно из полномочий местных советов относительно налогов и сборов. Вместе с тем, начиная с 01.01.2019 г. в п.п. 268.5.2 НКУ появилась новая норма о том, что перечень налоговых агентов и информация о них размещаются и обнародуются на официальном веб-сайте местного органа власти. То есть каждый местный орган власти должен идентифицировать «туристических» налоговых агентов, которые действуют на подведомственной ему территории.

Как отмечают сами налоговики, для обеспечения условий взимания турсбора в 2019 году, необходимыми условиями, которые должны быть реализованы в решениях советов, являются не только утверждение ставок сбора, но и определение и обнародование перечня налоговых агентов (см. БЗ 123.02, письма ГФСУ от 01.02.2019 г. № 362/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 26.02.2019 г. № 763/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

Поэтому, строго говоря,

статус «турсборного» налогового агента получают только те предоставители туруслуг, которые есть в перечне налоговых агентов на сайте органа местного совета

Правда, в ряде случаев местные власти (например, Ивано-Франковский и Жмеринский горсоветы1) оговаривают, что перечень налоговых агентов не исчерпывающий и не запрещает платить турсбор другим субъектам хозяйствования до их включения в перечень.

1 См. соответственно по ссылкам: mvk.if.ua/mpodizb/50163 и zhmerinka-adm.gov.ua/news/perelik-podatkovih-agentiv-schodo-spravljannja-turistichnogo-zboru-

В то же время известны случаи, когда решение об установлении турсбора в 2019 году местный совет принял, однако перечень налоговых агентов до сих пор не обнародовал. Как быть в такой ситуации? Фискалы в своих устных разъяснениях соглашаются с тем, что на такой территории турсбор считается не введенным. Однако рекомендуем заручиться еще и индивидуальной налоговой консультацией.

Мы же, в свою очередь, при дальнейшем изложении материала будем исходить из того, что вы являетесь полноценным налоговым агентом, который включен в их обнародованный перечень.

Турбаза — в арендованном помещении

Обычно налоговым агентом при размещении туристов на турбазе является владелец этой турбазы. Однако возможна также ситуация, когда субъект хозяйствования осуществляет свою туристическую деятельность в арендованных помещениях. То есть когда турбаза размещается на арендованной территории. Или же когда владелец турбазы временно прекращает собственную туристическую деятельность и на это время разрешает другому субъекту туристической деятельности работать на своей турбазе на основании договора аренды.

Кто же в этом случае является налоговым агентом — владелец турбазы или тот, кто оказывает на этой базе туристические услуги?

Ответ на этот вопрос однозначен: согласно п.п. «а» п.п. 268.5.2 НКУ налоговым агентом является именно лицо, которое фактически оказывает услуги по временному размещению туристов. То есть в случае предоставления услуг на арендованной турбазе — арендатор, с которым турист заключает договор при заселении.

Для целей взимания турсбора не суть важно, кому фактически принадлежит турбаза

Взимать турсбор с туриста и уплачивать его в бюджет должен предоставитель туристических услуг.

Фискалы также согласны с таким выводом. Они отмечают, что НКУ не установлены требования относительно наличия у налогового агента — юридического лица права собственности на место «туристического» проживания (см. письма ГФСУ от 19.03.2019 г. № 1108/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 26.04.2019 г. № 1896/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и письмо ГУ ГФС в Тернопольской обл. от 12.03.2019 г. № 1003/ІПК/19-00-12-02-27).

Работники, которые проживают на турбазе

Порою бывает так, что работники предприятия, в собственности которого находится турбаза, вместе со своими родственниками сами становятся туристами и отдыхают на той же турбазе, которая принадлежит их работодателю. Кто из них должен платить турсбор, а кто — нет?

Ответ на этот вопрос относительно самих работников — однозначный. Основывается он на п. 4 Порядка № 2972. Размещение юридическим лицом своих работников в средстве размещения, которое ему принадлежит, не является предоставлением услуг по временному размещению3.

2 Порядок предоставления услуг по временному размещению (проживанию), утвержденный постановлением КМУ от 15.03.2006 г. № 297.

3 А вот о ФЛП в этой норме не упоминается, из-за чего есть опасность ее фискальной трактовки относительно наемных работников ФЛП, которых контролеры могут причислить к плательщикам турсбора.

Следовательно, работники предприятия, которому принадлежит турбаза, отдыхающие на такой турбазе как туристы, не являются плательщиками турсбора. А значит, это предприятие не является налоговым агентом относительно своих работников. Но если работник предприятия — владельца турбазы — отдыхает на ней вместе с членами своей семьи, за них турсбор должен уплачиваться в общем порядке.

Обратите внимание: в п. 4 Порядка № 297 речь идет о средстве размещения, которое принадлежит юридическому лицу. Выше мы уже выяснили, что налоговый агент — предоставитель услуг не обязательно должен быть владельцем турбазы. Иногда он является арендатором, который арендует турбазу у ее фактического владельца. Допустим, что такой арендатор есть в перечне налоговых агентов и при размещении «обычных» туристов обязан взимать с них турсбор.

Подпадает ли под действие п. 4 Порядка № 297 размещение на турбазе своих работников предприятием, которое арендует эту турбазу?

По нашему мнению, да. Ведь арендованная турбаза является объектом налогообложения арендатора. Информация о такой турбазе обязательно указывается арендатором в ф. № 20-ОПП с типом состояния объекта налогообложения «8» (арендуется) в графе 9. Соответственно, можно сказать, что предприятие размещает своих работников на турбазе, которая принадлежит ему. Просто принадлежит не на праве собственности, а на праве аренды4.

4 На то, что «принадлежность» туристического помещения не ограничивается только правом собственности на него, намекает п.п. «б» п.п. 268.2.2 НКУ.

Однако фискалы в своих разъяснениях говорят о том, что работники не являются плательщиками турсбора только в том случае, когда их размещение осуществляется на турбазе, которая учитывается на балансе юрлица — налогового агента (см. письма ГФСУ от 02.05.2019 г. № 1909/6/99-99-12-02-03-15/ІПК, от 24.05.2019 г. № 2364/6/99-99-12-02-03-15/ІПК и от 19.06.2019 г. № 2789/6/99-99-12-02-03-15/ІПК).

То есть из этих разъяснений формально следует, что работники налогового агента, который арендует турбазу, должны платить турсбор. На наш взгляд, такой подход является слишком фискальным и с ним нужно спорить. Для этого рекомендуем получить индивидуальную налоговую консультацию. Было бы хорошо, если бы в этой ИНК контролеры разъяснили, как следует понимать «принадлежность» турбазы юрлицу согласно п. 4 Порядка № 297 — исключительно как право собственности или эта принадлежность может также характеризоваться правом аренды.

Отдельный разговор — когда идет речь не об отдыхе, а о рабочем проживании работников на турбазе. Турбаза — это комплекс зданий и сооружений, которые требуют регулярного круглосуточного обслуживания. Следовательно, на территории турбазы проживают не только туристы, но и работники этой турбазы (горничные, охранники, административный персонал).

Являются ли такие работники плательщиками турсбора за те сутки, когда они осуществляют дежурство на турбазе? На наш взгляд, здесь вообще нет никакого предоставления услуг по временному «туристическому» размещению. Работники не проживают на турбазе как туристы, а выполняют свои трудовые функции. Следовательно, ни о каком турсборе говорить не приходится.

Наконец, возможна ситуация, когда работник проживает на турбазе вместе со своей семьей. Такое возможно в том случае, когда турбаза находится в отдаленной местности (лес, горы, остров и т. п.) и постоянно приезжать туда на работу работникам нецелесообразно. При таких обстоятельствах работодатель может заключить с работником особый трудовой договор, в котором будет предусмотрено постоянное проживание работника на турбазе вместе с другими членами его семьи.

Понятное дело, ни о каком турсборе с работника в этом случае речь тоже не идет. Однако отличие от предыдущей ситуации в том, что освобожденным от турсбора будет не только сам работник, но и члены его семьи. Ведь при условиях постоянного проживания на турбазе и работник, и его родственники фактически подпадают под действие п.п. «а» п.п. 268.2.2 НКУ.

Учет «турсборных» налоговых агентов

Правила учета «турсборных» налоговых агентов в целом основываются на общих правилах учета налогоплательщиков, которые прописаны в ст. 63 НКУ и в Порядке № 15885.

5 Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Если местонахождение турбазы и место регистрации субъекта хозяйствования — ее владельца (предприятия или ФЛП) совпадают, дополнительно становиться на учет в качестве «турсборного» налогового агента не нужно. Достаточно того, что субъект хозяйствования состоит на учете как налогоплательщик. При этом возможны два варианта:

(1) такой субъект хозяйствования есть в перечне налоговых агентов на сайте местного органа власти. При таких обстоятельствах он подает «турсборную» декларацию в налоговый орган по основному месту учета и платит турсбор в соответствующий местный бюджет;

(2) субъекта хозяйствования нет в перечне налоговых агентов на сайте местного органа власти. При таких обстоятельствах платить турсбор и подавать «турсборную» декларацию он не обязан.

Если же случилось так, что туристические услуги юрлицо оказывает не по месту своей регистрации, нужно сначала определиться,

кто предоставляет туруслуги — филиал (обособленное подразделение) или просто структурное подразделение предприятия без статуса обособленного?

Если идет речь об обособленном подразделении (филиале), то именно этот филиал и будет претендовать на статус отдельного «турсборного» налогового агента. Его и следует поставить на учет по месту расположения турбазы по основному месту учета.

Если же идет речь об обычном структурном подразделении и турбаза расположена на территории, которую обслуживает другой налоговый орган, предприятию, в состав которого это подразделение входит, придется зарегистрироваться в налоговом органе по местонахождению турбазы как по неосновному месту учета (п.п. 268.7.2 НКУ, БЗ 123.03).

Сделать это можно с помощью: (1) ф. № 17-ОПП (приложение 9 к Порядку № 1588) либо (2) ф. № 20-ОПП6 (приложение 10 к Порядку № 1588).

6 Подробно об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 49, с. 2.

Поэтому в случае, если ваша турбаза расположена в ином населенном пункте, нежели зарегистрировано ваше предприятие, платить турсбор за размещение туристов в ней вы будете должны именно по местонахождению турбазы. То есть в местный бюджет, распорядителем которого является местный орган власти, на территории которого находится турбаза. И исходя из ставок, которые установил этот орган местного самоуправления. «Турсборную» декларацию относительно такой турбазы вам тоже придется подавать в налоговый орган по местонахождению турбазы.

Расчет, уплата и отчетность по турсбору

Ставку турсбора устанавливает местный совет, полномочия которого распространяются на территорию, где находится турбаза. Согласно п.п. 268.3.1 НКУ такая ставка может составлять за одного туриста на одни сутки «туристического» проживания: (1) до 0,5 % минзарплаты, установленной по состоянию на 1 января отчетного года (для украинских туристов); (2) до 5 % минзарплаты, установленной по состоянию на 1 января отчетного года (для зарубежных туристов).

Поэтому исходя из ставки, установленной местным органом власти, а также количества туристов и продолжительности их проживания на турбазе, налоговый агент рассчитывает общую сумму турсбора. Эту сумму он включает в общий счет, который выставляет туристам при заселении на базу.

Налоговые агенты платят турсбор по своему местонахождению. Платить его можно двумя способами: (1) авансовыми взносами до 30 числа (включительно) каждого месяца (в феврале — до 28 (29) включительно)7; (2) ежеквартально, в «квартальный» срок (пп. 49.18.2, 57.1 НКУ) и в соответствии с декларацией за отчетный квартал (п.п. 268.7.1 НКУ).

7 При этом в «турсборной» декларации отражаются суммы начисленных ежемесячных авансовых взносов (п.п. 268.7.1 НКУ).

Общая сумма турсбора по всем туристам, которые побывали на турбазе за отчетный период, отражается в «турсборной» декларации. Эту декларацию налоговый агент заполняет в разрезе объектов налогообложения («туристических» помещений) нарастающим итогом с начала года. При этом если решением местной власти установлены разные ставки турсбора для внутреннего и для въездного туризма, суммы турсбора, по нашему мнению, следует указывать в декларации двумя отдельными строками. Даже если идет речь о турсборе с того же помещения (например, турбазы).

Действующая форма «турсборной» декларации, утвержденная приказом Минфина от 09.07.2015 г. № 636, не отвечает новым правилам взимания турсбора. Поэтому фискалы рекомендуют в графе 3 декларации указывать количество суток проживания (суммарно по всем туристам), в графе 4 — ставку турсбора, а в графе 5 — сумму турсбора, рассчитанную по новым «турсборным» правилам, без применения формулы из декларации (БЗ 123.04).

выводы

  • Основанием для уплаты турсбора является наличие налогового агента, который оказывает туристические услуги, в перечне налоговых агентов на сайте местного совета.
  • Проживание работников на турбазе не является предоставлением услуг по «туристическому» размещению, потому такие работники не являются плательщиками турсбора.
  • Если местонахождение турбазы не совпадает с местонахождением предприятия и эти территории обслуживают разные налоговые органы, такое предприятие должно стать на учет по неосновному месту в налоговом органе по местонахождению турбазы.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше