Трудимся по Правилам

В избранном В избранное
Печать
Савченко Елена, эксперт по вопросам оплаты труда
Налоги и бухгалтерский учет Июль, 2019/№ 56
Имеем в виду, конечно же, Правила внутреннего трудового распорядка (далее — просто Правила). Зачем они нужны? Чтобы зафиксировать договоренности сторон по кадровым и прочим вопросам, касающимся организации труда на предприятии, повышения его производительности, укрепления трудовой дисциплины. Подробнее о том, что это за документ, как его составлять, что важно учесть — поговорим далее.

Можно ли обойтись без Правил?

Может для кого-то это будет неожиданным, но в наличии Правил в первую очередь должен быть заинтересован работодатель. Этот документ будет полезен ему и в случае общения с контролерами. Ведь плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное его правилами трудового распорядка (ч. 3 ст. 4 «контрольно-надзорного» Закона Украины от 05.04.2007 г. № 877-V).

Совсем не лишними они будут и в возможных «разборках» с работниками. Согласитесь, привлечь работника к дисциплинарной ответственности, например, за постоянные опоздания на работу, уход с работы раньше времени тяжеловато, если время начала и окончания ежедневной работы нигде не зафиксировано.

Именно поэтому мы советуем не пренебрегать Правилами.

Правила нужны на каждом предприятии. Основание — ст. 29 КЗоТ. И даже если среди работников предприятия один единственный директор, их все же лучше иметь.

А как же ФЛП? В последнее время Минсоцполитики настаивает на обязательности Правил и для ФЛП* (см. письма от 21.11.2016 г. № 5907/0/10-16/06, от 21.06.2017 г. № 312/0/22-17/13, от 28.12.2017 г. № 568/0/22-17/134, от 21.05.2019 г. № 34/0/23-19/133). Но если у вас Правил нет, а инспекторы труда хотят их видеть, апеллируйте к тому, что все вопросы, для решения которых нужны Правила, уже урегулированы в письменном трудовом договоре с работником.

* Хотя ранее ведомство приходило к противоположному мнению: ФЛП Правила не нужны (см. письмо Минсоцполитики от 04.06.2013 г. № 212/13/133-13).

Кстати, о «цене вопроса». Отсутствие Правил расценивается инспекторами труда как прочее нарушение законодательства о труде, которое обойдется работодателю штрафом в одну минимальную заработную плату (абзац восьмой ч. 2 ст. 265 КЗоТ).

При этом должностные лица работодателя могут быть привлечены к административной ответственности согласно ст. 41 КоАП. В общем случае размер админштрафа составляет от 510 до 1700 грн.

Что расписать в Правилах

Правила определяют трудовой распорядок предприятий (ст. 142 КЗоТ). Это довольно подробный документ, в котором зафиксированы договоренности сторон трудового договора (работников и предприятия) по целому ряду кадровых вопросов. Перечислим их:

— прием на работу и увольнение с работы;

— основные права и обязанности работников;

— основные обязанности собственника или уполномоченного им органа;

— установление рабочего времени и времени отдыха на предприятии;

— предоставление отпусков;

— поощрение за успехи в работе;

— установление ответственности за нарушение трудовой дисциплины;

— прочие положения, касающиеся организации работы на предприятии.

Кроме того, в Правилах конкретизируют продолжительность рабочей недели и ежедневной работы (ст. 52 КЗоТ).

Обратите внимание: Правила устанавливают время начала и окончания работы только тех категорий работников, для которых это время является постоянным.

Если есть необходимость и если это не запрещено Правилами, по просьбе работника ему могут изменить установленный режим работы.

Изменение режима работы оформляют приказом (распоряжением) руководителя предприятия

И еще в Правилах должны быть:

— порядок чередования работников по сменам (ст. 58 КЗоТ);

— время начала и окончания перерыва для отдыха и приема пищи (ст. 66 КЗоТ);

— виды поощрений, применяемые на предприятии (ст. 143 КЗоТ);

— обязанность работников выполнять требования нормативных актов об охране труда (ст. 159 КЗоТ);

— ответственность работников за нарушение трудовой дисциплины.

Ну и, наконец, в Правилах можно прописать:

— необходимость присутствия или отсутствие работников на работе в случае простоя (см. письмо Минсоцполитики от 23.10.2007 г. № 257/06/187-07);

— порядок приема пищи в течение рабочего времени на тех работах, на которых в связи с условиями производства нельзя установить перерыв (см. письмо Минсоцполитики от 22.06.2007 г. № 199/13/116-07);

— обязательства администрации организовать учет явки на работу и ухода с работы (см. письмо Минсоцполитики от 04.10.2013 г. № 179/06/186-13);

— порядок и условия применения гибкого режима рабочего времени, если он применяется на предприятии (см. п. 2.9 Методрекомендаций, утвержденных приказом Минтруда от 04.10.2006 г. № 359) и т. п.

При разработке Правил ориентируйтесь на КЗоТ, Типовые правила, утвержденные постановлением Гоструда СССР от 20.07.84 г. № 213 (в части, не противоречащей законодательству Украины).

В Правила нельзя включать условия, ухудшающие положение работников по сравнению с требованиями действующего законодательства

Примерную форму Правил вы можете найти в спецвыпуске «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 84, с. 27 и доработать ее под потребности своего предприятия.

Организационные моменты

Выше мы выяснили, что представляют собой Правила. Теперь можно заняться их разработкой — если Правил у вас на предприятии еще нет, или доработкой — если Правила устарели и нуждаются в конструктивных изменениях.

Правила на каждом конкретном предприятии разрабатывают работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации (профсоюзный представитель, представитель трудового коллектива). Утверждает Правила общее собрание трудового коллектива (ст. 142 КЗоТ).

Правила, утвержденные единолично исполнительным органом (дирекцией, руководителем) предприятия, без участия профсоюза (собрания трудового коллектива) могут признать нелегитимными

Правила распространяются на всех работников предприятия и обязательны для исполнения.

Каждый вновь принятый работник должен быть ознакомлен с действующими на предприятии Правилами под подпись (ст. 29 КЗоТ). Кроме того, Правила вывешивают во всех подразделениях предприятия на видном месте.

В некоторых отраслях для отдельных категорий работников наряду с Правилами действуют уставы и положения о дисциплине (ст. 142 КЗоТ). Обычно такие документы содержат повышенные требования относительно дисциплины и порядка по сравнению с Правилами. Тем не менее их соблюдение не исключает необходимости выполнять действующие на предприятии Правила.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить