Наличие модели РРО в Госреестре
Статья 12 Закона об РРО разрешает использовать на территории Украины только те РРО отечественного и иностранного производства, которые включены в Госреестр. В свою очередь, Госреестр представляет собой перечень моделей РРО и их модификаций, которые (ст. 2 Закона об РРО):
— имеют документ, подтверждающий, что они соответствуют требованиям действующих государственных технических регламентов и стандартов согласно Закону № 124;
— соответствуют требованиям нормативных актов Украины;
— разрешены для применения в соответствующей сфере.
В Госреестре обязательно содержатся следующие сведения об РРО (п. 2 Положения № 1315):
— наименование;
— версия внутреннего программного обеспечения;
— наименование и местонахождение заявителя и производителя;
— срок первичной регистрации в органах ГФС;
— дата и номер решения о включении в Госреестр;
— сфера применения.
Заметьте: как указывают фискалы в консультации из подкатегории 109.11 БЗ, ПТКС также должны быть включены в Госреестр.
Цель Госреестра двойная (см. п. 3 Положения № 1315):
во-первых, определять, какие из выпускаемых РРО соответствуют установленным требованиям и прошли государственную сертификацию, а значит, могут применяться в Украине;
во-вторых, отслеживать, какие РРО не соответствуют требованиям нормативных документов, а потому должны выводиться из эксплуатации.
Поскольку техническое развитие не останавливается и регулярно появляются новые модели и модификации РРО, Госреестр постоянно обновляется. На дату подготовки спецвыпуска к печати
актуальный Госреестр РРО был утвержден приказом ГФСУ от 04.01.2019 г. № 8
В нем традиционно присутствуют два раздела:
— в первом указаны модели РРО, разрешенные к первичной регистрации в органах ГФСУ;
— во втором — модели, первичная регистрация которых запрещена. При этом модели РРО из раздела ІІ можно использовать, если они были зарегистрированы до того, как «переехали» из раздела І в раздел ІІ Госреестра. Но! Эксплуатировать такие РРО (в пределах срока их службы) можно только до тех пор, пока их не исключат и из раздела ІІ.
В приложении к Госреестру фискалы обычно дают перечень РРО, которые были исключены из Госреестра за последнее время, а потому запрещены к эксплуатации. При этом ч. 3 ст. 12 Закона об РРО предусмотрено, что срок между первичной регистрацией РРО и датой их исключения из Госреестра должен быть не менее 7 лет. Срок вывода модели из Госреестра указан в графе 9. Но не спешите ориентироваться на него: при определенных обстоятельствах РРО может быть исключен из Госреестра и раньше указанного срока. Поэтому при появлении каждого нового Госреестра следите, не исчез ли ваш РРО из раздела II.
Если используемый субъектом хозяйствования РРО исключили из Госреестра (его нет ни в разделе І, ни в разделе ІІ), то такой РРО далее использовать нельзя
Обратите внимание: в Госреестре указан срок первичной регистрации модели в ГФСУ. Он приведен в графе 6 раздела І. Что он собой представляет? Это предельный срок, до окончания которого разрешается зарегистрировать в органах ГФСУ конкретные модели РРО, которые ранее не были зарегистрированы. Он определяется согласно сроку действия сертификата соответствия модели с конкретной версией внутреннего программного обеспечения.
В новом Госреестре срок первичной регистрации может быть продлен. Если же этого не произойдет, то после его окончания соответствующая модель РРО переместится в раздел ІІ Госреестра. То есть зарегистрировать ее в органах ГФСУ будет уже невозможно.
Способность передавать контрольно-отчетную информацию в электронном виде
Это еще одно требование, которое законодатель предъявляет к РРО. Оно следует из обязанности, установленной для субъектов хозяйствования абзацем вторым п. 7 ст. 3 Закона об РРО.
Так, субъекты хозяйствования, использующие РРО (кроме электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО для купли-продажи инвалюты), обязаны предоставлять электронные копии расчетных документов и Z-отчетов в органы ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи.
Что касается электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и РРО по купле-продаже иностранной валюты, то они должны уметь передавать органам ГФСУ по проводным или беспроводным каналам связи информацию об объеме расчетных операций, выполненных в наличной либо безналичной форме, или об объемах операций купли-продажи инвалюты, содержащуюся в фискальной памяти этих РРО.
Таким образом, РРО должен обеспечить выполнение упомянутых функций. Для соблюдения указанного требования следует ориентироваться на ныне действующий Госреестр. В нем указаны только те модели, которые способны передавать контрольно-отчетную информацию в ГФСУ в электронном виде. Поэтому если вы приобретете РРО, не наделенный такой способностью (не указанный в Госреестре), орган ГФСУ его попросту не зарегистрирует.
Соответствие фискальным и техническим требованиям
РРО должны обеспечивать реализацию фискальных функций в соответствии с Требованиями № 199. В свою очередь, технические требования к электронным контрольно-кассовым регистраторам для разных сфер использования приведены в приложении 1 к решению № 14.
Непосредственно перед приобретением РРО изучать эти документы необязательно. Если вы покупаете РРО, который есть в Госреестре, он уже должен соответствовать указанным документам. Ведь для того чтобы РРО был включен в Госреестр, он должен пройти проверку, проводимую уполномоченным ГФСУ испытательным центром (п. 13 Положения № 1315). Однако важно, чтобы такие требования соблюдались и в дальнейшем — в процессе эксплуатации РРО.
Помните: п. 6 Порядка № 14 дает фискалам право уже в процессе эксплуатации проверить ваш РРО на соответствие фискальным требованиям. Правда, проводить такую проверку фискалы могут только при наличии оснований, указанных в п. 33 Порядка № 14.
В рамках этой проверки фискалы проверяют, не внесли ли вы в конструкцию или программное обеспечение РРО изменения, которые не предусмотрены конструкторско-технологической и программной документацией. Также они проверяют РРО на наличие производственных дефектов в их конструкции или программном обеспечении, которые приводят к искажению информации об объемах расчетных операций. То есть они проверяют, не искажается ли информация, которая заносится в фискальную память РРО.
Соответствие модели сфере ее использования
Приобретая РРО, обязательно проверьте, подходит ли он для использования в той сфере деятельности, которую осуществляет ваше предприятие. Сделать это очень просто. Вам всего лишь нужно обратиться к актуальному Госреестру, графа 8 которого четко определяет, в какой сфере может применяться каждая приведенная в нем модель РРО. Большинство РРО пригодны одновременно для торговли, общественного питания и сферы услуг. Но есть в Госреестре и такие аппараты, которые не универсальны и предназначены лишь для определенной сферы применения. Например, РРО модели СПЕККА-00 можно применять только в сфере услуг, а РРО модели СПЕККР-01 нельзя применять в сфере общепита.
Кроме того, есть РРО, сфера применения которых шире, чем традиционная «тройная». Так, например, РРО, относящиеся к группе «Специализированные электронные контрольно-кассовые аппараты для реализации горючего», можно помимо торговли, общепита и сферы услуг применять на автозаправочных станциях.
Имейте в виду:
если субъект хозяйствования использует РРО в не соответствующей ему сфере, документы, выдаваемые таким РРО, не считаются расчетными
Этот вывод следует из абзаца второго п. 3 разд. І Положения № 13. Поэтому будьте предельно внимательны при выборе модели РРО.
Срок службы РРО
Срок службы РРО — срок, в течение которого производитель (поставщик) гарантирует работоспособность РРО, в том числе комплектующих изделий и его составных частей, сохранность информации в фискальной памяти при условии соблюдения пользователем требований эксплуатационных документов (п. 3 разд. І Порядка № 547-1).
Срок службы РРО обычно устанавливает его производитель. Если он этого не сделал, как указывают фискалы, такой срок будет составлять 7 лет с момента ввода РРО в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска (см. подкатегорию 109.11 БЗ). В обоснование такого вывода налоговики ссылаются на п. 1.5 Порядка доработки электронных контрольно-кассовых аппаратов, утвержденного решением Госкомиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением при КМУ от 30.11.99 г. № 11.
При этом датой ввода РРО в эксплуатацию является дата, которая указывается в паспорте (формуляре) РРО, акте его ввода в эксплуатацию, и от которой исчисляется гарантийный срок эксплуатации. Такая дата вносится в информационную систему ГФСУ при первичной регистрации РРО, и именно от этой даты исчисляется срок его службы (см. письмо ГФСУ от 06.07.2018 г. № 3000/6/99-99-14-05-01-15/ІПК).
Аналогичный срок, по мнению фискалов, следует применять и тогда, когда производитель установил срок службы РРО более 9 лет (см. подкатегорию 109.11 БЗ). Ведь с течением времени повышается риск выхода РРО из строя и, соответственно, возрастает риск потерять информацию, которая содержится в фискальной памяти РРО. Поэтому использовать РРО дольше 9 лет с даты его выпуска нельзя.
Как только у РРО истек срок службы, его регистрация отменяется.
И последнее: при покупке РРО, который уже использовался другим субъектом хозяйствования, надо убедиться, что предыдущая регистрация такого РРО была отменена. То есть нужно потребовать от продавца (владельца) РРО справку о том, что он отменил регистрацию РРО по предыдущему месту.
выводы
- На территории Украины разрешено использовать только те РРО, которые включены в Госреестр.
- Используемый РРО должен соответствовать законодательно установленным фискальным и техническим требованиям.
- Приобретенная модель РРО должна соответствовать сфере, в которой она будет использоваться.
- Если производитель не установил срок службы РРО либо установил его больше 9 лет, срок службы определяют как 7 лет с момента ввода РРО в эксплуатацию, но не более 9 лет с даты его выпуска.