Платежные терминалы

Вороная Наталья, редактор, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Март, 2019/№ 23
В избранном В избранное
Печать
Расчеты банковской карточкой для нас уже давно не новинка. Сегодня ее имеет практически каждый взрослый человек. Это и понятно, ведь стипендии, пенсии и зарплаты, как правило, перечисляют именно на банковскую карточку физлица. К тому же рассчитываться банковской карточкой, не обременяя себя наличкой, безусловно, очень удобно и практично. Поэтому многие покупатели отдают предпочтение продавцам, которые обеспечивают этот вид расчетов. Удовлетворить такую потребность торговцы могут, установив в месте осуществления расчетов платежный (POS) терминал*.

* В этом разделе мы не рассматриваем особенности применения ПТКС.

Определение платежного терминала (далее — ПТ) находим в п. 1.321 Закона № 2346. Это электронное устройство, предназначенное для инициирования перевода со счета, в том числе выдачи наличных, получения справочной информации и распечатывания документа по операции с использованием электронного платежного средства.

В свою очередь, электронное платежное средство (далее — ЭПС) это платежный инструмент, который предоставляет его держателю возможность с помощью платежного устройства получить информацию о принадлежащих держателю средствах и инициировать их перевод (п. 1.14 Закона № 2346). К ЭПС, в частности, относятся все виды банковских платежных карточек.

Проще говоря, ПТ дает возможность субъектам хозяйствования, осуществляющим свою деятельность в сфере торговли, общепита или услуг, принимать к оплате не только наличные средства, но и безналичные с использованием ЭПС. С помощью ПТ можно переводить средства со счета покупателя на счет продавца, формировать справочную информацию, печатать документы и т. д.

Обратите внимание: установка платежного устройства не только дает продавцу преимущество перед конкурентами, но для многих является обязательным мероприятием. Подробнее об этом вы узнаете далее.

7.1. Платежный терминал: обязанность или право?

Установка платежного устройства — это далеко не маркетинговый ход, а обязанность отдельных субъектов, закрепленная в п. 14.19 Закона № 2346. Нормы этого пункта предписывают субъектам хозяйствования обеспечить покупателям (заказчикам) возможность осуществлять расчеты за проданные товары (предоставленные услуги) с использованием ЭПС.

Конкретные требования к субъектам хозяйствования относительно приема ЭПС должны быть определены КМУ. На сегодняшний день документ, устанавливающий такие требования, под действующую редакцию ст. 14 Закона № 2346 существует только в форме проекта. Однако не утратило силу постановление № 878, которое было разработано под «старую» редакцию упомянутой статьи. Это подтверждают и налоговики (см. письма Миндоходов от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16, от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15, консультацию в подкатегории 109.06 БЗ). Поэтому постановлением № 878 следует руководствоваться и далее (до принятия нового документа).

Субъекты хозяйствования, которые обязаны использовать ПТ, перечислены в п. 1 постановления № 878. Это лица, которые соответствуют одновременно двум условиям:

осуществляют деятельность в сфере продажи товаров, общественного питания и услуг;

— используют РРО согласно Закону об РРО.

Поэтому, если вы не используете РРО, поскольку освобождены от его применения*, то иметь ПТ вам тоже не обязательно. Согласны с этим и налоговики (см. письмо Миндоходов от 29.04.2013 г. № 2397/5/99-99-18-05-16).

* Подробно об РРО-«освобожденцах» см. в подразделе 1.2 на с. 4.

Вместе с тем п. 2 постановления № 878 предусмотрены случаи, когда субъекты хозяйствования, применяющие РРО, могут не устанавливать ПТ. Так, от этой повинности пока освобождены:

1) субъекты хозяйствования, осуществляющие деятельность в населенных пунктах с численностью населения менее 25 тыс. человек;

2) предприятия торговли с торговой площадью до 20 кв. м (кроме автозаправочных станций). Очевидно, что под это освобождение по формальным признакам не попадают ФЛП-торговцы. Но для юрлиц с «льготной» торговой площадью независимо от численности населения в населенном пункте освобождение действует. Здесь важно обратить внимание на то, что понимают под торговой площадью.

Торговая площадь магазина — площадь для торговли и обслуживания покупателей, включая сданную в аренду (кроме отдельных помещений, которые полностью сданы в аренду). То есть это сумма площадей, на которых осуществляется продажа товаров, и площадей для размещения служб по дополнительному обслуживанию покупателей (отдел заказов, кафетерий, демонстрационный зал, камера хранения, упаковочная, оформление продажи в кредит и др.). При этом торговая площадь включает площади, занятые под прилавками, стеллажами и другим оборудованием, установленным в торговом зале (п.п. 3.1.2 Инструкции № 327). Таким образом, к примеру, складские помещения в торговую площадь не входят;

3) заведения общественного питания закрытого типа, которые обслуживают определенный контингент потребителей, в частности личный состав Вооруженных Сил и других воинских формирований, студентов, учащихся и преподавателей высших, профессионально-технических, общеобразовательных учебных заведений, работников промышленных предприятий.

Вы не попали в число ПТ-«освобожденцев»? Тогда помните:

количество ПТ должно быть не менее 50 % от количества РРО (п. 1 постановления № 878)

Если у вас всего один РРО, вы также обязаны обеспечить прием ЭПС, т. е. вам нужен один ПТ.

Учтите: ПТ должен обеспечивать прием ЭПС не менее 3 платежных систем (VISA, MasterCard и т. п.). Причем одной из них должна быть многоэмитентная платежная система, платежной организацией которой является резидент Украины (п. 14.19 Закона № 2346). Как разъяснил НБУ в письме от 05.03.2013 г. № 25-313/2725, многоэмитентная платежная система — это платежная система, участниками которой являются два и более банка, осуществляющие эмиссию ЭПС в данной платежной системе. В качестве примера здесь можно привести Национальную платежную систему ПРОСТІР (ранее она называлась НСМЭП).

Регистрировать ПТ в органе ГФСУ или уведомлять о его наличии не нужно.

Также имейте в виду: установка ПТ не заменит РРО.

Если субъект хозяйствования обязан использовать РРО, то расчетная операция с покупателем должна проводиться на полную сумму покупки (предоставления услуги) через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО с распечатыванием соответствующих расчетных документов (п. 1 ст. 3 Закона об РРО). В свою очередь, к расчетной операции в понимании ст. 2 Закона об РРО, в частности, относится прием от покупателей платежных карточек по месту реализации товаров (услуг). То есть без РРО здесь не обойтись.

Кроме того, ПТ не сможет выдать покупателю расчетный документ, предусмотренный ст. 2 Закона об РРО. Подробнее об этом см. в подразделе 7.3 на с. 83.

ПТ к нефискальному РРО. Теперь затронем вопрос, интересующий прежде всего ФЛП-единоналожников, не достигших за календарный год предельного объема дохода в 1 млн грн. Как вы уже знаете (см. с. 8), в настоящее время они могут не применять РРО согласно п. 296.10 НКУ и п. 6 ст. 9 Закона об РРО*. Однако при желании такие предприниматели имеют право завести нефискальный кассовый аппарат для ведения учета и распечатки чеков (ст. 13 Закона об РРО).

* Помните: такое послабление не распространяется на физлиц-единоналожников, осуществляющих реализацию технически сложных бытовых товаров, подлежащих гарантийному ремонту, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Указанные налогоплательщики обязаны применять РРО.

Нужен ли ПТ, если используется нефискальный РРО?

По нашему мнению, устанавливать ПТ должны только те субъекты предпринимательства, которые обязаны использовать РРО (п. 1 постановления № 878). Поскольку ФЛП-единоналожники (при соблюдении условий, установленных п. 6 ст. 9 Закона об РРО) в их число не входят, они могут работать без ПТ. Это мнение прослеживается и в письме Госпотребинспекции от 05.05.2014 г. № 2565-3-11/8.

Но налоговики в письме Миндоходов от 26.02.2014 г. № 3737/6/99-99-18-03-01-15 высказывали другую точку зрения. Они утверждали, что ПТ нужно устанавливать даже с нефискальным РРО. Таким образом, фискалы буквально трактовали законодательство: если применяешь РРО, в том числе добровольно, то должен установить ПТ.

Что ж, учитывая внушительный размер штрафа, который могут применить налоговики (см. с. 91), возможно, стоит прислушаться к их мнению и установить ПТ.

Но имейте в виду: в любом случае от обязанности применять ПТ освобождаются субъекты хозяйствования, перечисленные в п. 2 постановления № 878 (см. с. 80).

Платежный терминал без РРО. Вы уже знаете, что ПТ не может выполнять функции РРО. Соответственно, те, кто применяет РРО, устанавливают ПТ дополнительно, а не вместо кассового аппарата. А как обстоит дело с теми, кто имеет право не использовать РРО, но хочет установить ПТ? С ними все по-другому.

Такие субъекты могут установить только ПТ, который будет работать без РРО. Дело в том, что Закон № 2346 не обязывает владельцев ПТ использовать их только в паре с кассовыми аппаратами (как фискальными, так и не фискальными). Также этого не требует и Закон об РРО.

По сути, ПТ — это всего лишь способ замены наличных расчетов безналичными при осуществлении расчетов по его местонахождению. Поэтому при желании субъект хозяйствования, который не обязан по законодательству использовать РРО, может установить ПТ без применения РРО (см. подкатегорию 109.10 БЗ).

Такой же вывод содержится в письмах Минэкономики от 07.02.2013 г. № 3501-06/4370-12 и ГУ ГФС в г. Киеве от 14.11.2017 г. № 2616/ІПК/26-15-14-09-13.

Два торговца и один терминал. Еще один интересный вопрос. Могут ли два разных субъекта хозяйствования использовать один и тот же ПТ?

Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не дает. Тем не менее ни Закон об РРО, ни Закон № 2346 этого не запрещают. А как известно, «что не запрещено — то разрешено». Главное, чтобы такую возможность давало программное обеспечение ПТ.

Обратите внимание: если ПТ планируют использовать два разных торговца, то подключать терминал к РРО одного из них, конечно же, не нужно.

Расчеты следует проводить в таком порядке. Вначале торговец должен провести операцию через ПТ, т. е. снять денежные средства с карточки покупателя и распечатать квитанцию терминала. Далее он проводит сумму товара через РРО и распечатывает фискальный чек, в котором в виде формы оплаты указывается «Картка» или «Безготівкова». Затем чек РРО и квитанцию ПТ выдают покупателю.

7.2. Устанавливаем платежный терминал и работаем с ним

После того как мы разобрались, кому нужен ПТ, расскажем о том, как начать с ним работать.

Для этого вам нужно обратиться в любой банк и заключить с ним договор эквайринга. Проще говоря, договор на технологическое и информационное обслуживание проведения расчетов с помощью банковских карточек. Причем вы имеете право одновременно использовать несколько ПТ на основании договоров с разными банками.

Одной стороной такого договора является банк-эквайер, а другой — торговец (субъект хозяйствования, который согласно п. 1.42 Закона № 2346 принимает к обслуживанию платежные инструменты с целью проведения оплаты стоимости товаров или услуг, включая услуги по выдаче средств в наличной форме).

Перевод средств между эквайерами и субъектами хозяйствования по операциям с использованием ЭПС, проведенным резидентами и нерезидентами на территории Украины, в том числе через сеть Интернет, осуществляется в гривнях.

В договоре с эквайером должны быть обязательно указаны следующие условия (п. 4 разд. V Положения № 705):

1) наименование платежных систем (например, VISA, MasterСard, НПС ПРОСТІР), ЭПС которых принимаются торговцем к оплате, и типы ЭПС с определением их признаков платежности;

2) порядок оформления документов по операциям с использованием ЭПС;

3) порядок и сроки расчетов эквайера с торговцем;

4) размер комиссионного вознаграждения, которое торговец платит эквайеру за расчетное обслуживание;

5) процедуры безопасности, которые должен соблюдать торговец при приеме платежей с использованием ЭПС и передаче данных о проведенных операциях эквайеру;

6) иные условия в соответствии с законодательством Украины или по усмотрению эквайера и торговца.

Где и на каких условиях приобретают ПТ

Его можно получить (на условиях покупки или аренды) непосредственно в банке или от других лиц по согласованию с эквайером.

Главное, чтобы ПТ соответствовал техническим (функциональным) требованиям и установленным требованиям безопасности. Также банки могут предоставлять ПТ бесплатно. ПТ будет снабжен соответствующим программным обеспечением, а торговец получит инструкцию по его использованию.

Торговец обязан обеспечить размещение изображения торговой марки платежной системы в порядке, установленном договором (например, на входной двери).

Обратите внимание: при расчетах через ПТ денежные средства, списанные с карточного счета покупателя, поступят на счет продавца не сразу. Обычно разрыв во времени составляет до 3 банковских дней. Сроки расчетов между банком-эквайером и субъектом хозяйствования определяются в договоре эквайринга (п.п. 3 п. 4 разд. V Положения № 705).

Теперь рассмотрим обязанности сторон, которые, как правило, прописывают в договоре эквайринга.

Так, эквайер обязан обеспечить технологическое и информационное обслуживание торговца (п. 2 разд. V Положения № 705). Соответственно, банк подключает оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, организует обучение продавцов и кассиров правилам работы с ПТ.

В свою очередь, торговцу нужно определить место, где будет установлен ПТ, оборудовать его надежной связью с банком-эквайером, утвердить список сотрудников, которые будут работать с ПТ, выделить им время для соответствующего обучения.

Торговец обязан придерживаться правил осуществления платежной операции с использованием ЭПС и процедур безопасности, установленных договором с эквайером.

Учтите: запрещено копировать платежные карточки или их реквизиты, вносить полный номер ЭПС в учетные книги и/или электронные базы данных.

Проводить операции с использованием платежной карточки можно только в присутствии ее владельца, если иное не согласовано с ним или не предусмотрено правилами платежной системы для отдельных видов операций (п. 10 разд. V Положения № 705).

При совершении операций с помощью банковской карточки продавец должен (в зависимости от правил платежной системы) получить подпись клиента на квитанции либо попросить его ввести пин-код на клавиатуре ПТ или вспомогательного устройства. При этом продавец ни в коем случае не должен просить покупателя сообщить ему пин-код.

Обратите внимание: есть ряд случаев, когда торговец имеет право отказаться от осуществления платежной операции с использованием ЭПС. К ним относятся (п. 12 разд. V Положения № 705):

1) истечение срока действия ЭПС, отсутствие необходимых признаков его платежности и т. п.;

2) несоответствие между подписью на ЭПС и подписью на бумажном документе, который оформляется по результатам операции, или неправильный ввод пин-кода;

3) отказ пользователя предоставить документ, удостоверяющий его личность, в случаях, предусмотренных законодательством Украины, или если было обнаружено, что лицо не имеет права использовать ЭПС;

4) невозможность выполнения авторизации* в связи с техническими причинами;

* Процедура получения разрешения банка на проведение операции с использованием ЭПС.

5) отсутствие подписи на ЭПС, если это предусмотрено правилами платежной системы;

6) получение отрицательного кода авторизации от эмитента ЭПС.

7.3. Документальное подтверждение расчетной операции

Операции, которые осуществляют с применением ПТ, должны выполняться с оформлением квитанции ПТ (п. 5 разд. VII Положения № 705).

Заметим: на самом документе вы можете увидеть название «чек», но это всего лишь «вольности» программы. В понимании Положения № 705 ПТ распечатывает документ под названием «квитанция».

В квитанции ПТ указывается такая информация (п. 7 разд. VII Положения № 705):

— идентификатор эквайера и торговца или другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать;

— идентификатор платежного устройства;

— дата и время осуществления операции;

— сумма и валюта операции;

— сумма комиссионного вознаграждения;

— реквизиты ЭПС, которые разрешены правилами безопасности платежной системы;

— вид операции;

— код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе;

— другие дополнительные реквизиты документов, предусмотренные правилами платежных систем и/или внутрибанковскими правилами.

В квитанции терминала не приводится информация о количестве проданного товара (услуги). То есть этот документ не подтверждает факт продажи товаров (услуг). Соответственно,

квитанция ПТ не может считаться расчетным документом в понимании ст. 2 Закона об РРО

Если торговец обязан применять РРО или РК, то при проведении расчетов через ПТ он в обязательном порядке выдает покупателю расчетный документ — фискальный кассовый чек РРО или расчетную квитанцию.

При этом не забудьте о дополнительных реквизитах, которые должен содержать фискальный чек, если РРО у вас соединен или совмещен с ПТ (п. 6 разд. ІІ Положения № 13). Так, в чеке приводят:

— идентификатор эквайера и торговца либо другие реквизиты, которые дают возможность их идентифицировать;

— идентификатор платежного устройства;

— сумму комиссионного вознаграждения (в случае его наличия);

— вид операции;

— реквизиты платежной карточки (допустимые правилами безопасности платежной системы), перед которыми печатаются большие буквы «ЕПЗ»;

— надпись «Код авт.» и код авторизации или другой код, который идентифицирует операцию в платежной системе, кроме случаев, когда правила расчетов платежной системы предусматривают составление расчетных документов с применением ЭПС без выполнения процедур авторизации;

— подпись кассира и подпись держателя платежной карточки (если это предусмотрено правилами платежной системы) в отдельных строках, перед которыми печатаются соответственно надписи «Касир» и «Держатель ЕПЗ».

А если РРО и РК не применяют, достаточно ли выдать покупателю только квитанцию ПТ? Нет. В таком случае продавец также обязан выдать расчетный документ установленной формы, который удостоверяет факт покупки, с указанием даты продажи (п. 11 ст. 8 Закона № 1023). Это может быть квитанция, товарный чек, билет или другой документ.

Рекомендуем в товарном чеке (квитанции и т. п.) отмечать, что оплата произведена через ПТ, с указанием реквизитов «терминальной» квитанции.

7.4. Возврат товара, оплаченного банковской карточкой

Предположим, что покупатель на основании Закона № 1023 возвращает товар, ранее оплаченный через ПТ. В этом случае торговец должен вернуть покупателю потраченные средства (о правилах и документальном оформлении возврата см. в подразделе 5.4 на с. 57). Возврат денег можно осуществить двумя способами:

1) в безналичной форме (путем перевода средств на счет покупателя с использованием ЭПС);

2) наличностью через кассу (через РРО).

При первом способе порядок расчетов будет зависеть от того, является ли банк-эквайер банком-эмитентом ЭПС (карточки). Если да, то торговец перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера, который возвращает эту сумму покупателю на его ЭПС. Возможен также вариант, когда банк-эквайер самостоятельно (согласно документам, оформленным торговцем через ПТ) возвращает сумму покупателю на ЭПС, а торговец затем перечисляет сумму возврата на счет банка-эквайера. Кроме того, договором может быть предусмотрено, что банк самостоятельно списывает со счета торговца суммы средств, возвращенные на ЭПС покупателей.

Если эмитентом ЭПС является не банк-эквайер, то цепочка удлиняется. Торговец перечисляет соответствующую сумму банку-эквайеру, тот — банку-эмитенту, а последний — покупателю.

Обратите внимание: для возврата денежных средств на ЭПС необходимо, чтобы, кроме расчетного документа, удостоверяющего факт покупки, покупатель предъявил квитанцию ПТ, а также платежную карточку. Как правило, требуется та карточка, с которой осуществлялось списание средств. В противном случае провести операцию через POS-терминал не удастся.

Второй способ возврата средств — выдать наличные из ящика РРО с оформлением расчетного документа. Но! Так можно поступить, только если этого не запрещают правила платежной системы или условия договора с банком.

Кроме того, такой вариант не приветствуют налоговики. По их мнению, если оплата прошла через ПТ, то и вернуть деньги покупателю можно только путем зачисления средств на его карточку (см. разъяснение в подкатегории 109.02 БЗ). При этом, хоть наличные и не выдаются, сумму средств, возвращенных покупателю, все равно регистрируют в РРО (или в РК). Покупателю выдают расчетный документ.

Мы же считаем такой вывод налоговиков слишком категоричным. Ведь действующее законодательство не ограничивает субъекта хозяйствования в праве применить в этом случае как безналичную (путем зачисления денежных средств на банковский счет покупателя), так и наличную форму расчета (путем выдачи денежных средств из кассы предприятия). С нашим мнением солидарен и НБУ (см. письмо от 12.10.2016 г. № 57-0002/84778).

выводы

  • Субъекты хозяйствования, которые не обязаны применять РРО, могут использовать ПТ по собственному желанию.
  • Для работы с ПТ торговец должен заключить с любым банком договор на технологическое и информационное обслуживание проведения расчетов с помощью банковских карточек (договор эквайринга).
  • ПТ не является альтернативой РРО, а квитанция ПТ — расчетным документом в понимании Закона об РРО.
  • При проведении расчетной операции с использованием ЭПС должен быть выдан фискальный чек РРО, а если субъект хозяйствования РРО не применяет, то другой расчетный документ.
  • Если товар был оплачен с применением ЭПС, то в случае расторжения договора купли-продажи возврат денежных средств, как правило, осуществляют на банковскую карточку покупателя.
Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд