Темы статей
Выбрать темы

Стали крупным плательщиком: что делать?*

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Если у предприятия идут дела постоянно вверх, то со временем оно может превратиться из обычного налогоплательщика в крупного. Если так случилось, то у новоиспеченного крупного налогоплательщика сразу возникает целый пакет разнообразных организационных вопросов, связанных с такой трансформацией, а именно по поводу изменения места регистрации, порядка предоставления деклараций, уплаты налогов и т. п. Ответы на все эти вопросы ищите ниже.

* Что делать, если объем дохода превысил 20 млн грн., здесь не рассматриваем. Об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 86, с. 4.

Кто такие крупные плательщики

Чтобы понять, какие предприятия признаются крупными налогоплательщиками (КНП), следует открыть п.п. 14.1.24 НКУ. В нем говорится, что крупным плательщиком считается юридическое лицо или постоянное представительство нерезидента на территории Украины, у которого:

объем дохода от всех видов деятельности за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превысил эквивалент 50 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период;

или

общая сумма налогов, сборов, платежей (в том числе таможенных платежей), уплаченных в госбюджет, контроль за взиманием которых возложен на контролирующие органы, за последние четыре последовательных налоговых (отчетных) квартала превысила эквивалент 1 млн евро, определенный по средневзвешенному официальному курсу НБУ за тот же период, в случае, если сумма таких налогов, сборов, платежей, кроме таможенных платежей, превышала эквивалент 500 тыс. евро.

В то же время сам факт выполнения одного из упомянутых условий еще не говорит о том, что юрлицо или постоянное представительство нерезидента будет фактически зачислено в когорту КНП.

Дело в том, что в соответствии с требованиями п. 64.7 НКУ признать субъекта хозяйствования крупным плательщиком могут лишь налоговики.

Чтобы предприятие стало крупным плательщиком, его должны внести в Реестр КНП

Порядок формирования Реестра КНП утвержден приказом Минфина от 21.10.2015 г. № 911 (далее — Порядок № 911).

Только после внесения плательщика налога в Реестр КНП на него распространяются особенности, определенные НКУ для крупных плательщиков (п. 64.7 НКУ и п. 3 разд. I Порядка № 911).

Реестр КНП

Налоговая в общем случае в соответствии с разд. ІІ Порядка № 911 включает/исключает предприятие в/из Реестра КНП с начала определенного года. При этом, чтобы предприятие попало в этот Реестр, нужно, чтобы (пп. 3 — 5 разд. ІІ Порядка № 911):

1) структурное подразделение ГНС, за которым закреплена функция сопровождения Реестра КНП, определило, что предприятие выполнило требования, которые делают обычного плательщика крупным, и отобрало его в число претендентов на включение в Реестр КНП;

2) кандидатуру такого предприятия на включение в Реестр КНП согласовали ГУ ГНС в областях, городе Киеве и Офисе крупных налогоплательщиков ГНС (далее — Офис КНП);

3) предприятие включили в сформированный Реестр КНП на следующий календарный год.

К сведению! Реестр КНП утверждается ГНС до 27 сентября текущего года и не позднее следующего рабочего дня после доведения его до ГУ ГНС в областях, городе Киеве и Офиса КНП он обнародуется на официальном портале ГНС (п. 6 разд. ІІ Порядка № 911).

Следовательно, теоретически после 27 сентября любой плательщик налога может сказать, является он крупным плательщиком или нет, заглянув в Реестр КНП.

На 2020 год Реестр КНП утвержден приказом ГНСУ от 26.09.2019 г. № 98. В нем содержится 1660 предприятий. По сравнению с предыдущим (2019) годом количество крупных плательщиков увеличилось на 187 предприятий, или на 12 %.

Если предприятие отыщет себя в Реестре КНП, то с начала нового года оно уже должно учитываться как крупный плательщик. О том, как это повлияет на плательщика, поговорим далее.

Внимание! В отдельных случаях предприятие может попасть в когорту крупных плательщиков и среди года. Но это может произойти только тогда, когда налогоплательщик в следующих после утверждения Реестра КНП налоговых периодах достиг критериев, делающих его крупным плательщиком (в том числе за счет предоставления уточняющих деклараций (расчетов) или по результатам проверок, проведенных контролирующими органами). Оформляется дополнение Реестра КНП путем внесения изменений в Реестр КНП на основании приказа ГНСУ.

Регистрация

Если предприятие попало в Реестр КНП, то оно должно стать на учет в контролирующих органах, осуществляющих сопровождение крупных налогоплательщиков, т. е. в Офисе КНП, или его территориальных отделениях.

Чтобы узнать, о каком именно органе идет речь, предприятию следует дождаться, пока к нему придет Уведомление о включении его в Реестр КНП на следующий календарный год по форме № 1-ВПП (приведена в приложении 2 к Порядку № 911). На обратной стороне этого уведомления приведен перечень органов ГНС, в одном из которых на выбор он с начала следующего года должен находиться на учете (п. 1 разд. ІІІ Порядка № 911 и п. 64.7 НКУ).

Такое уведомление предприятие должно получить до 15 октября:

— или в электронном виде по электронному адресу, с которого отправлена последняя принятая ГНС налоговая отчетность;

— или на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

После получения такого уведомления предприятие обязано перевестись на учет в контролирующий орган, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков (конечно же, при условии, что оно до этого времени на учете в таком контролирующем органе не стояло).

Под переводом понимают перенос основного места учета из органа ГНС, где предприятие учитывалось на момент включения его в Реестр КНП, в орган ГНСУ, осуществляющий сопровождение крупных налогоплательщиков.

Чтобы изменить место учета, предприятие обязано не позднее 15 ноября текущего года подать заявление по форме № 1-ОПП (приложение 6 к Порядку № 1588**)

** Порядок учета плательщиков налогов и сборов, утвержденный приказом Минфина от 09.12.2011 г. № 1588.

Подавать его следует в один из контролирующих органов, приведенных на обратной стороне уведомления о включении предприятия в Реестр КНП (п. 3 разд. ІІІ Порядка № 911).

Обращаем внимание! Если у предприятия, подавшего заявление по ф. № 1-ОПП об изменении основного места учета по предыдущему (старому основному) месту учета, есть обособленные подразделения или обязанности налогового агента, такой налогоплательщик должен все равно остаться на учете по старому месту учета как по неосновному месту учета.

При этом остаться по старому месту учета как по неосновному нужно даже в том случае, если орган ГНС, в который перешел крупный плательщик, находится в том же населенном пункте, что и орган ГНС по старому месту учета предприятия (п. 64.7 НКУ).

Чтобы новоиспеченный крупный плательщик не морочил себе голову с предоставлением документов на постановку по неосновному месту учета, такая постановка будет происходить автоматически при изменении основного места учета по причинам попадания в Реестр КНП. Об этом прямо говорят пп. 7.6 и 10.2 Порядка № 1588 (ср. ).

Внимание! Если предприятие до 15 ноября самостоятельно не изменит место основного учета (т. е. не подаст заявление по ф. № 1-ОПП), то изменение места учета проведет за него налоговая (п. 4 разд. ІІІ Порядка № 911).

При этом решение налоговой о принудительном изменении основного места учета новоиспеченного крупного плательщика поступит крупному плательщику в виде уведомления по форме № 2-ВПП или в электронной форме по электронному адресу, с которого отправлена последняя принятая ГФС налоговая отчетность, или на бумажном носителе почтовым отправлением с уведомлением о вручении (приложение 3 к Порядку № 911). Такое решение должно поступить в течение 20 календарных дней после принятия решения осуществить взятие на учет такого налогоплательщика (п. 64.7 НКУ).

Также при принудительном изменении основного места учета, как свидетельствует п. 64.7 НКУ, происходит одновременно и постановка новоиспеченного крупного плательщика на учет по неосновному месту по месту предыдущего учета предприятия.

Разобравшись с постановкой на учет крупного плательщика, поговорим о том, как этот факт повлияет на него с точки зрения подачи отчетности и уплаты налоговых обязательств.


Отчетность и уплата

Как только предприятие становится крупным плательщиком, то на него начинают распространяться особенности уплаты и отчетность, предусмотренные НКУ для крупных налогоплательщиков (п. 67.4 НКУ). А именно крупный налогоплательщик после взятия его на учет по новому месту учета обязан (последний абзац п. 67.4 НКУ):

— уплачивать налоги по месту предыдущего учета в контролирующих органах, т. е. в бюджет того населенного пункта, куда делал это и до приобретения статуса крупного плательщика;

— подавать налоговую отчетность и исполнять другие обязанности, предусмотренные НКУ, по новому месту учета, т. е. в Офисе КНП.

Кажется, что все просто, по общему правилу: отчитываешься по новому месту, а налоги уплачиваешь по старому.

В то же время на практике, как определено в разъяснениях фискалов, все совсем не так. Для отдельных налогов правила отчетности и уплаты обязательств крупными плательщиками отличаются от канона.

Налог на прибыль. Отчитываться и уплачивать налог на прибыль фискалы советуют (102.23.02 БЗ) по общему правилу.

Они убеждены: если после изменения места учета (перехода на учет в Офис КНП) местонахождение налогоплательщика уже не совпадает с местом налогового учета в органе ГНС (Офис КНП находится не в населенном пункте, где размещается крупный плательщик), то уплата налога на прибыль предприятий и предоставление отчетности осуществляются по правилам, предусмотренным в п. 67.4 НКУ.

То есть уплачивать налог крупный плательщик должен по своему местонахождению (на бюджетные счета, открытые на уровне ГУ Госказначейства в областях с ведомственным признаком «99»). А вот декларацию ему придется подавать по новому месту учета, т. е. в Офис КНП.

При этом делать это придется с даты перехода в Офис КНП. То есть с начала того года, в котором он станет крупным плательщиком.

НДС. Фискалы советуют отчитываться и уплачивать НДС по другим правилам, нежели того требует последний абзац п. 64.7 НКУ (101.22 БЗ). Они считают, что поскольку с 1 января соответствующего года предприятие стало крупным налогоплательщиком и учитывается в Офисе КНП, то оно обязано и подавать отчетность, и уплачивать налоговые обязательства по НДС по новому основному месту учета. Распределения на уплату по старому месту учета и подачу декларации по новому нет.

При этом уплачивать налоговые обязательства по НДС и отчитываться по новому месту нужно уже с предоставления декларации и уплаты обязательств за декабрь предыдущего года

НДФЛ и ВС. Что касается предоставления формы № 1ДФ и уплаты НДФЛ и ВС за наемных работников, а также за взятые у физлиц в аренду (субаренду, эмфитевзис) земельные участки, земельные доли (паи), выделенные или не выделенные в натуре (на местности), то налоговики согласны с требованиями последнего абзаца п. 64.7 НКУ.

Крупный плательщик после взятия его на учет в Офисе КНП по новому месту учета обязан уплачивать НДФЛ и соответственно ВС по месту предыдущего учета в контролирующих органах, а подавать налоговую отчетность по новому месту учета.

Имущественные и ресурсные платежи. Здесь имеем в виду налог на недвижимость, плату за землю, транспортный налог, рентную плату за специальное водопользование, а также экологический налог. Относительно всех этих налогов подход к определению места уплаты и отчетности также не по канону, но имеет один и тот же подход.

Так, фискалы (106.07, 111.06, 112.05 120.05, 121.06 БЗ) считают, что место подачи и уплаты обязательств зависит от того, где находится объект обложения соответствующим налогом (недвижимость, земля, скважина, источник загрязнения или сбросов, или место размещения отходов, а также зарегистрировано транспортное средство).

Так, если объект налогообложения (земля, недвижимость или регистрация транспортного средства) находится в пределах населенного пункта, где размещено территориальное управление Офиса КНП, на учете в котором состоит крупный плательщик (Киев, Днепр, Одесса, Львов, Запорожье, Харьков), то подавать отчетность следует по местонахождению территориального управления Офиса КНП (местонахождению объекта налогообложения), а уплачивать налог — в бюджет этого города.

Если же объект налогообложения находится в другом населенном пункте, т. е. там, где предприятие состоит по неосновному месту учета, то и отчитываться, и уплачивать налог следует по неосновному месту учета.

Не забудьте также о таком нюансе относительно эконалога. Поскольку место предоставления налоговых деклараций не совпадает с местом пребывания на налоговом учете предприятия, то в соответствии с п. 250.8 НКУ крупный плательщик обязан подать в контролирующий орган, в котором он состоит на учете (т. е. в Офис КНП) в течение 40 календарных дней, следующих за последним календарным днем налогового (отчетного) периода, копии соответствующих налоговых деклараций.

Другие особенности

Кроме места отчетности и порядка уплаты налога, новоиспеченные крупные плательщики налога должны помнить и о других особенностях, с которыми они встретятся, попав в Реестр КНП, а именно:

1) установлены специальные сроки проведения документальных плановых и внеплановых проверок для крупных плательщиков. Так,

продолжительность документальных плановых проверок не может быть больше 30 рабочих дней (п. 82.1 НКУ), а документальных внеплановых проверок — 15 рабочих дней (п. 82.2 НКУ)

При этом продлевать срок проведения проверок крупных плательщиков можно для документальных плановых проверок — не больше чем на 15 рабочих дней, а для документальных внеплановых проверок — не больше чем на 10 рабочих дней;

2) определены специальные правила ответа на запросы фискалов при проверке (п. 85.2 НКУ). А именно крупный плательщик на запрос налоговиков обязан предоставить в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации квалифицированной электронной подписи подотчетных лиц копии документов, которые создаются им в электронной форме с учетом доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, не позднее двух рабочих дней, следующих за днем получения запроса. На это указывают и фискалы в письме от 21.06.2019 г. № 2841/6/99-99-15-02-02-15/ІПК.

выводы

  • Предприятие становится крупным налогоплательщиком, если его включают в Реестр КНП.
  • Уведомление о включении в Реестр КНП предприятие получает до 15 октября.
  • После включения в Реестр КНП предприятие должно стать на учет в Офисе КНП по основному месту учета, а по своему местонахождению находиться по неосновному месту учета.
  • По общему правилу после изменения места основного учета отчитываться следует по новому месту основного учета, а налоги уплачивать — по старому. Хотя такое правило действует не по всем налогам.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше