* См. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 46, с. 24.
** tax.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2019-rik/73846.html
Решением Окружного админсуда г. Киева от 05.06.2019 г. № 826/12108/18 признаны недействительными пп. 10, 20 и 21 Порядка № 117***. Вот налоговики и спешат обновить нормативы, искусственно затягивая рассмотрение судом их апелляции. А сейчас пока применяют Критерии рисковости как плательщиков, так и операций (письмо ГФСУ от 07.08.2019 г. № 1962/99-99-29-01-011) . Проект нового кабминовского Порядка остановки регистрации НН/РК в ЕРНН (далее — новый Порядок) предусматривает, что эти Критерии (а также и Перечень показателей позитивной налоговой истории) станут частью нового Порядка.
*** Ныне действующий Порядок остановки регистрации НН/РК (утвержден постановлением КМУ от 21.02.2018 г. № 117).
Кроме этого, Минфин выдал проект Порядка принятия решений о регистрации/отказе в регистрации НН/РК в ЕРНН****. И туда «перекочевал» ряд норм из Порядка № 117, в частности пп. 14 и 15 о перечне «разблокировочных» документов и сроках их подачи в ГНС.
**** См. его здесь: tax.gov.ua/diyalnist-/regulyatorna-politika-/regulyatorna-politika/2019-rik/73845.html
Обратим внимание читателей на основные новации.
«Признаки». Три «отсекающих» признака, которые отсеивают НН/РК перед мониторингом (см. п. 3 Порядка № 117), практически не изменились, только в третьем признаке («налоговой нагрузки») размер уплаченной суммы НДС за последние 12 месяцев увеличили с 400 тыс. грн. до 1 млн грн.
Критерии рисковости плательщиков. Исключаются ссылки на «фиктивное предпринимательство» по ст. 205 УК (ее нет уже в самом УК). А вот критерий о «наличии у ГФС информации» никуда не исчез ☹. Но плательщик будет награждаться статусом рискового только по решению региональной комиссии. Такой «счастливчик» получит возможность документально опровергнуть свою рисковость и налоговики на такое опровержение должны отреагировать в течение 7 дней. В случае просрочки с ответом рисковость с плательщика снимается автоматом.
Критерии рисковости операций. Ухудшили критерий рисковости, связанный с долей «подозрительных» товаров из Перечня фискалов (этот Перечень должен утверждаться отдельным приказом ГНС). Теперь товаров из Перечня в общей разнице между приобретениями и продажами товаров должно быть более 50 % (!), а сейчас — более 75 %.
История. Теперь редкий плательщик «долетит» до показателей позитивной истории.
Во-первых, упраздняются показатели поставки: более 50 % объема неплательщикам, более 50 % купли и продажи товара/услуги одного кода, а 20 %-ный показатель поставки одного кода товара/услуги превращается в 100 %-ный.
Во-вторых, объем поставок одному покупателю снижен со 150 до 50 тыс. грн., но при этом еще и объем поставок месяца не должен превышать 500 тыс. грн., и руководитель не должен «сидеть» более чем в трех таких «креслах». Остаточная стоимость ОС теперь должна будет превышать 5 млн грн. (сейчас — 1 млн). Уплата ЕСВ на одного работающего — превышать ЕСВ с МЗП более чем в 2 раза (сейчас —1,5) и численность должна быть не менее 5 чел. (новое). Общая сумма налогов прошлого года должна превышать 10 млн грн. (сейчас — 5).
Такие вот (вкратце) основные «радости», которые сулит нам новый Порядок, а подробный анализ «блокировочных» изменений, думаем, не за горами ☹.