Вслед за объединением отчетов по ЕСВ и по форме № 1ДФ* мы получаем закон об объединении счетов. Он вступит в силу с 01.01.2021 г. (кроме отдельных положений).
* Подробно об этом скором нововведении читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 80, с. 26.
вывод документа
С 01.01.2021 г. налоги, сборы, прочие обязательные платежи (кроме НДС, топливного и спиртового акциза, а также госдивидендов) можно добровольно уплачивать на один счет
На что стоит обратить внимание?
1. Единый счет (ЕС) — это счет, открытый Казначейством для фискалов, куда плательщики смогут перечислять практически все налоги, сборы и прочие обязательные платежи (НДФЛ, ЕСВ, ЕН и т. д.). Нельзя туда забрасывать только НДС, топливный и спиртовой акцизы, а также госдивиденды.
2. Если вы решили использовать ЕС, то перечислять налоги и сборы на другие бюджетные счета (т. е. по старинке) нельзя. Это будет продолжаться, пока вы сами не откажетесь от такой схемы (см. п. 3). Средства, перечисленные на отдельные бюджетные счета, будут считаться ошибочно уплаченными.
3. Выбрать использование ЕС можно только 1 раз в год. Для этого нужно будет подать фискалам соответствующее уведомление через электронный кабинет.
Отказаться от ЕС можно только с 1 января года, следующего за тем, в котором вы направили уведомление об отказе. Например, 01.02.2021 г. вы направили такое уведомление. Значит, уплачивать налоги на разные бюджетные счета можно будет только с 01.01.2022 г.
4. Фискалы сами будут распределять перечисленные суммы. Для этого каждый день (кроме выходных и праздничных дней) они должны направлять Казначейству специальный реестр в разрезе каждого плательщика. На основании этого реестра Казначейство будет перечислять деньги в соответствующий бюджет.
Исходя из п. 351.5 НКУ в редакции с 01.01.2021 г. при составлении реестра фискалы будут учитывать:
— информацию из банковских платежек;
— декларации (расчеты), по которым настал срок уплаты налоговых обязательств с учетом уточняющих деклараций (расчетов);
— отчеты по ЕСВ, по которым настал срок уплаты обязательств;
— иную информацию в соответствии с НКУ.
Декларация (расчет, отчет по ЕСВ) станет катализатором списания средств с ЕС, только если обязанность перечислить платеж возникает после ее (его) подачи (п. 351.5 НКУ в редакции с 01.01.2021 г.). Например, авансовые платежи единщиков групп 1 и 2 должны, по-видимому, списываться в бюджет с ЕС с учетом платежки. Ждать декларацию не будут.
5. Днем выполнения обязательства по уплате налогов и сборов при использовании ЕС будет считаться день получения банком платежки для зачисления средств на этот счет (п. 35.2 НКУ в редакции с 01.01.2021 г.).
6. Распределение средств с ЕС такой: (1) суммы недоимки по ЕСВ; (2) налоговый долг; (3) обязательства по налоговым уведомлениям-решениям (на основании информации из платежки); (4) обязательства по налогам и ЕСВ (на основании информации из платежки); (5) обязательства по декларациям (расчетам) с учетом сроков их уплаты; (6) обязательства по местным налогам; (7) иные подконтрольные налоговикам платежи (на основании информации из платежки).
Итак, пока судить об эффективности использования ЕС рано. Слабые и сильные стороны выявит только практика. Она появится не скоро.
А поскольку расчеты с бюджетом через ЕС не обязательны, то будет возможность принять взвешенное решение.