Темы статей
Выбрать темы

Организация охраны труда на предприятии

Вороная Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам, Нестеренко Максим, налоговый эксперт, Чернышова Наталья, эксперт по кадровым и налоговым вопросам
Чтобы механизм ОТ работал слаженно, нужно его идеально наладить. А для этого необходимо создать службу ОТ, утвердить комиссию по вопросам ОТ, разработать соответствующую «трудоохранную» документацию и пр. Нюансы таких процессов будем разбирать в этом разделе.

2.1. Регулирование охраны труда в коллективном договоре

Основным документом, регулирующим отношения между собственниками предприятия (уполномоченными ими органами) и наемными работниками, является коллективный договор. При этом, помимо прочего, в нем должны быть установлены взаимные обязательства сторон в отношении регулирования условий и охраны труда на предприятии (ст. 7 Закона о колдоговорах).

В соответствии со ст. 20 Закона об охране труда в коллективном договоре стороны предусматривают:

1) социальные гарантии работникам в сфере ОТ на уровне не ниже определенного законодательством;

2) обязанности работодателя и работников по ОТ;

3) комплексные мероприятия по:

— достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды;

— повышению существующего уровня ОТ;

— предотвращению случаев производственного травматизма, профессионального заболевания, аварий и пожаров.

Также в коллективном договоре устанавливают объемы и источники финансирования указанных мероприятий по ОТ.

Кроме того, коллективный договор может предусматривать дополнительные по сравнению с действующим законодательством гарантии и социально-бытовые льготы.

Возможные положения, которые могут содержаться в разделе «Охрана труда» коллективного договора предприятия, мы привели в табл. 2.1 на 11.

Таблица 2.1. Основные положения по ОТ, включаемые в коллективный договор

Нормативно-правовой акт

Положения, включаемые в раздел «Охрана труда» коллективного договора

Ст. 29 КЗоТ, ч. 2 ст. 5, ч. 1 и 3 ст. 7 Закона об охране труда

Права работников на льготы и компенсации за работу в условиях действия опасных и вредных производственных факторов, а именно на:

— бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой;

— оплачиваемые перерывы санитарно-оздоровительного назначения;

— другие льготы и компенсации, предоставляемые в порядке, определенном законодательством, а также дополнительные льготы и компенсации, установленные работодателем сверх норм действующего законодательства

Перечень работ и профессий, занятость на которых дает право на бесплатное обеспечение лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, как правило, оформляют в виде приложения к коллективному договору.

Ч. 2 ст. 7 Закона об охране труда

Условия выплаты денежной компенсации на приобретение лечебно-профилактического питания, молока или равноценных ему пищевых продуктов при разъездном характере работ

Ч. 2 ст. 8 Закона об охране труда

Обязанность работодателя за свой счет обеспечить приобретение, комплектование, выдачу и содержание средств индивидуальной защиты (далее — СИЗ) работников

Перечень работ и профессий, на которых работники должны быть обеспечены СИЗ за счет предприятия, как правило, оформляют в виде приложения к коллективному договору.

Ч. 3 ст. 8 Закона об охране труда, п. 7 разд. ІІІ Минтребований № 1804

Условия компенсации работодателем расходов на приобретение работником СИЗ за свой счет

П. 9 разд. ІІ Минтребований № 1804

Предельный срок эксплуатации СИЗ, которые используются несколькими работниками

Такой срок устанавливается работодателем по согласованию с профсоюзной организацией предприятия (уполномоченным наемными работниками лицом по вопросам ОТ) в зависимости от изношенности СИЗ, но не может превышать сроков использования соответствующих СИЗ, которые выдаются исключительно в индивидуальное пользование.

П. 23 разд. ІІІ Минтребований № 1804

Возможность хранения СИЗ в нерабочее время непосредственно у работников в тех случаях, когда они работают за пределами предприятия или пребывают в командировке, где из-за условий работы не может быть применен установленный порядок хранения таких СИЗ (на лесозаготовках, геологоразведочных работах и т. д.)

Вместо коллективного договора такая возможность может быть предусмотрена в правилах внутреннего трудового распорядка предприятия.

Ч. 4 ст. 8 Закона об охране труда

Условия дополнительной (сверх норм) выдачи СИЗ, если этого требуют фактические условия труда (специфика производства, технологический процесс), а также порядок такой выдачи

Ст. 9 Закона об охране труда

Условия выплаты дополнительных средств пострадавшим в результате несчастного случая на производстве и членам их семей

Такие условия могут быть установлены не в коллективном договоре, а в трудовых договорах с работниками.

Ч. 4 ст. 19 Закона об охране труда

Размер расходов на ОТ — для предприятий, содержащихся за счет бюджета

Ст. 161 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

План комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня ОТ, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров

Ст. 162 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

Порядок использования средств и материалов для осуществления мероприятий по ОТ, а также объемы и источники финансирования таких расходов

Напомним, что расходы на ОТ для небюджетных предприятий должны составлять не менее 0,5 % от фонда оплаты труда за предыдущий год (ч. 3 ст. 19 Закона об охране труда).

Ст. 139 КЗоТ, ст. 20 Закона об охране труда

Обязанности работников в отношении выполнения требований нормативных актов по ОТ

Ст. 25 Закона об охране труда

Виды и размер стимулирования работников за активное участие и инициативу в осуществлении мероприятий по повышению уровня безопасности и улучшению условий труда

Ст. 42 Закона об охране труда

Срок, в течение которого уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ освобождаются от работы с сохранением среднего заработка для выполнения их обязанностей, связанных с ОТ

О деятельности уполномоченных по вопросам ОТ см. в подразделе 2.3.

Ст. 42 Закона об охране труда

Порядок увольнения, а также привлечения к дисциплинарной или материальной ответственности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ

П. 4 Порядка № 442

Периодичность проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (не реже одного раза в 5 лет)

Еще раз напомним, что в табл. 2.1 мы привели положения, которые могут быть приведены в разделе «Охрана труда» коллективного договора. Однако отдельные «трудоохранные» положения могут содержаться также в других разделах колдоговора. Так, например, в разделе «Гарантии, компенсации и льготы» может быть установлена конкретная продолжительность ежегодного дополнительного отпуска за:

— работу с вредными и тяжелыми условиями труда согласно Списку № 1290-1до 35 календарных дней в зависимости от результатов аттестации рабочих мест по условиям труда и времени занятости работника в этих условиях (ст. 7 Закона об отпусках);

— работу с повышенной нервно-эмоциональной и интеллектуальной нагрузкой или выполняемую в особых природных географических и геологических условиях и условиях повышенного риска для здоровья согласно Списку № 1290-2до 35 календарных дней в зависимости от времени занятости работника в этих условиях (ст. 8 Закона об отпусках).

Учтите: в колдоговоре также необходимо установить размер выходного пособия, выплачиваемого при увольнении работника в связи с нарушением работодателем законодательства об ОТ и несоблюдением условий коллективного договора по этим вопросам (ст. 6 Закона об охране труда). При этом размер такого пособия не может быть меньше трехмесячного заработка увольняющегося работника.

2.2. Функции и задачи службы охраны труда

Как гласит ч. 2 ст. 13 Закона об охране труда, с целью соблюдения требований законодательства относительно прав работников в сфере ОТ руководители предприятий обязаны создавать соответствующие службы и назначать должностных лиц, обеспечивающих решение конкретных вопросов по ОТ.

Наша задача — разобраться в этом подразделе с обязанностями и правами таких служб. Но прежде чем мы к этому приступим — несколько общих моментов.

Создавать службу ОТ должны предприятия, количество работающих у которых составляет 50 и более человек

Об этом говорится в ст. 15 Закона об охране труда.

Такая служба создается и действует в соответствии с Положением о службе охраны труда, разрабатываемым работодателем на основании Типового положения № 255 с учетом специфики производства и видов деятельности предприятия, численности работников, условий труда и других факторов.

Если на предприятии работает меньше 50 человек, функции службы ОТ могут выполнять в порядке совместительства лица, имеющие соответствующую подготовку. При этом согласно разд. 5 Типового положения № 15 под соответствующей подготовкой следует понимать прохождение обучения и проверки знаний по вопросам ОТ в учебных центрах или отраслевых учебных центрах (подробнее см. в подразделе 6.3).

Предприятия с количеством работающих менее 20 человек для выполнения функций службы ОТ могут на договорных началах привлекать сторонних специалистов, имеющих соответствующую подготовку (ст. 15 Закона об охране труда и п. 1.4 Типового положения № 255).

Работа службы ОТ должна осуществляться в соответствии с планом работы и графиками обследований, утвержденными работодателем. При этом работники службы ОТ предприятия в своей деятельности руководствуются законодательством Украины, нормативно-правовыми актами по ОТ, коллективным договором и актами по ОТ, действующими на предприятии.

Работодатель должен определить структуру службы ОТ, ее численность, основные задачи, функции и права ее работников в соответствии с законодательством. Все это закрепляют в Положении о службе охраны труда.

Теперь перейдем к главному — функциям и задачам службы ОТ.

Сначала очертим круг задач. Так, от службы ОТ предприятия требуется (разд. 2 Типового положения № 255):

— разработать эффективную систему управления ОТ на предприятии и содействовать усовершенствованию деятельности в этом направлении каждого структурного подразделения и каждого работника, обеспечивать профессиональной поддержкой решения работодателя по этим вопросам;

— организовывать проведение профилактических мероприятий, направленных на устранение вредных и опасных производственных факторов, предотвращение несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и других случаев угрозы жизни или здоровью работников;

— изучать и содействовать внедрению в производство достижений науки и техники, прогрессивных и безопасных технологий, современных средств коллективной и индивидуальной защиты работников;

— контролировать соблюдение работниками требований законов и других нормативно-правовых актов по ОТ, положений отраслевого соглашения (при наличии), раздела «Охрана труда» коллективного договора и актов по ОТ, действующих на предприятии;

— информировать и предоставлять разъяснения работникам предприятия по вопросам ОТ.

Что касается основных функций, то служба ОТ (пп. 3.1 — 3.13 Типового положения № 255):

1) разрабатывает совместно с другими подразделениями предприятия комплексные мероприятия для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня ОТ, планы, программы улучшения условий труда, предотвращения производственного травматизма и профессиональных заболеваний; предоставляет организационно-методическую помощь в выполнении запланированных мероприятий;

2) подготавливает проекты приказов (распоряжений) по вопросам ОТ и вносит их на рассмотрение работодателю;

3) проводит совместно с представителями других структурных подразделений и при участии представителей первичной профсоюзной организации предприятия или, при ее отсутствии, уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ проверки соблюдения работниками требований нормативно-правовых актов по ОТ;

4) составляет отчетность по ОТ согласно установленным формам;

5) проводит с работниками вступительные инструктажи по вопросам ОТ;

6) ведет учет и осуществляет анализ причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий на производстве, причиненного ими ущерба;

7) обеспечивает надлежащее оформление и хранение документации по вопросам ОТ, а также своевременную ее передачу в архив для длительного хранения согласно установленному порядку;

8) составляет при участии руководителей подразделений предприятия перечни профессий, должностей и видов работ, на которые должны быть разработаны инструкции по охране (безопасности) труда, действующие на предприятии; предоставляет методическую помощь во время их разработки;

9) информирует работников об основных требованиях законов, других нормативно-правовых актов и актов по ОТ, действующих на предприятии;

10) рассматривает:

— вопросы о подтверждении наличия опасной производственной ситуации, которая стала причиной отказа работника от выполнения порученной работы, в соответствии с законодательством (в случае необходимости);

— письма, заявления, жалобы работников предприятия, касающиеся вопросов соблюдения законодательства об ОТ;

11) организовывает:

— обеспечение подразделений нормативно-правовыми актами по ОТ и актами по ОТ, действующими на предприятии, пособиями, учебными материалами по этим вопросам;

— работу кабинета по ОТ, подготовку информационных стендов, уголков по ОТ и т. п.;

— совещания, семинары, конкурсы по вопросам ОТ;

— пропаганду по вопросам ОТ с использованием информационных средств;

12) участвует в:

— расследовании несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве в соответствии с Порядком № 337;

— составлении санитарно-гигиенической характеристики условий труда работников, которые проходят обследование относительно наличия профзаболеваний (отравлений);

— проведении внутреннего аудита ОТ и аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по ОТ;

— работе комиссий по приему в эксплуатацию законченных строительством, реконструкцией или техническим перевооружением объектов производственного и социально-культурного назначения, отремонтированного или модернизированного оборудования в части соблюдения требований охраны (безопасности) труда;

— разработке положений, инструкций, раздела «Охрана труда» коллективного договора, других актов по охране (безопасности) труда, действующих на предприятии;

— составлении перечней профессий и должностей, согласно которым работники должны проходить обязательные предварительные и периодические медосмотры;

— организации обучения по вопросам ОТ;

— работе комиссии по проверке знаний по вопросам ОТ;

13) обеспечивает организационную поддержку работы комиссии по вопросам ОТ предприятия (при ее наличии).

Кроме того, служба ОТ осуществляет контроль за (п. 3.14 Типового положения № 255):

— выполнением мероприятий, предусмотренных программами, планами по улучшению состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, коллективным договором и мероприятиями, направленными на устранение причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний и аварий на производстве;

— проведением идентификации и декларированием безопасности объектов повышенной опасности;

— наличием в структурных подразделениях инструкций по ОТ в соответствии с перечнем профессий, должностей и видов работ, своевременным внесением в них изменений;

— своевременным проведением необходимых испытаний и технических осмотров оборудования;

— состоянием предохранительных и защитных устройств, вентиляционных систем;

— своевременным проведением обучения по вопросам ОТ, всех видов инструктажа по ОТ;

— обеспечением работников в соответствии с законодательством спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, моющими и обезвреживающими средствами;

— организацией хранения, стирки, химической чистки, сушки, обеспыливания и ремонта специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ;

— санитарно-гигиеническими и санитарно-бытовыми условиями работников в соответствии с нормативно-правовыми актами;

— своевременным и правильным предоставлением работникам льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда, обеспечением их лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, предоставлением оплачиваемых перерывов санитарно-оздоровительного назначения и т. п. в соответствии с требованиями законодательства и коллективного договора;

— содержанием в надлежащем безопасном состоянии территории предприятия, внутренних дорог и пешеходных дорожек;

— организацией рабочих мест в соответствии с нормативно-правовыми актами по ОТ;

— использованием целевых средств, выделенных для выполнения комплексных мероприятий для достижения установленных нормативов и повышения существующего уровня ОТ;

— применением труда женщин, лиц с инвалидностью и лиц моложе 18 лет в соответствии с законодательством;

— выполнением предписаний должностных лиц органов государственного надзора за ОТ и представлений страхового эксперта по ОТ;

— проведением предварительных (во время приема на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодных обязательных медицинских осмотров лиц в возрасте до 21 года.

В случае выявления нарушений ОТ специалисты службы ОТ имеют право (разд. 4 Типового положения № 255):

1) выдавать руководителям структурных подразделений предприятия обязательные для выполнения предписания по устранению имеющихся недостатков, получать от них необходимые сведения, документацию и пояснения по вопросам ОТ.

Предписание специалиста по ОТ может отменить только работодатель

2) приостанавливать работу производств, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства в случае нарушений, создающих угрозу жизни или здоровью работников;

3) требовать отстранения от работы лиц, не прошедших предусмотренных законодательством медицинского осмотра, обучения, инструктажа, проверки знаний и не имеющих допуска к соответствующим работам или не выполняющих требования нормативно-правовых актов по ОТ;

4) направлять работодателю представления о привлечении к ответственности должностных лиц и работников, нарушающих требования по ОТ;

5) по согласованию с работодателем и руководителями подразделений предприятия привлекать специалистов предприятия для проведения проверок состояния ОТ.

Кроме того, специалисты службы ОТ имеют право вносить предложения о поощрении работников за активную работу по улучшению состояния безопасности труда.

Согласно п. 5.2 Типового положения № 255 рабочие места работников службы ОТ должны размещаться (как правило) в отдельном помещении, обеспечиваться надлежащей оргтехникой, техническими средствами связи и быть удобными для приема посетителей.

Для организации полноценной работы службы ОТ, а именно для проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций, выставок и т. п., на предприятии может создаваться кабинет по ОТ. Рекомендации по организации работы кабинета промышленной безопасности и охраны труда утверждены председателем Госгорпромнадзора 16.01.2008 г.

Учтите: служба ОТ предприятия подчиняется непосредственно работодателю (ст. 15 Закона об охране труда и п. 1.3 Типового положения № 255). Она может быть ликвидирована только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом (п. 1.8 Типового положения № 255).

2.3. Деятельность уполномоченных по вопросам охраны труда

Если на предприятии отсутствуют профсоюзные организации, то для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства по ОТ ч. 4 ст. 41 Закона об охране труда велит избирать уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ (далее — уполномоченные по вопросам ОТ).

При участии представителей работодателя и трудового коллектива на предприятии на основании Типового положения № 56 разрабатывают Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ. Утверждают его на общем собрании (конференции) трудового коллектива предприятия.

В своей деятельности уполномоченные по вопросам ОТ должны руководствоваться законодательством Украины, нормативно-правовыми актами по вопросам ОТ, упомянутым выше Положением и уставом (положением) предприятия.

Уполномоченных по вопросам ОТ избирают простым большинством голосов, открытым голосованием и на срок, определенный общим собранием (конференцией) трудового коллектива предприятия или цеха, смены, участка, бригады, звена и т. д. Но учтите: уполномоченным по вопросам ОТ не может быть избран работник, который согласно должностным обязанностям отвечает за обеспечение безопасных и здоровых условий труда (п. 1.5 Типового положения № 56).

Численность уполномоченных по вопросам ОТ определяют общим собранием (конференцией) трудового коллектива в зависимости от конкретных условий производства и необходимости обеспечения непрерывного общественного контроля за состоянием безопасности и условий труда в каждом производственном подразделении.

Уполномоченные по вопросам ОТ в месячный срок после их избрания за счет работодателя проходят обучение по вопросам ОТ в порядке, предусмотренном Типовым положением № 15.

А в чем же заключается деятельность уполномоченных по вопросам ОТ

Рассказываем.

В соответствии с п. 2.1 Типового положения № 56 с целью создания безопасных и здоровых условий труда на производстве, оперативного устранения выявленных нарушений уполномоченные по вопросам ОТ осуществляют контроль за:

1) соответствием нормативно-правовым актам по ОТ:

— условий труда на рабочих местах, безопасности технологических процессов, машин, механизмов, оборудования и других средств производства, состояния средств коллективной и индивидуальной защиты, используемых работниками, проходов, путей эвакуации и запасных выходов, а также санитарно-бытовых условий;

— труда женщин, несовершеннолетних и лиц с инвалидностью;

— обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью, другими СИЗ, моющими и обезвреживающими средствами, организации питьевого режима;

— проведения обучения, инструктажей и проверки знаний работников по ОТ;

— прохождения работниками предварительного и периодических медосмотров;

2) бесплатным обеспечением работников нормативно-правовыми актами по ОТ и соблюдением ими в процессе работы требований этих нормативно-правовых актов;

3) своевременным и правильным расследованием, документальным оформлением и учетом несчастных случаев и профессиональных заболеваний;

4) выполнением приказов, распоряжений, мероприятий по ОТ, в том числе мероприятий по устранению причин несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий, указанных в актах расследования;

5) наличием и состоянием наглядных средств пропаганды и информации по ОТ на предприятии.

Но этим обязанности уполномоченных по вопросам ОТ не ограничиваются. Так, если с работником на производстве произошел несчастный случай или повреждение здоровья, уполномоченные по вопросам ОТ должны немедленно уведомить об этом мастера, бригадира или другого руководителя работ, а также оказать пострадавшему помощь (п. 2.2 Типового положения № 56).

Кроме того, уполномоченные по вопросам ОТ принимают участие в (п. 2.3 Типового положения № 56):

— разработке соответствующего раздела коллективного договора (соглашения) по вопросам ОТ, комплексных мероприятий по достижению установленных нормативов, повышению существующего уровня ОТ, предотвращению случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний;

— расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— рассмотрении производственной ситуации, опасной для жизни или здоровья работника, окружающих его лиц либо для производственной или окружающей среды, в случае отказа работника выполнять по этой причине порученную ему работу;

— рассмотрении, при необходимости, должностными лицами писем, заявлений и жалоб по вопросам ОТ работников;

— подготовке и проведении общественных смотров, конкурсов, рейдов по вопросам ОТ.

Уполномоченные по вопросам ОТ имеют право (п. 3.1 Типового положения № 56):

— беспрепятственно проверять на предприятии состояние безопасности и гигиены труда, соблюдение работниками нормативных актов по ОТ на объектах предприятия или производственного подразделения, коллектив которого их избрал;

— вносить работодателю обязательные для рассмотрения предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда, осуществлять контроль за реализацией этих предложений;

— обращаться за помощью в орган государственного надзора в случае, если они считают мероприятия работодателя по ОТ недостаточными;

— требовать от мастера, бригадира или другого руководителя производственного подразделения прекращения работы на рабочем месте в случае возникновения угрозы жизни или здоровью работников;

— вносить предложения по привлечению к ответственности работников, которые нарушают требования нормативно-правовых актов по ОТ;

— быть избранными в состав комиссии по вопросам ОТ предприятия в случае ее создания.

Для надлежащего выполнения функций уполномоченных по вопросам ОТ работодатель за свой счет организует их обучение, обеспечивает необходимыми нормативно-правовыми актами, справочными материалами по вопросам ОТ, а также освобождает от работы на установленный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка.

Не реже одного раза в год уполномоченные по вопросам ОТ отчитываются о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива (п. 1.12 Типового положения № 56)

Служба ОТ предприятия должна предоставлять уполномоченным по вопросам ОТ методическую помощь (п. 1.10 Типового положения № 56).

Кроме того, в процессе выполнения своих функциональных обязанностей уполномоченные по вопросам ОТ сотрудничают с:

— комиссией по вопросам ОТ предприятия (в случае ее создания)*;

* Подробнее о функциях комиссии по вопросам ОТ на предприятии см. в подразделе 2.4.

— звеньевыми, бригадирами, мастерами, руководителями соответствующих структурных подразделений, специалистами службы ОТ предприятия, должностными лицами органов государственного надзора за ОТ, представителями профсоюзных организаций.

Учтите: не могут быть ограничены любые законные интересы уполномоченных по вопросам ОТ в связи с выполнением ими своих обязанностей (п. 4.1 Типового положения № 56). Увольнение, привлечение к дисциплинарной или материальной ответственности этих лиц осуществляются лишь с согласия наемных работников в порядке, определенном коллективным договором.

Уполномоченный по вопросам ОТ может быть отозван до окончания срока его полномочий в случае неудовлетворительного их выполнения только по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива (п. 4.2 Типового положения № 56).

2.4. Комиссия по вопросам охраны труда

С целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может быть создана комиссия по вопросам ОТ (ст. 16 Закона об охране труда). Решение о целесообразности создания такой комиссии, ее количественном и персональном составе принимает трудовой коллектив на общем собрании (конференции) по представлению работодателя и профсоюза.

Комиссия по вопросам ОТ создается и действует на основании Положения о комиссии по вопросам ОТ предприятия, разработанного в соответствии с Типовым положением № 55 при участии представителей каждой стороны (т. е. работодателя и трудового коллектива). Утверждают такое Положение постановлением общего собрания (конференции) трудового коллектива (п. 1.4 упомянутого Типового положения).

В состав комиссии по вопросам ОТ должны входить представители работодателя (специалисты по безопасности, гигиене труда и других служб предприятия) и первичной профсоюзной организации, а в случае отсутствия таковой — уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ* (ч. 2 ст. 16 Закона об охране труда, п. 1.5 Типового положения № 55). При этом должно быть обеспечено равное представительство сторон.

* О них мы говорили в подразделе 2.3 на с. 16.

Возглавляет комиссию по вопросам ОТ председатель. Его избирают общим собранием (конференцией) трудового коллектива. А вот заместителя председателя комиссии и ее секретаря избирают непосредственно на заседании комиссии по вопросам ОТ (п. 3.1 Типового положения № 55).

Имейте в виду:

не допускается избирать председателем комиссии работодателя

На должность секретаря может быть избран работник службы ОТ.

Основными задачами комиссии являются (п. 2.1 Типового положения № 55):

— защита законных прав и интересов работников в сфере ОТ;

— подготовка на основании анализа состояния безопасности и условий труда на производстве рекомендаций работодателю и работникам по профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, практической реализации принципов государственной политики в сфере ОТ на предприятии;

— согласование через двусторонние консультации позиций сторон в решении практических вопросов в сфере ОТ, чтобы обеспечить объединение интересов работодателя и трудового коллектива, каждого работника, предотвратить конфликтные ситуации на предприятии;

— выработка предложений по включению в коллективный договор наиболее важных вопросов по ОТ, определение достаточных ассигнований на комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов и повышению существующего уровня ОТ и эффективный контроль за целевым расходованием этих средств;

— защита прав и интересов пострадавших работников при рассмотрении вопросов о назначении им страховых выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

— предоставление дополнительных льгот и компенсаций согласно положениям коллективного договора за счет работодателя.

При реализации перечисленных основных задач комиссия по вопросам ОТ имеет право (п. 2.2 Типового положения № 55):

— обращаться к работодателю, трудовому коллективу, профсоюзному комитету или другому уполномоченному на представительство трудовым коллективом органу, соответствующим службам предприятия с предложениями по регулированию отношений в сфере ОТ;

— создавать рабочие группы из числа членов комиссии для разработки согласованных решений по вопросам ОТ с привлечением специалистов различных служб предприятия, специалистов экспертных организаций, служб ОТ органов исполнительной власти, страховых экспертов, технических инспекторов труда профсоюзов (на договорных началах между работодателем и соответствующей организацией);

— получать от работников, руководителей структурных подразделений и служб предприятия и профсоюзного комитета информацию и иметь доступ к документации, необходимой для выполнения задач, предусмотренных Типовым положением № 55;

— осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по ОТ непосредственно на рабочих местах, обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными ему пищевыми продуктами, газированной соленой водой, использованием санитарно-бытовых помещений и т. п.;

— ознакомляться с любыми материалами по ОТ, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;

— свободного доступа на все участки предприятия и обсуждения с работниками вопросов ОТ;

— согласно п.п. 3.3.3 Порядка № 11 принимать решения о проценте уменьшения размера единовременного пособия пострадавшему (но не более чем на 50 %), если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья работника наступило не только по вине работодателя, но и в результате нарушения пострадавшим нормативно-правовых актов по ОТ.

Основные задачи и права комиссии по вопросам ОТ должны быть определены в Положении о комиссии по вопросам ОТ.

В своей деятельности комиссия руководствуется КЗоТ, Законом об охране труда, Законом № 1105, другими нормативно-правовыми актами по ОТ и Типовым положением № 55.

Члены комиссии по вопросам ОТ исполняют свои обязанности на общественных началах. При привлечении к отдельным проверкам они могут освобождаться от основной работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ними среднего заработка (п. 3.2 Типового положения № 55).

Комиссия по вопросам ОТ проводит заседания по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Учтите:

заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов от каждой стороны (п. 3.5 Типового положения № 55)

Если при голосовании количество голосов «за» и «против» одинаковое, председатель комиссии имеет право решающего голоса.

Решение комиссии по вопросам ОТ оформляется протоколом и имеет рекомендательный характер. В случае несогласия работодателя с решением комиссии он должен предоставить в течение 5 дней со дня получения указанного решения письменное аргументированное пояснение (п. 3.6 Типового положения № 55).

Комиссия по вопросам ОТ не менее одного раза в год отчитывается о своей работе на общем собрании (конференции) трудового коллектива.

Согласно п. 3.8 Типового положения № 55 общее собрание (конференция) трудового коллектива вправе вносить изменения в состав комиссии, а также распустить ее в случае признания деятельности неудовлетворительной и провести новые выборы.

2.5. Документация по охране труда

Всю документацию по вопросам ОТ, создаваемую на предприятии, можно разделить на:

— нормативную;

— распорядительную;

— отчетную;

— учетную.

С помощью распорядительных документов осуществляется распорядительная деятельность и оперативное управление на предприятии. К таким документам относятся приказы, распоряжения, постановления и т. п.

Отчетная документация в рассматриваемом случае представлена формами официальной статистической отчетности.

Учетная документация отражает всю деятельность по ОТ на предприятии и состоит из журналов, перечней, графиков, протоколов, планов, схем и т. д.

Но наибольшее внимание мы сегодня сосредоточим на нормативной документации.

Нормативная документация по ОТ представляет собой обязательные для исполнения правила, нормы, регламенты, положения, стандарты, инструкции и другие документы. При разработке и утверждении нормативной документации по вопросам ОТ на предприятии нужно руководствоваться требованиями Порядка № 132.

Так, согласно п. 2.1 этого Порядка разработку нормативных актов по ОТ осуществляют на основании приказа (распоряжения) работодателя, которым определяются конкретные сроки, исполнители и руководитель разработки необходимых документов. При этом для разработки наиболее важных и сложных проектов может создаваться комиссия или рабочая группа.

В разработке проектов внутренних нормативных актов по вопросам ОТ, как правило, принимают участие (п. 2.2 Порядка № 132):

— специалисты подразделений предприятия, в компетенцию которых входит данный вопрос;

— квалифицированные специалисты в сфере ОТ и по правовым вопросам;

— представители профсоюза (профсоюзов) и других общественных объединений;

— уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ;

— члены комиссии по вопросам ОТ предприятия.

Не запрещено привлекать к разработке проекта внутреннего акта по ОТ и специалистов сторонних организаций в случае такой необходимости. Осуществляется это на договорных началах.

Разработке проекта нормативного акта предшествует такая подготовительная работа (п. 2.4 Порядка № 132):

— сбор необходимых материалов;

— изучение государственных нормативных актов по ОТ, типовых документов и ранее изданных нормативных актов предприятия по этому вопросу;

— обобщение замечаний и предложений, поступивших в ходе подготовки, и т. д.

Обратите внимание:

при подготовке и утверждении нормативного акта по ОТ обязательно должны учитываться требования законодательства по указанным вопросам (п. 2.6 Порядка № 132)

Может возникнуть ситуация, когда при разработке проекта «трудоохранного» нормативного акта возникает необходимость в пересмотре, изменении или отмене действующих взаимосвязанных с ним нормативных актов предприятия по ОТ. В таком случае руководитель разработки одновременно с разработкой проекта должен обеспечить подготовку обоснованного предложения относительно пересмотра, изменения или отмены действующих нормативных актов по ОТ (п. 2.7 Порядка № 132).

Перед утверждением руководителем предприятия проект нормативного акта по ОТ обязательно нужно согласовать со службой ОТ* и руководителем (специалистом) по правовым вопросам. Кроме того, в случае необходимости его также согласовывают с другими заинтересованными службами, подразделениями и должностными лицами предприятия, перечень которых определяет служба ОТ (п. 2.8 Порядка № 132).

* Если служба ОТ на предприятии не создана (см. ниже), проект нормативного акта согласовывают с должностным лицом, на которое приказом (распоряжением) работодателя возложены обязанности по исполнению функций этой службы.

Согласованные документы утверждают приказом руководителя. Исключение — нормативные акты, которые относятся к компетенции трудового коллектива и подлежат утверждению на его общем собрании или конференции, в частности, Положение о комиссии по вопросам ОТ предприятия и Положение о деятельности уполномоченных наемными работниками лиц по вопросам ОТ.

Согласно п. 2.10 Порядка № 132 работодатель обязан установить систематический контроль за соответствием нормативных актов предприятия по ОТ требованиям действующего законодательства. Кроме того, он должен обеспечить их периодический пересмотр, своевременное внесение изменений или разработку и утверждение новых нормативных актов по ОТ в связи с изменениями в организации производства, внедрением новой техники и технологии, пересмотром нормативно-правовых актов по ОТ и т. п. При этом согласование и утверждение изменений, вносимых в нормативный акт, или утверждение нового нормативного акта по результатам пересмотра действующего осуществляют в порядке, предусмотренном для первичной разработки нормативных актов (п. 2.12 Порядка № 132).

Более подробно остановимся на одном из самых важных «трудоохранных» нормативных актов — Инструкции по охране труда.

Порядок разработки, утверждения и ввода в действие инструкций по ОТ, действующих на предприятии, регламентирован Положением № 9.

Согласно п. 3 разд. І этого Положения инструкция по охране труда представляет собой акт по ОТ предприятия, содержащий обязательные для соблюдения работниками требования по ОТ при выполнении ими работ определенного вида или по определенной профессии на всех рабочих местах, в производственных помещениях, на территории предприятия и строительных площадках или в других местах, где по поручению работодателя выполняются эти работы, трудовые или служебные обязанности.

Инструкции разрабатывают на основе нормативно-правовых актов по ОТ и технологической документации предприятия с учетом конкретных условий производства и требований безопасности, изложенных в эксплуатационной и ремонтной документации производителей оборудования, используемого на этом предприятии. Причем они должны обязательно соответствовать законодательству об ОТ. Утверждает такие инструкции работодатель.

Соблюдение требований этих инструкций является обязательным для работников соответствующих профессий или исполнителей соответствующих видов работ на данном предприятии.

Инструкции должны содержать только те требования по ОТ, соблюдение которых является обязательным самими работниками

Нарушение работником этих требований рассматривается как нарушение нормативно-правовых актов по ОТ и актов по ОТ, действующих в пределах предприятия (п. 6 разд. І Положения № 9).

Инструкциям, которые разрабатываются и утверждаются на предприятиях, служба ОТ присваивает наименование и сокращенное обозначение (код, порядковый номер). В названии каждой инструкции сжато указывают, для какой профессии или вида работ она предназначена, например: «Инструкция по охране труда для электросварщика», «Инструкция по охране труда при заготовке кормов» (п. 1 разд. ІІ Положения № 9).

Согласно п. 4 разд. ІІ Положения № 9 текст инструкции должен содержать следующие разделы:

— «Общие положения»;

— «Требования безопасности перед началом работы»;

— «Требования безопасности во время работы»;

— «Требования безопасности после окончания работы»;

— «Требования безопасности в аварийных ситуациях».

При необходимости в инструкцию можно включить и другие разделы.

В приложениях к инструкции могут размещаться материалы, которые дополняют основную часть инструкции, иллюстрируют или конкретизируют ее отдельные требования. Также в приложениях может быть приведен перечень нормативно-правовых актов и актов предприятия по ОТ, на основании которых разработана инструкция.

Инструкции разрабатывают в соответствии с перечнем инструкций, который составляется службой ОТ предприятия при участии руководителей подразделений, служб главных специалистов (главного технолога, главного механика, главного энергетика, главного металлурга и других специалистов), службы организации труда и заработной платы.

Общее руководство разработкой инструкций осуществляет работодатель (п. 3 разд. IV Положения № 9).

Разработкой необходимых инструкций, действующих на предприятии, занимаются непосредственные руководители работ (начальник производства, цеха, участка, отдела, лаборатории и других подразделений предприятия), которые являются ответственными за своевременное выполнение этой работы (п. 4 разд. IV Положения № 9).

Инструкция, действующая на предприятии, вступает в силу со дня ее утверждения, если иное не предусмотрено приказом работодателя. При этом она должна быть введена в действие до внедрения нового технологического процесса (начала выполнения работ), оборудования или до начала работы нового производства.

Инструкции, введенные в действие на предприятии, служба ОТ должна зарегистрировать в журнале регистрации, форма которого приведена в приложении 4 к Положению № 9.

Введенные в действие инструкции должны быть доведены до сведения работников

Для этого их издают (тиражируют) в виде (п. 2 разд. V Положения № 9):

брошюр — для выдачи руководителям структурных подразделений (служб) и работникам на руки;

односторонних листов/плакатов — для размещения на рабочих местах или производственных участках.

Обратите внимание: обеспечение работников и руководителей структурных подразделений (служб) инструкциями по ОТ должно быть бесплатным.

Инструкции руководителям структурных подразделений (служб) предприятия выдает служба ОТ с одновременной регистрацией в журнале учета выдачи инструкций (приложение 5 к Положению № 9). В свою очередь, работникам экземпляры инструкций выдают непосредственные руководители работ во время проведения первичного инструктажа. Но существует и другой вариант — разместить инструкции, приведенные на односторонних листах (плакатах), на рабочих местах работников.

Имейте в виду: работодатель обязан обеспечить организацию изучения инструкций работниками в соответствии с Типовым положением № 15 (подробнее о порядке обучения вопросам ОТ на предприятии читайте в разделе 6).

Постоянный контроль за соблюдением работниками требований инструкций возлагается на работодателя (п. 8 разд. І Положения № 9). Кроме того, общественный контроль за соблюдением работниками требований инструкций осуществляют уполномоченные наемными работниками лица по вопросам ОТ, профсоюзы и их объединения в лице выборных органов и представителей.

Учтите: утвержденные инструкции по ОТ подлежат периодическому пересмотру. Его осуществляют в сроки, предусмотренные нормативно-правовыми актами по ОТ, на основании которых они разработаны, но не реже одного раза в 5 лет, а для работ с повышенной опасностью или там, где есть потребность в профессиональном отборе, — не реже одного раза в 3 года (п. 1 разд. VI Положения № 9).

Для новых производств, вводимых в действие впервые, допускается разработка временных инструкций, которые должны соответствовать требованиям Положения № 9. Требования временной инструкции должны обеспечивать безопасное осуществление технологических процессов (работ) и безопасную эксплуатацию оборудования. Такие инструкции можно разрабатывать как по профессиям, так и по видам работ и вводить в действие на срок до приема указанных производств в эксплуатацию (п. 6 разд. IV Положения № 9).

Напоследок заметим: всю документацию необходимо хранить в службе ОТ предприятия в надлежащем порядке, удобном для использования при необходимости или в случае контроля предприятия органами государственного надзора.

выводы

  • Основным документом, регулирующим отношения между собственниками предприятия (уполномоченными ими органами) и наемными работниками, является коллективный договор.
  • Предприятия, количество работающих у которых составляет 50 и более человек, обязаны создавать службу ОТ.
  • Если на предприятии отсутствуют профсоюзные организации, для осуществления общественного контроля за соблюдением законодательства по ОТ избирают уполномоченных по вопросам ОТ.
  • С целью обеспечения пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды по решению трудового коллектива может быть создана комиссия по вопросам ОТ.
  • Одним из самых важных нормативных актов по ОТ на предприятии является Инструкция по охране труда.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше