Документация при перевозке груза

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Сентябрь, 2019/№ 71
В избранном В избранное
Печать
Чтобы перевозка груза состоялась без проблем, осуществление такой операции нужно должным образом оформить, т. е. правильно задокументировать. О том, какие основные документы нужно иметь при осуществлении перевозки, для чего они нужны и что будет за их отсутствие, поговорим далее.

ТТН

Общие правила. При перевозке грузов автомобильным транспортом на договорных условиях всегда оформляется товарно-транспортная накладная (ТТН). Дело в том, что этот документ на сегодня является (разд. 1 Правил № 363):

1) единственным для всех участников транспортного процесса документом, который предназначен для учета товарно-материальных ценностей на пути их перемещения, расчетов при перевозке груза и учета выполненной работы.

То есть

только ТТН дает возможность подтвердить осуществление транспортных расходов

2) одним из документов, который может использоваться для списания и оприходования ТМЦ и отражения операций в складском, оперативном и бухгалтерском учете.

Для перевозки разных грузов субъекты хозяйствования должны использовать разные формы ТТН. Самой распространенной является форма № 1-ТН, приведенная в приложении 7 к Правилам № 363. Эту общую форму ТТН, как свидетельствуют Правила № 363, имеют право применять все субъекты хозяйствования, которые осуществляют грузовые перевозки по заказу. Ее можно составлять как в бумажной, так и в электронной форме.

В то же время если предприятие пожелает, то может оформить ТТН в произвольной форме, главное, чтобы она имела все обязательные реквизиты, присущие ТТН, которые приведены в абз. втором п. 11.1 Правил № 363. Чтобы использовать самостоятельно разработанную форму ТТН, нужно ввести ее в обращение на предприятие приказом руководителя или другим распорядительным документом по предприятию.

Исключением является перевозка отдельных видов товаров (спирта, высокооктановых кислородсодержащих добавок, алкогольных напитков, молочного сырья, нефтепродуктов, хлебобулочных изделий и древесины), для которых разными органами власти утверждены специфические (индивидуальные) формы ТТН.

При осуществлении международных перевозок оформляют международную автодорожную ТТН (типовая форма CMR). Ее применение предусмотрено Конвенцией о договоре международной автомобильной перевозки грузов от 19.05.56 г.

Оформление перевозок грузов ТТН осуществляется независимо от условий оплаты за работу автомобиля и независимо от того, происходит перевозка грузов собственным или арендованным транспортом.

Составлять ТТН по ф. № 1-ТН следует обязательно только при перевозке грузов на договорных условиях. Не обязательно составлять ТТН только в случае если груз перевозят для собственных целей (с этим согласно и Мининфраструктуры в письме от 28.05.2014 г. № 5615/25/10-14).

В то же время в случае перевозки особых товаров (хлеба, этилового спирта, молока, высокооктановых кислородсодержащих примесей и алкогольных напитков) нет разницы, для каких целей происходит перевозка таких товаров. Используют только утвержденные формы.

Схема движения ТТН. На сегодня общую форму ТТН, оформленную в бумажном виде, выписывает заказчик (грузоотправитель) в трех экземплярах (п. 11.5 Правил № 363). Больше ТТН понадобится, например, если в цепочке грузоотправитель — перевозчик — грузополучатель появляется еще одно звено — экспедитор, которому тоже нужен свой экземпляр ТТН.

Схема движения выписанных грузоотправителем ТТН, когда в перевозке принимает участие экспедитор, выглядит так:

— первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя и является основанием для списания ТМЦ. Второй, третий и четвертый экземпляры передают водителю (экспедитору);

— второй экземпляр ТТН водитель (экспедитор) передает грузополучателю, он является основанием для оприходования ТМЦ;

— третий и четвертый экземпляры ТТН водитель (экспедитор) передает перевозчику. При этом третий экземпляр является основанием для расчетов за выполнение транспортных услуг, а потому перевозчик посылает его заказчику автотранспорта (экспедитору) для оплаты за перевозку, а четвертый экземпляр прилагается к путевому листу и является основанием для учета транспортной работы и начисления заработной платы водителю.

К сведению! Общую ТТН можно составить и в электронной форме. В то же время, используя е-ТТН, полностью отказаться от бумажной формы не удастся. Так как заказчик (грузоотправитель) при составлении е-ТТН должен распечатать ее для водителя (экспедитора перевозчика) в одном экземпляре. Это нужно для подтверждения того, что водитель (экспедитор перевозчика) принял груз для перевозки и мог предъявить ТТН дорожной полиции.

Детали о е-ТТН ищите в «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 64, с. 22.

Последствия. Если на перевозку не оформлять ТТН, то налоговики могут выдвигать претензии:

1) покупателю товаров по поводу нереальности операции покупки товаров. Хотя поскольку ТТН подтверждает осуществление операции по предоставлению услуг перевозки, а не факт приобретения товаров, то отбиться от нападок фискалов можно, используя другие документы;

2) заказчику перевозки по поводу нереальности операции перевозки. А потому при отсутствии ТТН фискалы могут лишить плательщика права отразить расходы на приобретение автотранспортных услуг при формировании себестоимости приобретенных (изготовленных) и реализованных товаров (категория 102.02 БЗ). При этом поскольку ТТН признана документом, который подтверждает факт перевозки груза, то доказать обратное может быть очень сложно.

Поэтому советуем всегда оформлять ТТН при перевозках, чтобы не было лишних претензий контролеров.

Путевые листы

Еще одним документом, который практически всегда составляют при осуществлении перевозок грузов, является путевой лист грузового автомобиля. Он обычно нужен для того, чтобы перевозчик имел право подтвердить выполнение перевозки и списать на расходы горючее, использованное при осуществлении такой операции.

Сразу скажем, что

на сегодня утвержденной формы путевых листов не существует

Поэтому, по нашему мнению, предприятие имеет право использовать самостоятельно разработанную форму путевого листа. Чтобы ваш разработанный путевой лист был первичным документом, он должен иметь все обязательные реквизиты, присущие первичному документу. Их перечень ищите в ст. 9 Закона о бухучете и п.п. 2.4 Положения № 88.

С этим согласны и фискалы (письма ГФСУ от 09.06.2015 г. № 1999/6/99-99-19-01-01-15 и от 02.11.2015 г. № 23178/6/99-99-19-02-02-15).

Кстати, за основу при разработке собственной формы путевого листа нам ничто не мешает взять старые формы, утратившие силу. При этом вы можете убрать из них лишние, с вашей точки зрения, реквизиты и прибавить свои, новые. Так разрешают поступать и контролирующие органы (см. письмо Мининфраструктуры от 23.04.2013 г. № 4492/25/10-13 и письмо ГФСУ от 09.06.2015 г. № 11999/6/99-99-19-01-01-15).

Чтобы начать использовать собственный путевой лист, его следует ввести в обращение приказом руководителя предприятия. В таком документе можно поставить и отметку врача о прохождении предрейсового медосмотра и тем самым выполнить требование ст. 34 Закона об автотранспорте.

Путевой лист грузового автомобиля выписывает перевозчик в одном экземпляре обычно на один рабочий день (смену) при условии сдачи водителем такого листа за прошлый день работы (смену). Если перевозка осуществляется на срок более чем один день (например, при междугородных перевозках или международных), то путевой лист выдается на срок выполнения поставленного задания.

При наличии у предприятия должным образом оформленного путевого листа оно сможет без проблем списать на расходы горючее, использованное на осуществление такой работы, начислить заработную плату водителю и подтвердить выполнение перевозки.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити!
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд