Темы статей
Выбрать темы

Амортизация и ФЛП-общесистемщик

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Активными участниками автомобильных грузоперевозок являются физлица-предприниматели-общесистемщики. Для осуществления своей деятельности они используют собственные грузовые автомобили. Учитывая это, их интересует вопрос: могут ли они рассчитывать на расходы в размере амортизации, начисленной на грузовики, которые используют в своей деятельности? Подробно об этом далее.

Право на амортизацию

Физлица-предприниматели (ФЛП), которые находятся на общей системе налогообложения, в свои расходы имеют право включать только те расходы, которые перечислены в п. 177.4 НКУ. В этом пункте среди перечисленных расходов ФЛП-общесистемщик отыщет упоминание и о включении в расходы начисленной амортизации на его основные средства (ОС).

А именно в п.п. 177.4.6 НКУ прямо говорится, что ФЛП-общесистемщики имеют право (по собственному желанию) включать в состав расходов амортизацию, начисленную на:

— приобретенные ОС и нематериальные активы;

— самостоятельно изготовленные ОС.

А вот дальнейшие расходы (на ремонт, реконструкцию, модернизацию и другие улучшения ОС, на ликвидацию) не амортизируются, а включаются в расходы периода (при условии, что они документально подтверждены). Это прямо закреплено в п.п. 177.4.6 НКУ.

Чтобы амортизация попала в расходы ФЛП-общесистемщика, он должен:

1) вести отдельный учет таких расходов и амортизируемой стоимости по каждому ОС (п.п. 177.4.8 НКУ);

2) иметь документы, подтверждающие расходы на приобретение или изготовление амортизируемых ОС.

Расчет амортизации ОС осуществляется с применением прямолинейного метода начисления амортизации, по которому годовая сумма амортизации определяется делением первичной амортизируемой стоимости объекта ОС на срок его полезного использования (п.п. 177.4.7 НКУ).

При этом срок полезного использования ОС устанавливается самостоятельно ФЛП, но не может быть меньше минимально допустимого срока установленного в п.п. 177.4.9 НКУ.

Запрет на амортизацию

Кажется, что у ФЛП-общесистемщика есть хорошие перспективы на отнесение в расходы амортизации ОС. Грузовые автомобили являются ОС, то кажется, что и амортизации на такие активы дорога в расходы.

Но в действительности все не так. Дело в том, что вышеупомянутые правила включения в расходы амортизации ОС распространяются не на все ОС, а только на те, которые не считаются ОС двойного назначения.

А в соответствии с п.п. 177.4.6 НКУ к двойным ОС отнесены: земельные участки, объекты жилой недвижимости, а также (!) легковые и грузовые автомобили.

Из этого следует неприятное для ФЛП-общесистемщика правило:

они не имеют права ни амортизировать, ни включать в расходы затраты на содержание легковых и грузовых автомобилей

Это касается даже тех случаев, если ФЛП будет использовать такие автомобили исключительно в своей предпринимательской деятельности. Дело в том, что п.п. 177.4.6 НКУ:

прямо определяет такие ОС объектами двойного назначения;

— не выдвигает хоть каких-то дополнительных условий или признаков, при выполнении которых амортизация на такие двойные ОС могла бы попасть в расходы.

Это подтверждают как фискалы (см. категорию 104.5 БЗ), так и Минфин (см. письмо от 22.08.2018 г. № 11220-16-10/22320), а также суды (см., например, решение Волынского окружного админсуда от 30.10.2018 г. по делу № 0340/1812/18*).

* reyestr.court.gov.ua/Review/77626855

Что такое легковушка и грузовик

Из вышеприведенного следует, что ФЛП-общесистемщик не может включать начисленную амортизацию в расходы только по тем транспортным средствам, которые отнесены к легковым или грузовым автомобилям. Чтобы понять, касается ли этот запрет всех транспортных средств, которые может использует ФЛП при грузоперевозках, следует разобраться, какие ОС являются грузовыми автомобилями.

Как следует из ст. 1 Закона об автотранспорте, автомобиль грузовой — автомобиль, который по своей конструкции и оборудованию предназначен для перевозки грузов. Это достаточно размытое понятие. Поэтому если понимать его буквально, то любой автомобиль, который используют для перевозки грузов, является грузовым.

Ухватившись за это определение, налоговики и начали фискалить (см. письма ГФСУ от 20.09.2017 г. № 1995/М/99-99-13-01-02-14/ІПК, от 28.11.2018 г. № 4993/Л/99-99-13-01-02-14/ІПК). В этих разъяснениях контролеры отмечают, что грузовыми автомобилями являются любые транспортные средства, которые предназначены для перевозки грузов. А потому

все транспортные средства, на которых перевозится груз, являются ОС двойного назначения, а потому начисленной на них амортизации не место среди расходов ФЛП

Так, например, они считают, что поскольку седельные тягачи и полуприцепы занимаются перевозками грузов, то они являются грузовыми автомобилями. А значит, начисленная амортизации на них в расходы ФЛП-общесистемщика не попадает.

На наш взгляд, это не так. Согласно УКТ ВЭД, если транспортное средство является автомобилем, то, чтобы быть:

— грузовым автомобилем, нужно, чтобы он относился к одной из товарных позиций 8704 или 8709 согласно УКТ ВЭД,

— легковым — нужно иметь код 8703 согласно УКТ ВЭД.

А потому мы считаем, что только те автомобили, которые относятся к вышеупомянутым товарным позициям согласно УКТ ВЭД, являются ОС двойного назначения. Если же автомобиль имеет другой код, то он ни легковым, ни грузовым автомобилем не считается. Так, например, трактора имеют код 8701, грузовые седельные тягачи— код 8701 20, а полуприцепы, которые с тягачами работают в паре, — код 8716, и т. п.

Из этого следует, что все эти транспортные средства имеют код иной, нежели легковые и грузовые автомобили, а потому не являются ОС двойного назначения. То есть, на наш взгляд, амортизации, начисленной на них, место в расходах ФЛП-общесистемщика.

В то же время фискалы всегда были против того, чтобы в расходы попадала амортизация, начисленная на седельные тягачи и полуприцепы. Поэтому за амортизацию по таким транспортным средствам придется побороться. И делать это, наверное, придется в суде.

Что касается судебной практики, то она на сегодня не однозначна. Есть решения, в которых слуги Фемиды становятся на сторону ФЛП (постановление Восьмого апелляционного админсуда от 19.03.2019 г. по делу № 857/346/19**, решение Запорожского окружного админсуда от 22.01.2019 г. по делу № 280/4259/18***) и считают, что седельные тягачи и полуприцепы не являются ОС двойного назначения. Аргументы: седельные тягачи и полуприцепы имеют другой код согласно УКТ ВЭД, нежели грузовые и легковые автомобили.

** reyestr.court.gov.ua/Review/80761389

*** reyestr.court.gov.ua/Review/79578217

В то же время есть и решения, в которых суды запрещают амортизацию на такие ОС включать в расходы (постановления Восьмого апелляционного админсуда от 14.02.2019 г. № 857/4209/18// reyestr.court.gov.ua/Review/79997441, решение Волынского окружного админсуда от 03.04.2019 г. № 140/103/19//reyestr.court.gov.ua/Review/80923181).

Учитывая это, ФЛП-общесистемщику следует самому принять решение, относить ли амортизацию на негрузовые автомобили в расходы и вступать ли в спор с фискалами и надеяться на милость судов или смириться и попрощаться с такими расходами.

Как вариант, который может минимизировать потери, советуем ФЛП-общесистемщикам быть хитрее и сначала получить индивидуальную консультацию по этому поводу и, если она вам не понравится, обжаловать ее в суде. А если суд будет лояльным, то он заставит фискалов выдать вам правильное разъяснение, которое спасет вас от штрафов.

Такой вариант лучше, чем включать сразу амортизацию на «негрузовики» в расходы, а потом обжаловать свои действия в суде и в случае проигрыша попасть на штраф.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше