Темы статей
Выбрать темы

Трансфертный отчет: версия-2018

Войтенко Татьяна, налоговый эксперт
На пороге 1 октября — сакральная дата для трансфертников. До ее наступления они должны подать налоговикам Отчет о контролируемых операциях, которые были осуществлены ими на протяжении 2018 года. Причем — по обновленной форме. Предлагаем анализ ключевых моментов, связанных с подачей этого Отчета.

По какой форме и когда подают Отчет о КО?

Форма Отчета о контролируемых операциях (Отчет о КО) и Порядок его составления (Порядок № 8) утверждены приказом Минфина от 18.01.2016 г. № 8.

С 09.08.2019 г. заработали изменения, которые Минфин внес в форму Отчета о КО и Порядок № 8 своим приказом от 10.06.2019 г. № 242. Таким образом, с этой даты (но после появления электронной формы) Отчет о КО за 2018 год заполняют и подают по обновленной форме. Тем же, кто успел отчитаться до 9 августа по старой форме, переподавать Отчет о КО не нужно — он считается действительным. Об этом главные налоговики проинформировали в письме ГФСУ от 23.08.2019 г. № 27465/7/99-99-15-02-01-17.

На всякий случай уточним, что Отчет о КО подают исключительно в электронной форме (п.п. 39.4.2 НКУ). Это единственный способ подачи данного Отчета. Возможности подать Отчет о КО на бумаге НКУ не предусматривает.

Отчетным периодом для целей налогового контроля за трансфертным ценообразованием назначен календарный год (п.п. 39.4.1 НКУ).

Предельный срок подачи Отчета о КО за 2018 год — 30 сентября 2019 года (понедельник). Ведь подать его плательщики обязаны до 1 октября года, следующего за отчетным (п.п. 39.4.2 НКУ).

Заметьте! 1 октября — это еще и предельная дата подачи уточняющего расчета к прибыльной декларации за предыдущий отчетный 2018 год для осуществления самостоятельной корректировки по ст. 39 НКУ без 3 % самоштрафа (п. 50.1 НКУ).

Кто подает Отчет о КО?

Подавать Отчет о КО обязаны плательщики налога на прибыль, которые в 2018 году осуществляли контролируемые операции (п.п. 39.4.2 НКУ). А вот плательщикам единого налога и всем другим неплательщикам налога на прибыль можно не волноваться — им Отчет о КО не грозит (см. письма ГФСУ от 03.06.2019 г. № 2517/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 21.03.2018 г. № 1153/6/99-99-15-02-02-15/ІПК). Разумеется, за те периоды отчетного года, когда они не пребывали в рядах прибыльщиков. То есть трансфертные заморочки касаются исключительно плательщиков налога на прибыль и только тех из них, кто осуществлял подконтрольные операции.

При этом контролируемыми считают операции, перечисленные в пп. 39.2.1.1 и 39.2.1.5 НКУ (с кем именно, скажем чуть ниже), если они соответствуют одновременно двум критериям (п.п. 39.2.1.7 НКУ):

1) стоимостномугодовой доход плательщика от всех видов деятельности (за вычетом косвенных налогов) превышает 150 млн грн. по данным бухгалтерского учета за 2018 год;

2) контрагентскомуобъем контролируемых хозяйственных операций плательщика с каждым отдельным контрагентом (без учета косвенных налогов) превышает 10 млн грн. по данным бухучета за налоговый (отчетный) год.

То есть для того, чтобы признать хозяйственную операцию контролируемой,

используют данные бухучета за соответствующий отчетный (налоговый) год, в котором проводились такие хозоперации

Читайте по этому вопросу Обобщающую налоговую консультацию (ОНК), утвержденную приказом Минфина от 14.11.2018 г. № 887.

А вот для анализа контрагентского показателя объем хозопераций рассчитывают по ценам, которые соответствуют принципу «вытянутой руки» (п.п. 39.2.1.9 НКУ). Проще говоря, при тестировании 10-миллионного критерия объем хозопераций с каждым контрагентом определяют исходя из цен, соответствующих принципу «вытянутой руки». В свою очередь, хозяйственными для трансфертного ценообразования (а значит, контролируемыми) считают только те операции, которые могут повлиять на прибыльный объект (п.п. 39.2.1.4 НКУ).

Соответственно, если величина общего объема доходов* за 2018 год меньше или равна 150 млн грн., то операции такого плательщика (независимо от их вида и суммы) не считают контролируемыми.

* Рассчитывают как сумму показателей строк 2000, 2120, 2200, 2220 и 2240 Отчета о финансовых результатах (Отчета о совокупном доходе) по форме № 2.

Если же доход за 2018 год больше упомянутой цифры, но суммарный оборот контролируемых операций с любым из соответствующих контрагентов не превысил в таком отчетном году 10 млн грн., «трансферт» предприятию также не грозит.

А вот когда оба критерия соблюдаются (общий доход превышает 150 млн грн. и сумма хозопераций с конкретным контрагентом выше 10 млн грн.), от подачи Отчета о КО не отвертеться.

Как рассчитать сумму годового дохода, см. в письмах ГФСУ от 05.08.2019 г. № 3638/6/99-99-31-02-01-15/ІПК, от 29.05.2018 г. № 2355/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 17.04.2018 г. № 1687/6/99-99-15-02-02-15/ІПК. Там же налоговики указывают, что при расчете стоимостного критерия учитывают и курсовые разницы. Но в объем операций с контрагентом (в 10 млн грн.) их не включают.

При этом комиссионер не признает доходом сумму поступлений от других юридических лиц по договору комиссии в пользу комитента (см. письмо ГФСУ от 15.05.2018 г. № 2168/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

Для расчета годового дохода и объема контролируемых операций с каждым контрагентом не учитывают косвенные налоги. Налоговики называют три вида косвенных налогов, взимаемых в Украине: НДС, акцизный налог и таможенную пошлину (см. письмо ГФСУ от 14.04.2016 г. № 13362/7/99-99-19-02-02-17).

Какие операции и с кем контролируют?

Трансфертно-подконтрольные хозяйственные операции названы в п.п. 39.2.1.1 НКУ. Это хозоперации:

1) со связанными лицами — нерезидентами, включая случаи из п.п. 39.2.1.5 НКУ (п.п. «а»). При этом признаки связанности определяют по п.п. 14.1.159 НКУ;

2) сферы ВЭД по продаже и/или приобретению товаров и/или услуг через комиссионеров-нерезидентов (п.п. «б»);

3) с нерезидентами, зарегистрированными в низконалоговых странах, включенных в Перечень, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2017 г. № 1045 согласно п.п. 39.2.1.2 НКУ (п.п. «в»).

Учтите! Из Перечня № 1045 с 07.03.2018 г. исключены Грузия, Республика Эстония, Латвийская Республика, Республика Мальта и Венгрия (см. постановление КМУ от 31.01.2018 г. № 108), а с 25.04.2018 г. — Республика Болгария (см. постановление КМУ от 11.04.2018 г. № 295). Соответственно хозоперации с «нерезами», зарегистрированными в этих странах, совершенные с названных дат, не признают контролируемыми (см. БЗ 137.03, письма ГФСУ от 30.01.2019 г. № 324/6/99-99-15-02-02-15/ІПК и от 02.05.2018 г. № 12908/7/99-99-15-02-01-17). До таких дат — контролируемые.

Например, предприятие с годовым доходом за 2018 год в размере 180 млн грн. осуществляло хозоперации с несвязанным нерезидентом из Латвийской Республики. Общий объем хозопераций, осуществленных в течение 2018 года с этим нерезидентом, составил 37 млн грн. Из них в период с 01.01.2018 г. по 06.03.2018 г. — 12,5 млн грн. Такие хозоперации признают контролируемыми. Их отражают в Отчете о КО за 2018 год.

Другой пример. Предприятие в 2018 году осуществляло хозоперации с несвязанным нерезидентом из Грузии. Годовой доход плательщика за 2018 отчетный год также превысил 150 млн грн. При этом общий объем хозопераций, осуществленных в течение 2018 года с таким нерезидентом, достиг 18 млн грн. Но в период с 01.01.2018 г. по 06.03.2018 г. он составил всего лишь 7 млн грн. Эти хозоперации не признают контролируемыми;

4) с нерезидентами, которые не уплачивают налог на прибыль (корпоративный налог) и/или не являются налоговыми резидентами страны регистрации, с особыми организационно-правовыми формами (ОПФ) из Перечня, утвержденного постановлением КМУ от 04.07.2017 г. № 480 (п.п. «г»).

Если нерезидент с особой ОПФ в отчетном году уплатил налог на прибыль (корпоративный налог), то хозоперации с ним (при отсутствии критериев из пп. «а» — «в» п.п. 39.2.1.1 НКУ) признают неконтролируемыми. В подтверждение такой уплаты налоговики рекомендуют получить от нерезидента документ согласно п. 103.5 НКУ (см. письмо ГФСУ от 14.08.2017 г. № 21674/7/99-99-14-01-02-17). То есть по форме, утвержденной согласно законодательству соответствующей страны. Такой документ должен быть надлежащим образом легализован и переведен в соответствии с законодательством Украины.

Хотя, считаем, плательщик может самостоятельно выбрать другие способ и форму получения информации от нерезидента об уплате налога. Но тогда наверняка будут проблемы с фискалами…

Подают такой полученный от нерезидента документ об уплате налога по запросу контролеров и/или во время проведения документальных проверок;

5) между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине (в том числе внутрихозяйственные расчеты) (п.п. «ґ»).

Операции со связанными контрагентами-нерезидентами могут быть признаны контролируемыми независимо от страны их регистрации и ОПФ

Точно так же, несмотря на наличие или отсутствие связанности, хозоперации могут попасть под трансферт, если контрагент-нерезидент (1) зарегистрирован в одной из низконалоговых стран или же (2) у него особая ОПФ и при этом он не уплатил налог на прибыль (корпоративный налог).

Помните! Операции с резидентами ни при каких обстоятельствах под контролируемые не подпадают.

Каким постоянным представительствам грозит Отчет о КО?

За 2018 год контролируемость операций со своим нерезидентом впервые определяют их постоянные представительства в Украине. Для постпредставительств установлен всего один отдельный контрагентский критерий. Так объем хозопераций между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине за отчетный год по данным бухучета (за вычетом косвенных налогов) должен превышать 10 млн грн. (п.п. 39.2.1.7 НКУ). При этом совокупный годовой объем доходов постоянного представительства значения для трансферта не имеет.

То есть 150-миллионный критерий к операциям между нерезидентом и его постоянным представительством не применяется.

А вот внутрихозяйственные расчеты между нерезидентом и его постоянным представительством для контролируемости учитывают.

Внимание! Минфин выпустил ОНК, утвержденную приказом от 16.08.2019 г. № 345. В ней регулятор констатировал:

представительство нерезидента, которое (1) не соответствует признакам постоянного и которое (2) осуществляет деятельность исключительно подготовительного или вспомогательного характера для такого нерезидента, не признается плательщиком налога на прибыль по нормам НКУ. Операции такого «нерез»-представительства не являются контролируемыми для целей ст. 39 НКУ. Соответственно подавать по ним Отчет о КО ему не нужно;

2) средства, полученные от нерезидента на содержание постоянного представительства или предназначенные для перечисления им в пользу резидентов за предоставленные услуги/выполненные работы для нерезидента, являются хозоперациями для целей трансферта. Поэтому их в полном объеме учитывают при определении 10-миллионного критерия объема контролируемых хозопераций.

Что поменялось в форме Отчета о КО и Порядке № 8?

Форма Отчета о КО. Поправки, которым подверглась форма Отчета о КО, носят косметический характер. Так, в таблице «Загальні відомості про контрольовані операції» появилась новая строка «Разом». В ее графе 4 подводят итог общей суммы контролируемых операций, осуществленных в отчетном году со всеми контрагентами.

Порядок № 8.Здесь коррективы в основном обусловлены включением с 01.01.2018 г. в перечень подконтрольных хозопераций между нерезидентом и его постоянным представительством в Украине.

Так, измененный Порядок № 8 предписывает постоянному представительству в Украине при осуществлении хозопераций (в том числе внутрихозяйственных расчетов) со своим нерезидентом указывать полное наименование такого нерезидента (п.п. 1 п. 4 разд. IV Порядка № 8). Введен для них и новый код основания отнесения хозопераций к контролируемым — «050» (приложение 1 к Порядку № 8).

Кроме того, в приложении к Отчету о КО постоянное представительство:

в графу 3 вносит код типа предмета операции «208» при получении от нерезидента финансирования текущей деятельности (приложение 4 к Порядку № 8);

в графе 9 указывает код стороны операции: «145» — нерезидент, «146» — постоянное представительство нерезидента в Украине (приложение 5 к Порядку № 8);

в графах 14 и 15 записывает дату проведения соответствующей хозоперации (внутрихозяйственных расчетов), в частности дату получения финансирования его текущей деятельности (п. 18 разд. IV Порядка № 8);

в графе 16 проставляет «0» в случае, если нерезидент финансирует его текущую деятельность в денежной форме (п. 20 разд. IV Порядка № 8);

в графе 17 указывает сумму финансирования в валюте операции, опять же, если предметом контролируемой операции является финансирование нерезидентом текущей деятельности постпредставительства в денежной форме (п. 21 разд. IV Порядка № 8).

Уточнение для всех! Если контролируемая операция осуществлена без контракта (договора), то в графы 7 и 8 приложения к Отчету о КО вносят реквизиты документа, на основании которого проводилась такая операция (п. 12 разд. IV Порядка № 8).

Коды признаков связанности. Тремя новыми кодами признаков связанности лиц дополнено приложение 2 к Порядку № 8. Для юридических лиц это коды:

«508» — конечным бенефициарным собственником (контролером) таких юридических лиц является одно и то же физическое лицо;

«509» — полномочия единоличного исполнительного органа таких юридических лиц осуществляет одно и то же лицо.

Для юридического и физического лица код:

«515» — физическое лицо является конечным бенефициарным собственником (контролером) юридического лица.

В связи с этими нововведениями старые коды 508 — 512 и 513 — 515 в обновленной редакции приложения 2 к Порядку № 8 соответствуют кодам 510 — 514 и 516 — 518. Поэтому, заполняя приложение к Отчету о КО, нужно быть предельно внимательным и использовать современную версию кодов.

Также учтите! С 01.01.2018 г. уточнен критерий по размеру доли владения физлица корпоративными правами юридического лица в цепи. Теперь он зафиксирован в размере 20 % и более. До указанной даты такая величина должна была превышать 20 %.

При заполнении строки «Код ознаки пов’язаності особи» приложения к Отчету о КО с последним подают Информацию к приложению по установленной форме (кроме кодов 512 — 515 и 517 — 518). В Информации о связанности лиц указывают номер приложения, к которому она предоставляется (п.п. 7 п. 4 разд. IV Порядка № 8). То есть Информацию заполняют только в отношении контрагентов, которые являются связанными лицами с плательщиком.

Приложение по-прежнему заполняют отдельно на каждого контрагента, с которым в отчетном году плательщик осуществлял контролируемые операции. Соответственно количество приложений к Отчету должно равняться количеству подконтрольных контрагентов — сторон контролируемых операций.

Отчет по бухучету или по принципу «вытянутой руки»?

В Отчет о КО включают всю информацию о контролируемых операциях, осуществленных плательщиком в отчетном 2018 году. Методология его заполнения приведена в Порядке № 8.

Дату совершения контролируемой операции определяют по дате перехода права собственности на товары или на дату составления акта или другого документа, подтверждающего выполнение работ / предоставление услуг (п. 18 разд. IV Порядка № 8). Именно дату перехода права собственности на товар, определенную согласно условиям договора (контракта) на поставку товара и подтвержденную первичными документами, указывают в графах 14, 15 приложения к Отчету о КО (см. письмо ГФСУ от 29.03.2019 г. № 1357/6/99-99-15-02-02-15/ІПК).

В какой сумме в Отчете о КО отражают контролируемые операции: по данным бухучета или согласно принципу «вытянутой руки»?

По нормам п. 20 разд. IV Порядка № 8 в графе 16 приложения к Отчету о КО проставляют цену (тариф) за единицу измерения предмета операции в валюте контракта (договора), указанную в первичных документах. А его п. 24 требует в графе 20 указывать общую стоимость контролируемой операции (за вычетом косвенных налогов) в гривнях, по которой она отражена в бухучете. Аналогично п. 4 разд. III Порядка № 8 обязывает в графе 4 основной части Отчета указывать по данным бухучета стоимостный показатель общей суммы контролируемых операций с каждым контрагентом.

Выходит, сумму контролируемых операций с одним контрагентом в Отчете о КО нужно отражать по данным бухучета и согласно первичным документам. К такому же выводу пришла ГФСУ в письме от 26.07.2019 г. № 3506/6/99-99-15-02-01-15/ІПК (ср. ). Хотя в другой своей консультации фискалы предлагают отражать стоимостные показатели в графе 4 основной части Отчета о КО и в графе 20 приложения к нему с учетом корректировки в соответствии с ценой (показателем рентабельности), которая соответствует принципу «вытянутой руки». Но при условии, что это не приведет к уменьшению суммы налога, подлежащего уплате в бюджет (см. письмо ГФСУ от 20.05.2019 г. № 2238/6/99-99-15-02-01-15/ІПК). Как видим, в среде налоговиков однозначности нет.

А если операция по поставке товара и возврат части этого товара состоялись в течение одного отчетного года? Тогда эти операции в Отчете отражают свернуто, т. е. стоимость поставки уменьшают на стоимость возвращенного товара (см. письмо ГФСУ от 01.07.2019 г. № 3009/6/99-99-15-02-01-15/ІПК).

Согласно п.п. 39.4.3 НКУ плательщики, осуществляющие контролируемые операции, должны вести и хранить трансфертную документацию. Поэтому одной только подачей Отчета дело может не ограничиться. Ведь налоговики не ранее 1 октября вправе направить запрос на представление им определенной трансфертной документации (п.п. 39.4.5 НКУ). Плательщику на это отведено 30 календарных дней со дня получения запроса (п.п. 39.4.4 НКУ).

Штрафы за неподачу Отчета о КО

Какими могут быть трансфертные штрафные санкции? Нынешний их уровень установлен п. 120.3 НКУ. Для отчетного 2018 года размер штрафов составляет:

528600 грн.за неподачу Отчета о КО;

1 % суммы незадекларированных контролируемых операций, но не более 528600 грн.;

3 % суммы контролируемых операций, по которым не подана трансфертная документация, но не более 352400 грн.;

8810 грн. за каждый день неподачи Отчета (уточняющего Отчета) и/или трансфертной документации по истечении 30 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока уплаты наложенного штрафа.

Уплата таких финсанкций (штрафов) не освобождает плательщика от обязанности подать Отчет о КО.Так что если у вас есть контролируемые операции, подайте Отчет хоть в каком-то виде. Затем, при необходимости, подадите его с пометкой «Уточнюючий».

Несвоевременная подача Отчета о КО влечет наложение штрафа (п. 120.4 НКУ):

1762 грн. за каждый календарный день просрочки подачи, а также несвоевременного декларирования контролируемых операций в случае подачи уточняющего Отчета, но не более 528600 грн.;

3524 грн. за каждый день просрочки подачи документации, но не более 352400 грн.

Учтите! Подача уточняющего Отчета не освобождает от ответственности, предусмотренной пп. 120.3 и 120.4 НКУ (см. письмо от 01.04.2019 г. № 1377/6/99-99-14-07-01-15/ІПК). Поэтому безопаснее задекларировать лишние контролируемые операции, чем недопоказать их.

выводы

  • Отчет о КО за 2018 год подают по обновленной форме, последний день — 30 сентября 2019 года. Кто успел отчитаться до 09.08.2019 г., по новой форме его не переподают.
  • Трансфертные заморочки касаются исключительно плательщиков налога на прибыль и только тех из них, кто осуществлял подконтрольные операции.
  • Впервые за 2018 год Отчет о КО подают постоянные представительства в Украине, которые со своим нерезидентом осуществляли хозоперации в объеме свыше 10 млн грн.
  • Сумму контролируемых операций с одним контрагентом в Отчете о КО Порядок № 8 предписывает отражать по данным бухучета и согласно первичным документам.
  • Штраф на неподачу Отчета о КО за 2018 год составляет 528600 грн.! Так что если у вас есть контролируемые операции, подайте его хоть в каком-то виде.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше