Темы статей
Выбрать темы

Калькуляция: что за документ?

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Роль калькулирования в деятельности производственного предприятия сложно переоценить. Сформировать адекватную цену, спрогнозировать прибыль, выявить перерасход сырья/материалов — с этими (и не только) задачами поможет справиться калькуляция себестоимости продукции (работ, услуг). А нужно ли составлять этот документ в бухучетных целях? И обязано ли предприятие предоставлять его фискалам при проверках? Об этом и поговорим.

Как мы уже сказали, калькулирование себестоимости готовой продукции является одной из важнейших задач в сфере управленческого учета предприятия. Достоверная информация о фактической себестоимости выпуска, нормативных и фактических затратах товарно-материальных ресурсов дает возможность принимать адекватные решения в сфере ценообразования, тем самым обеспечивая прибыльную деятельность предприятия. Так что вопрос о необходимости составления калькуляций (а в общепите еще и технологических карт, на основании которых составляют калькуляции) в управленческих целях не стоит.

Себестоимость калькулируют и при планировании производства, и по факту — уже после того, как продукция произведена (работа выполнена/услуга оказана).

Кроме того, необходимость составления калькуляций может быть обоснована и другими причинами. Например, без калькуляции торгово-промышленная палата не выдаст сертификат об украинском происхождении товара. Обязанность производителя предоставить калькуляцию может быть предусмотрена и договорными отношениями. Но нужны ли все эти в разных целях составленные плановые/фактические калькуляции бухгалтеру (а бухгалтеру общепита еще и технологические карты)?

Калькуляция — первичный документ?

Не секрет, что основанием для бухгалтерского учета хозяйственных операций являются первичные документы (ч. 1 ст. 9 Закона о бухучете*, п. 2.2 Положения № 88**). Другими словами:

* Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-ХIV.

** Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

1) отражению в бухгалтерском учете предприятия подлежат хозяйственные операции;

2) фиксируют их на основании первичных документов.

Поэтому необходимость составления калькуляций для бухцелей зависит от того, происходит ли в процессе калькулирования хозоперация и соответствует ли калькуляция понятию «первичный документ».

Напомним, что хозяйственной операцией считают факт предпринимательской или другой деятельности, влияющий на состояние имущества, капитала, обязательств и финансовых результатов. А первичным является документ, содержащий сведения о хозяйственной операции (п. 2.1 Положения № 88).

Сам по себе процесс калькулирования себестоимости (как плановой, так и фактической) готовой продукции (работ, услуг) никоим образом не влияет ни на состояние имущества и капитала предприятия, ни на его обязательства и финансовые результаты деятельности. А калькуляция — просто документ, в котором определена сумма затрат (плановая или фактическая) на производство единицы (группы единиц) изделий. Так что

калькулирование себестоимости не является хозяйственной операцией, а содержащая сведения об этом процессе калькуляция — НЕ первичный документ

Технологические карты аналогично — они первичным документом также не являются.

Хозяйственные операции предприятие осуществляет в процессе производства. Такие операции отражают в бухгалтерском учете на основании первичных документов, подтверждающих передачу материалов в производство, выпуск готовой продукции и пр.

О том, что калькуляция себестоимости продукции по своему назначению не соответствует признакам первичного документа, поскольку ею не фиксируются какие-либо хозяйственные операции, распоряжение или разрешение на проведение хозяйственной операции, в свое время говорил и Минфин (см. письмо от 15.02.2013 г. № 31-08410-07/23-357/246).

Да и суды подтверждают: калькуляции, лимитно-заборные карты, технологические карты, карты раскроя и т. п. не являются первичными документами в понимании Закона о бухучете (см., например, постановление ВС от 10.06.2019 г. по делу № 804/5840/16 // reyestr.court.gov.ua/Review/82294731). Правда, на наш взгляд, лимитно-заборные карты в этом перечне лишние. Они как раз являются первичным документом, который оформляют при отпуске ТМЦ в производство (п. 366 Методических рекомендаций по формированию себестоимости продукции (работ, услуг) в промышленности, утвержденных приказом Минпромполитики от 09.07.2007 г. № 373).

Безусловно, информация о себестоимости — это важная бухгалтерская информация. В бухучете она формируется на основании первичных документов, подтверждающих списание материалов в производство, начисление заработной платы производственных работников, начисление амортизации производственного оборудования и пр. Для того чтобы правильно классифицировать понесенные расходы, предприятие в учетной политике самостоятельно определяет перечень и состав статей калькулирования производственной себестоимости продукции (работ, услуг) (п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы», п. 2.1 Методрекомендаций № 635***). Но калькуляция себестоимости — это уже вторичный сводный документ****. Поэтому составлять ли отчетную калькуляцию, предприятие решает самостоятельно. Соответствующей обязанности у предприятия нет.

*** Методические рекомендации по учетной политике предприятия, утвержденные приказом Минфина от 27.06.2013 г. № 635.

**** Речь идет о фактической калькуляции. Плановая калькуляция вообще никакого отношения к процессу производства не имеет.

Предоставлять ли фискалам?

Для целей налогообложения плательщики обязаны вести учет доходов/расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения/налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухучета, финотчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законом (п. 44.1 НКУ).

Как мы уже выяснили, к первичным документам калькуляции/технологические карты не относят. Другими документами, которые связаны с исчислением/уплатой налогов, они тоже явно не являются (даже для минбазы по НДС себестоимость уже давно не ориентир). Поэтому

для целей налогообложения составлять калькуляции предприятие тоже не обязано

А значит, и предоставлять калькуляции контролерам оно не должно.

Правда, фискалы традиционно считают иначе. Они говорят: после начала проверки плательщик обязан предоставить документы, подтверждающие правильность декларирования показателей декларации и отчетов, в том числе калькуляцию себестоимости продукции, которая используется при ведении бухгалтерского и налогового учета и связана с начислением и уплатой налогов/сборов, исполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, и относится или связана с предметом проверки (см. письмо ГНСУ от 29.03.2013 г. № 1870/А/22-2314). Так что обосновывать отсутствие калькуляций (или отказ в их предоставлении контролерам), вполне возможно, придется в суде.

выводы

  • Калькуляция — не первичный документ. Для бухцелей составлять ее необязательно.
  • Предоставлять калькуляцию контролерам при проведении проверки предприятие не должно. Однако налоговики традиционно считают иначе.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше