Темы статей
Выбрать темы

Правовые принципы возврата товаров

Нестеренко Максим, налоговый эксперт
Во взаимоотношениях субъектов хозяйствования часто возникают обстоятельства, когда приобретенный товар покупатель возвращает обратно. Такая ситуация, безусловно, регулируется определенными правовыми нормами. Кроме того, существуют определенные учетные особенности возврата: для товаров в розничной торговле, для ОС, для МБП. Ну и, конечно, никуда не деться от вопросов об НДС-учете. Так что начинаем наше путешествие!

Причины возврата

Начнем с основного. Нормами действующего законодательства установлено, что продавец должен передать покупателю товар, качество которого соответствует условиям договора купли-продажи. В случае отсутствия в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для цели, с которой товар такого рода обычно используется (ст. 673 ГКУ, ст. 268 ХКУ).

Допустим, это требование ГКУ было нарушено, и покупателю передан товар ненадлежащего качества. При таких обстоятельствах покупатель (независимо от возможности использовать товар по назначению) имеет право требовать от продавца по своему выбору (ст. 678 ГКУ):

— пропорционального уменьшения цены;

— безвозмездного устранения недостатков товара в разумный срок;

— возмещения расходов на устранение недостатков товара.

А если покупатель обнаружил существенное нарушение требований по качеству товара?

Например, недостатки, которые нельзя устранить, или недостатки, устранение которых связано с непропорциональными расходами или затратами времени и т. п. При таких обстоятельствах покупатель имеет право по своему выбору:

— отказаться от договора и требовать возврата уплаченных за товар денег;

— требовать замены товара.

Также возврат товара возможен в ситуации, когда:

— продавец передал некомплектный товар и недоукомплектовал его в разумный срок (ч. 2 ст. 684 ГКУ);

— продавец передал товар (часть товара) не того ассортимента, который не соответствует условиям договора (ч. 2 ст. 672 ГКУ);

— продавец передал товар в количестве меньшем, чем установлено договором (ч. 1 ст. 670 ГКУ).

Наконец, если договором предусмотрена возможность покупателя в определенный срок возвращать товар, с которым все в порядке, — товар может быть в этот срок возвращен просто по «прихоти» покупателя*. Обратите внимание: это не касается покупателей — конечных потребителей. Для них возможность вернуть товар надлежащего качества в 14-дневный срок (за исключением товаров, приведенных в Перечне № 172) предусмотрена ст. 9 Закона № 1023.

* Об этом читайте в «Налоги и бухгалтерский учет», 2017, № 53, с. 16.

Как видим, возврат товара может сопровождаться разными вариантами действий продавца в зависимости от причины такого возврата и требований покупателя.

Сроки для предъявления требований

Конечно, определенную часть недостатков поставленного товара покупатель может обнаружить сразу. Однако, кроме этого, существуют недостатки, которые не могли быть обнаружены при обычном приеме товаров.

Законодательство определяет определенные сроки, в течение которых покупатель может обнаружить такие недостатки и предъявить требование продавцу. Сразу заметим: это — ориентировочные сроки, в договоре может быть установлен другой срок (ст. 680 ГКУ; ст. 269 ХКУ).

Для лучшего восприятия приведем эти сроки в таблице.

Сроки предъявления требований в связи с недостатками товара

Ситуация

Сроки предъявления требований

Покупателем обнаружены недостатки товара, гарантийный срок по которому НЕ установлен

Требование может быть предъявлено в пределах двух лет, а по недвижимому имуществу — в пределах трех лет со дня передачи товара покупателю

Покупателем обнаружены недостатки товара, гарантийный срок по которому установлен

Требование может быть предъявлено в связи с недостатками товара, которые были обнаружены в течение гарантийного срока

Покупателем обнаружены недостатки комплектующего изделия, на которое установлен меньший гарантийный срок, чем на основное изделие

Требование может быть предъявлено в связи с недостатками комплектующего изделия, которые были обнаружены в течение гарантийного срока, установленного на основное изделие

Статья 269 ХКУ устанавливает, что гарантийный срок годности и хранения товаров исчисляется со дня их изготовления. А вот гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня введения изделия в эксплуатацию, но не позднее одного года со дня получения изделия покупателем. Относительно изделий народного потребления, которые реализуются через розничную торговлю, гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня розничной продажи вещи, если иное не предусмотрено стандартами, техническими условиями или договором.

Возврат услуг и работ — (не)возможно?

Возможно ли в процессе хозяйственной деятельности предприятия такое событие, как возврат услуг? По нашему мнению, нет. Ведь услуга после приобретения не остается у покупателя «на руках», а потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (ч. 1 ст. 901 ГКУ). Следовательно, уже потребленную услугу нельзя «потребить назад», а значит, такого явления, как «возврат услуг», на практике не существует

Статья 2 Закона об РРО допускает только два связанных с услугами случая, когда упоминается о возврате. Это: (1) возврат средств за непредоставленную услугу; (2) возврат средств при отказе от услуги. Это касается не только выплаты средств, которая проводится через РРО, но и любого возврата средств, перечисленных как аванс за непредоставленные услуги или услуги, от предоставления которых покупатель отказался. Других вариантов сочетания таких понятий, как «возврат» и «услуга», не существует.

Внимание! Не перепутайте услугу с работами. Если услуга потребляется в процессе предоставления, то при выполнении работ заказчику передается результат таких работ (ч. 2 ст. 837 ГКУ). И если такие работы можно «отделить», результат этих работ заказчик может вернуть подрядчику. Правовые принципы для этого можно найти в ст. 858 ГКУ.

В ч. 1 ст. 858 ГКУ указано: если работа произведена подрядчиком с отступлениями от условий договора, которые ухудшили работу, или с другими недостатками, которые делают ее непригодной для использования, заказчик имеет право, если иное не установлено договором или законом, по своему выбору требовать от подрядчика:

— безвозмездного устранения недостатков в работе в разумный срок;

— пропорционального уменьшения цены работы;

— возмещения своих расходов по устранению недостатков, если право заказчика устранять их установлено договором.

А если отступления от условий договора подряда или другие недостатки в работе существенны и не могут быть устранены, или не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, заказчик имеет право отказаться от договора и требовать возмещения убытков (ч. 3 ст. 858 ГКУ).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше