Темы статей
Выбрать темы

Нью-финмониторинг и прочие радости

Амброзяк Наталья, юрист
Совсем скоро, 28 апреля, вступит в силу новый закон, направленный на борьбу с отмыванием доходов, — Закон № 361*. Он уже успел стать нашумевшим. И хотя негативных нововведений хватает, есть и позитивные. Взять хотя бы увеличение предельной суммы, вследствие чего больше операций выпадет из-под финмониторинга. Но не будем торопить события, а рассмотрим некоторые из нормативных новинок по порядку.

* Закон Украины от 06.12.2019 г. № 361-IX.

Операции под финмониторингом

Уверены, что вы знаете: если сумма средств, проводимая, к примеру, через банк, превышает определенный порог, то такая операция подпадает под финмониторинг. Далее финучреждение может запросить подтверждающие документы или вовсе отказаться от проведения этой операции (об этом поговорим позже).

Сейчас такой порог составляет 150 тыс. грн. С 28 апреля Закон № 361 (ст. 20) его повысит.

Под финмониторинг будут попадать операции в сумме 400 тыс. грн и выше

Однако учтите: это не единственный критерий, по которому та или иная операция подпадает под мониторинг.

К слову, «финмониторинговая» сумма также влияет на ВЭД-операции (подробности читайте в статье «Валютные изменения: 400 тыс. вместо 150» этого номера).

Также изменилась пороговая сумма для некоторых операций, по которым финучреждение обязательно должно запрашивать дополнительные документы (проводить идентификацию и верификацию клиента).

Так, например, можно будет без каких-либо проблем осуществлять (ст. 11 Закона № 361):

— переводы (в том числе и международные) без открытия счета на сумму, не превышающую 30 тыс. грн (сейчас — 15 тыс. грн);

— разовые финоперации без заключения договора с банком (установления деловых отношений) на сумму, не превышающую 400 тыс. грн (сейчас — 150 тыс. грн).

Но помните: если банк заподозрит в вашей операции признаки отмывания доходов — он будет запрашивать дополнительные документы, даже если вы вписываетесь в указанные выше предельные суммы.

Бухгалтеры будут «стучать»?!

Действительно, среди субъектов первичного финмониторинга (т. е. тех, кто должен контролировать финоперации и сообщать «куда следует») есть (ч. 2 ст. 6 Закона № 361):

— бухгалтеры и хозсубъекты, предоставляющие бухуслуги;

— аудиторы;

— хозсубъекты, консультирующие по вопросам налогообложения;

— хозсубъекты, предоставляющие юридические услуги;

— лица, предоставляющие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юрлицами;

— хозсубъекты, предоставляющие посреднические услуги в операциях по купле-продаже недвижимости, а также хозсубъеткы, консультирующие за вознаграждение по поводу такой купли-продажи.

Все они объединяются в одну группу — специально определенные субъекты первичного финмониторинга.

Но, во-первых, эти субъекты (включая бухгалтеров) и сегодня являются первичными субъектами финмониторинга.

Во-вторых, бухгалтеров, работающих по найму (т. е. в рамках трудовых отношений), это вообще не касается — они не субъекты финмониторинга.

В-третьих, перечисленные субъекты выполняют не все функции финмониторинга и не всегда.

Закон № 361 в ст. 10 определяет особенности деятельности специально определенных субъектов первичного финмониторинга. Напомним: бухгалтеры, не работающие по трудовому договору, туда попадают. Хотя отдельно в ст. 10 Закона № 361 они и не упоминаются.

Перечисленные выше спецсубъекты не должны регистрировать и хранить информацию о пороговых финоперациях (т. е. тех, которые превышают 400 тыс. грн и отвечают признакам по ч. 2 ст. 8 Закона № 361), также не должны сообщать о них. Но должны сообщать о:

а) подозрительных финоперациях (деятельности) или попытках их проведения — немедленно после возникновения подозрения или достаточных оснований для подозрения. Речь идет об операциях с подозрением на легализацию (отмывание) доходов, финансирование терроризма или оружия массового уничтожения. Хотя такие подозрения нужно подкрепить документами, обоснованными выводами и иной информацией;

б) расхождении между сведениями о бенефициарах клиента в ЕГР** и полученной в результате проверки клиента информацией — не позднее 10 рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором выявили расхождения. Как видите,

** Единый государственный реестр юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

бухгалтер — не наемный работник должен сообщать информацию, но при этом нужно иметь доказательства

Нет доказательств — нет и уведомления о подозрительных операциях и расхождениях в данных о бенефициарах.

Важно! Нотариусы, адвокаты (в том числе адвокатские объединения и бюро), хозсубъекты, оказывающие юруслуги, могут не сообщать о своих подозрениях, если они оказывают услуги по защите своего клиента, представляют его интересы в суде, консультируют по защите и представительству такого клиента (ч. 3 ст. 10 Закона № 361).

Перечисление денег и финмониторинг

Как вы знаете, попадание финоперации под мониторинг — не самая приятная процедура. Как и сейчас, банк может реагировать на такие операции:

1) приостановкой конкретных подозрительных финопераций (если такая операция содержит признаки уголовного правонарушения — обязаны это сделать).

Максимальный срок такой приостановки с 28 апреля — 7 рабочих дней (сейчас — 5);

2) приостановкой расходных операций.

Максимальный срок приостановки с 28 апреля — 7 рабочих дней (сейчас — 5);

3) отказом от деловых отношений с клиентом и от его обслуживания.

Причем сейчас, например, банк имеет право это сделать, когда клиенту присвоена недопустимо высокая степень рисковости (решение здесь принимает банк на основании риск-ориентированного подхода). А с 28 апреля банк обязан отказаться от обслуживания такого клиента.

Обратите внимание: на сегодня вопрос с проведением операции, которая, по мнению того или иного банка, является подозрительной, может решиться обращением в другой банк.

Но со дня вступления в силу Закона № 361 разрешение этой проблемы затруднится, поскольку банки и другие финучреждения смогут обмениваться информацией о подозрительных клиентах (ч. 2 ст. 15 Закона № 361).

С 28 апреля к списку способов реагирования добавится еще так называемая заморозка активов, связанных с терроризмом и его финансированием, распространением и финансированием оружия массового уничтожения (ст. 22 Закона № 361).

Речь идет о запрете на перечисление, конвертирование, размещение и движение таких преступных активов.

Однако эти меры грозят только тем, кто будет включен в специальный перечень. Порядок его формирования будет установлен КМУ.

Конечно, это далеко не все новинки. Бенефициары заслуживают отдельной статьи. Поэтому о них мы поговорим уже в одном из следующих номеров.

В остальном же есть как позитивные, так и негативные стороны.

Посмотрим, как все это «великолепие» будет работать на практике.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше