Темы статей
Выбрать темы

Лимит кассы: за превышение не карают?

Павленко Алексей, налоговый эксперт
Многих наших читателей интересует, какая их ожидает ответственность в случае превышения установленного лимита кассы. По-видимому, такой интерес подпитывается тем, что в последнее время на этот счет появилось разъяснение налоговиков и разнообразные толкования и материалы, которые косвенно касаются этого вопроса. Итак, выскажем свое мнение.

Сначала был Указ (№ 436)

В п. 56 Положения 148* указано, что руководители предприятий несут ответственность за соблюдение требований этого Положения по установлению лимита остатка наличных в кассе и за достоверность показателей в расчете лимита. Об ответственности за несоблюдение установленного лимита четко ничего не сказано. Но согласно п. 46 Положения № 148 руководители хозсубъектов несут ответственность за нарушение порядка ведения операций с наличностью в установленном законодательством порядке.

* Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 29.12.2017 г. № 148.

Об Указе. Что касается ответственности хозсубъектов, то здесь до определенного времени царствовал Указ Президента «О применении штрафных санкций за нарушение норм по регулированию обращения наличности» от 12.06.95 г. № 436/95 (далее — Указ № 436). Напомним, что абзацем вторым ч. 1 Указа № 436 был установлен штраф за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах — в двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной наличности за каждый день.

Но на радость бухгалтерского (и не только) сообщества 23 июня прошлого года Указ № 436 вместе с его штрафами канул в Лету. Он был «похоронен» Указом Президента от 20.06.2019 г. № 418/2019.

После отмены Указа № 436, на наш взгляд, санкций именно за превышение лимита кассы не существует вообще

Нелегитимность Указа и штраф за сверхлимит. Здесь напомним вам о недавних судебных решениях по поводу нелегитимности (задним числом) Указа № 436 во всем периоде его действия! Мы имеем в виду постановление Большой Палаты ВС от 20.05.2020 г. № 11-1160апп19 по делу № 1340/3510/18 (reyestr.court.gov.ua/Review/90021610 // «Налоги & бухучет», 2020, № 57, с. 30). См. также по этому вопросу постановление ВС от 04.09.2020 г. № К/9901/19649/18, К/9901/19650/18 по делу № 814/3845/15 (reyestr.court.gov.ua/Review/91379365).

Но отметим, что эти выводы судей ВС касаются только абзаца третьего ч. 1 этого Указа. То есть только 5-кратного штрафа за неоприходование, неполное и/или несвоевременное оприходование в кассах наличности! А вот в отношении незаконности в периоде действия Указа № 436 применения 2-кратного штрафа за превышение лимита кассы (предусмотренного абзацем вторым ч. 1 этого Указа) аналогичный вывод — под большим вопросом…

Новые придумки фискалов

Конечно, фискалов никак не устраивает отсутствие хоть какого-то наказания за сверхлимитное хранение наличности в кассе. И они никак не успокоятся и выдумывают очередные страшилки.

Яркий пример этому — свежая консультация в категории 109.16 БЗ. В ней главные мытари дают ответ на вопрос: предусмотрена ли ответственность за превышение установленных лимитов остатка наличности в кассах предприятия?

И здесь они с какого-то перепуга ухватились за админсанкцию, предусмотренную в ст. 1644 КУоАП за нарушение сроков, установленных правилами расчетов и ведения кассовых операций для сдачи выручки торговыми предприятиями всех форм собственности**, которые осуществляют реализацию товаров за наличные.

** То есть к ФЛП данная статья КУоАП вообще неприменима.

Размер штрафа на лиц, ответственных за сдачу выручки, там установлен не очень-то и большой: 289 — 1496 грн. Но за те же действия, совершенные на протяжении года после наложения этого штрафа, размер уже более жесткий: 731 — 2975 грн.

Фискалы в этой консультации делают вывод, что за нарушение сроков сдачи наличной выручки торговыми предприятиями всех форм собственности, установленных Положением № 148, которое приводит к превышению установленных лимитов в кассах, к должностным лицам, ответственным за сдачу выручки, действующим законодательством предусмотрен административный штраф в размерах, определенных ст. 1644 КУоАП.

То есть здесь как-то перепутаны причина и следствие. Ведь у фискалов спросили, предусмотрена ли ответственность за сверхлимит? А они ответили, что предусмотрена ответственность за несвоевременную сдачу выручки, которая приводит к сверхлимиту. Написали бы честно, что теперь ответственности нет, а то начинают как-то смешно пугать косвенными санкциями…

Дееспособность санкции. Кстати, эта санкция из КУоАП вообще какая-то странная и недееспособная. Ведь

в соответствии со ст. 255 и 222 КУоАП составлять протоколы и принимать решение о наложении такого штрафа по ст. 1644 КУоАП должны только органы Нацполиции

Честно говоря, от наших читателей не поступало ни одной информации относительно случаев, когда полиция проверяет своевременность сдачи выручки да еще и применяет этот админштраф. Конечно, фискалы могут о таких фактах сообщить в полицию, но последняя не очень-то стремится этот штраф применять.

В письме Нацполиции от 24.05.2016 г. № 4924/39/03-2016, посвященном этому штрафу, указано, что рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право работники органов и подразделений Национальной полиции, которые имеют специальные звания. И что в 2014 году протоколы по ст. 1644 КУоАП органами МВД не составлялись; в 2015 году составлен 1 протокол; за 4 месяца 2016 года — 4!.. Судя по всему, сейчас ситуация с применениям полицией этой санкции на практике не очень-то продвинулась...

Другие санкции?

Никаких санкций за сверхлимитные остатки наличности в кассе в КУоАП и других нормативах нами не найдено.

Здесь отдельно отметим, что админсанкции, предусмотренные в ст. 16315 КУоАП, к нарушениям кассовых лимитов никаким боком не притянуть. Ведь фискалы это уже давно бы попробовали сделать, но они только играются со ст. 1644 КУоАП ☺.

Посудите сами: ст. 16315 КУоАП предусматривает санкции за нарушение порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги), в том числе за превышение предельных сумм расчетов наличностью, несоблюдение установленных законодательством требований относительно обеспечения возможности расчетов за товары (услуги) с использованием электронных платежных средств. А наличие сверхлимитных остатков наличности в кассе ни при какой фантазии не может считаться нарушением порядка проведения наличных расчетов за товары (услуги).

Кстати, считаем, что этот штраф не стоит притягивать и к фактам неоприходования (неполного) оприходования наличности. Однако здесь некоторую неоднозначность внесли судебные решения с разным толкованием ст. 16315 КУоАП***...

*** См. «Налоги & бухучет», 2020, № 57, с. 30, а также: reyestr.court.gov.ua/Review/86432312

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше