Темы статей
Выбрать темы

Даты отгрузки и получения товара не совпадают: когда отражать НК?

Алешкина Наталья, налоговый эксперт
Поставщик отгрузил товар 30 ноября, а фактически доставил его в декабре. Расходная накладная (РН) на товар датирована 30.11.2020 г., а в товарно-транспортной накладной (ТТН) указана дата получения товара — 01.12.2020 г. В каком месяце покупатель может воспользоваться налоговым кредитом (НК) — в ноябре или декабре (первое событие — отгрузка товара)?

Из вопроса видно, что обязанность по доставке товара возложена на поставщика. Именно в этом случае дата отгрузки товара со склада поставщика может не совпадать с датой получения товара покупателем.

Сразу скажем: в этой ситуации поставщик должен составить налоговую накладную (НН) 30 ноября. А первый отчетный период, в котором у покупателя возникает право на НК (при условии регистрации НН в ЕРНН) — это, по нашему мнению, период получения товара покупателем, т. е. декабрь. А теперь по порядку.

Поскольку право на НК покупателя подтверждает, в частности, НН, составленная и зарегистрированная в ЕРНН поставщиком — плательщиком НДС (п. 201.10 НКУ), важно правильно определить дату составления такой НН.

Дата НО. Если первое событие — отгрузка товара (как в нашем случае), то по общему правилу НО по НДС у поставщика возникают на дату отгрузки (п. 187.1 НКУ). Под отгрузкой фискалы понимают начало процесса физического перемещения товара от места его постоянного нахождения/хранения у поставщика. Причем дата возникновения НО у продавца не зависит от даты перехода права собственности на товар (письмо ГНСУ от 04.09.2020 г. № 3698/ІПК/99-00-05-06-02-06).

То есть датой возникновения НО по НДС считают дату, на которую приходится начало передачи товара от поставщика покупателю либо организации, осуществляющей доставку этого товара. Дата составления НН должна соответствовать дате оформления ТТН, которая, по идее, должна совпадать с датой составления РН. В нашем случае это 30 ноября, а значит, НО поставщик покажет в НДС-декларации за ноябрь.

Дата НК. Если первое событие — отгрузка, датой возникновения права покупателя на включение сумм НДС в состав НК является дата получения товара, что подтверждено НН (п. 198.2 НКУ). Считаем, безопаснее определять дату получения товара, ориентируясь на момент перехода права собственности на товар к покупателю. Как правило, этой же датой поставщик отражает доходы в бухучете. В таком случае ТТН и РН составляют в день отгрузки товара, а уже дополнительно в них проставляют дату получения товара по факту. Проецируя на наш случай, право на НК у покупателя наступит 1 декабря при наличии НН, зарегистрированной в ЕРНН. Соответственно, отразить НК покупатель может в НДС-декларации за декабрь.

Впрочем, учитывая, что активами являются ресурсы, контролируемые предприятием (п. 3 разд. I НП(С)БУ 1 «Общие требования к финансовой отчетности»), возможен и другой подход. Так, если вы решите, что в момент передачи товаров перевозчику (30 ноября) условие контроля соблюдается, значит, можно считать товар полученным и отражать НК уже в ноябре*.

* Подробнее об НО по НДС продавца и НК покупателя, если даты отгрузки и получения товаров не совпадают, читайте в «Налоги & бухучет», 2019, № 78, с. 2.

Налоговики к этому вопросу тоже подошли лояльно. В подобной ситуации они говорят, что покупатель имеет право на НК уже на дату отгрузки продавцом товара, что подтверждено первичным документом, независимо от даты подписания такого документа. То есть позволяют покупателю отразить НК уже в том отчетном периоде, в котором у поставщика возникли НО и составлена НН (в случае ее своевременной регистрации в ЕРНН) (см. письмо ГНСУ от 25.09.2020 г. № 4026/ІПК/99-00-05-06-02-06).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше