Темы статей
Выбрать темы

Новогодние акции: скидки и подарки покупателям

Свириденко Алла, налоговый эксперт
Под Новый год нужно порадовать подарками не только работников и их детей, но и, конечно же, своих покупателей. А что для них самый лучший подарок? Естественно, разного рода акции с предоставлением скидок на товары и раздачей подарков. Как показать результаты таких акций в учете продавца, давайте разбираться вместе.

Новогодние скидки

Бухучет. Предоставление покупателям скидок при проведении новогодних акций и распродаж предполагает уменьшение цены товара еще до или в момент его продажи. То есть акционный товар продается по уже сниженной цене. Именно поэтому никаких специальных записей для отражения скидки в бухучете не существует. Просто на дату отгрузки товаров отражают доход от их реализации за минусом скидки (Кт 702 «Доход от реализации товаров»). Одновременно с признанием дохода списывают себестоимость реализованных товаров (Дт 902 «Себестоимость реализованных товаров»).

Немного сложнее с учетом скидок дела обстоят на предприятиях розничной торговли, которые ведут учет товаров по продажным ценам. Они передают товары на реализацию по продажной стоимости, включающей сумму торговой наценки. В результате предоставления скидки товар реализуется по меньшей стоимости, а значит, будет реализована не вся начисленная торговая наценка.

В этом случае сумму наценки, которая приходится на реализованный товар, определяют по формуле:

ТНреал = (Треал + Сск) х Ср. % ТН : 100 %,

где ТНреал — сумма торговой наценки, которая приходится на реализованные в отчетном месяце товары;

Треал — фактическая стоимость проданных в отчетном месяце товаров (в размере поступившей выручки);

Сск — сумма скидок;

Ср. % ТН — средний процент торговой наценки.

Списание суммы скидки показывают в общей сумме реализованной торговой наценки записью: Дт 282 — Кт 285 методом «красное сторно» или обратной записью: Дт 285 — Кт 282.

Налог на прибыль. Абсолютно все предприятия (и малодоходники, и высокодоходники) отражают предоставление скидки по бухучетным правилам. То есть сумма дохода за минусом скидки увеличивает финрезультат до налогообложения, а себестоимость реализованных товаров уменьшает финрезультат. Никаких дополнительных корректировок на налоговоприбыльные разницы делать не нужно.

НДС. При продаже товаров со скидкой НДС-обязательства начисляют в общем порядке.

Базой налогообложения является продажная стоимость товаров с учетом скидки

Именно поэтому в графе 7 налоговой накладной (НН) на поставку товаров со скидкой указывают конечную цену уже с учетом скидок. Отдельно скидки в НН не приводят (см. 101.16 БЗ).

Но все же не забывайте, что база обложения НДС не должна быть ниже цены приобретения товаров (обычной цены — для самостоятельно изготовленных товаров/услуг) (абзац второй п. 188.1 НКУ). То есть при начислении НДС обязательно сравнивайте цену реализации товаров с ценой их приобретения.

Если вдруг выше оказывается цена приобретения, на сумму превышения нужно доначислить НДС-обязательства записью: Дт 949 «Прочие расходы операционной деятельности» — Кт 641/НДС. На эту сумму продавец выписывает отдельную налоговую накладную (НН) с типом причины «15».

НДФЛ и ВС. Доход, полученный как допблаго в виде суммы скидки обычной цены (стоимости) товаров (работ, услуг), индивидуально предназначенной для плательщика налога, попадает в налогооблагаемый доход физлица на основании п.п. «е» п.п. 164.2.17 НКУ.

Получается, сумма скидки является объектом обложения НДФЛ (и соответственно ВС), только если она является индивидуальной и распространяется на конкретного налогоплательщика.

Понятно, что при проведении новогодних акций и распродаж скидки распространяются абсолютно на всех покупателей на равных условиях (то есть они не имеют индивидуального характера). А значит,

суммы новогодних скидок не увеличивают налогооблагаемый доход физлиц-покупателей, а потому не являются объектом обложения НДФЛ и ВС

Позволяют не облагать скидки, предоставляемые неограниченному кругу лиц, и налоговики (см. письмо ГФСУ от 08.04.2016 г. № 3614/Ф/99-99-17-03-03-14, 103.02 БЗ). Соответственно, в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за IV квартал 2020 года сумму новогодних скидок покупателям не показывают.

Пример 1. Магазин в декабре 2020 года проводит предновогоднюю рекламную акцию, в ходе которой с 25 по 31 декабря всем покупателям предоставляется скидка на весь ассортимент товаров в размере 10 %.

Стоимость остатков товаров на начало месяца составила 358600 грн (Дт 282). Сумма торговой наценки в остатках товаров (Кт 285) — 107580 грн.

В декабре 2020 года магазин приобрел товары на сумму 150120 грн (в том числе НДС 20 % — 25020 грн). Продажная стоимость приобретенного товара — 178714,29 грн.

Стоимость реализованного товара по розничным ценам (без учета скидки) — 296000 грн, в том числе стоимость товаров, проданных в период проведения акции, с 25 по 31 декабря — 65500 грн. Сумма скидки составила 6550 грн.

Средний процент торговой наценки — 30 %.

В кассу поступила выручка в сумме 289450 грн (296000 - 6550).

Таблица 1. Учет продажи товаров со скидкой в розничной торговле

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Отражен доход от реализации товаров (с учетом скидки)

301

702

289450

2

Начислены НДС-обязательства

702

641/НДС

48241,67

3

Отражена сумма предоставленной скидки

285

282

6550*

4

Списана сумма реализованной торговой наценки

285

282

82250**

5

Отражена себестоимость реализованных товаров

902

282

207200***

* Эта сумма отражена отдельной строкой, чтобы показать размер скидки. На практике, как правило, скидку отдельно на счетах бухгалтерского учета не отражают, а списывают в общей сумме реализованной торговой наценки.

** Сумму торговой наценки, относящейся к реализованным товарам, рассчитываем так:

(289450 грн + 6550 грн) х 30 % : 100 % = 88800 грн.

Поскольку сумма скидки уже отражена в строке 3 таблицы, в строке 4 указываем разницу: 88800 грн - 6550 грн = 82250 грн.

*** Себестоимость реализованных товаров определяем как разницу между продажной стоимостью реализованных товаров (без учета скидки) и торговой наценкой, относящейся к реализованным товарам: 296000 грн - 88800 грн = 207200 грн.

Кстати сказать, подобный «скидочный» учет работает, например, при проведении таких популярных новогодних (и не только) акций, как «1+1=3» (три по цене двух), «1=2» (два по цене одного) или «2+1» (купите 2 товара и получите 1 в подарок). Как правило, в таких случаях дополнительную единицу товара не просто дарят, а показывают продажу всех товаров (двух, трех — в зависимости от условий проведения акции) со скидкой в размере стоимости дополнительной (подарочной) единицы.

Ну что ж, учет скидок мы с вами разобрали, а сейчас вкратце напомним правила учета разного рода подарков и бесплатных раздач.

Подарки и бесплатные раздачи

Бухучет. При бесплатной раздаче товаров выполняются критерии признания бухрасходов из пп. 5-6 НП(С)БУ 16 (ср. ). Ну а поскольку проведение подобных акций — не что иное, как рекламное мероприятие, то себестоимость подарков списывают в состав расходов на сбыт (Дт 93 «Расходы на сбыт»). Кроме того, на наш взгляд, в этом случае можно также использовать субсчет 949.

А вот доходов бесплатная раздача подарков не приносит (п. 5 НП(С)БУ 15).

Налог на прибыль. Налоговоприбыльный учет операций по бесплатной передаче товаров физлицам — плательщикам НДФЛ сводится к их отражению в бухучете. Причем при попадании в бухрасходы себестоимость подарочных товаров автоматически уменьшает объект обложения налогом на прибыль. Никаких налоговоприбыльных разниц по операции бесплатной передачи физлицам НКУ не предусматривает.

НДС. Рассматривая порядок начисления НДС при проведении разного рода рекламных мероприятий, налоговики обычно разъясняют так (см. письмо ГНСУ от 04.09.2020 г. № 3705/ІПК/99-00-05-06-02-06, 101.06 БЗ и т. д.):

— если стоимость бесплатно раздаваемых в рекламных целях товаров (услуг) включается в стоимость реализуемых товаров (услуг), то НДС-обязательства по п. 188.1 НКУ начислять не нужно. Ведь в таком случае нет отдельной операции поставки;

— если стоимость безвозмездно переданных товаров рекламного назначения не включается в стоимость продажи товаров (услуг), подлежащих налогообложению, то такая передача облагается НДС в общем порядке, т. е. исходя из минбазы, определенной п. 188.1 НКУ.

Получается, не начислять НДС-обязательства при раздаче новогодних подарков (в бухучете отнесенных в состав расходов на сбыт) можно только при условии документального подтверждения, что их стоимость попадает в продажную стоимость реализуемой продукции (услуг). По разъяснениям налоговиков, подтверждающим документом может быть калькуляция цены товаров/услуг, в которой отдельной статьей выделена стоимость бесплатно передаваемых в рамках рекламных акций товаров/услуг. Ну или любой другой документ, определенный учетной политикой предприятия (см. письмо ГНСУ от 25.05.2020 г. № 2183/6/99-00-07-03-02-06/ІПК).

Например, не нужно начислять НДС на стоимость подарков, если предприятие-продавец раздает их в рамках рекламной акции, которую проводит по договору на предоставление рекламных услуг с поставщиками этих товаров (см. письмо ГНСУ от 30.10.2020 г. № 4497/ІПК/99-00-05-06-02-06).

В противном случае начислить налоговые обязательства по НДС по п. 188.1 НКУ все же придется. Причем определять их нужно исходя из минбазы, т. е.: (1) цены приобретения (для покупных товаров/услуг) или (2) обычной цены (для самостоятельно изготовленных товаров/услуг).

Ну и, конечно же, не забывайте: при начислении минбазных НДС-обязательств по бесплатной передаче составляют две НН: одну — нулевую, а вторую — на сумму превышения цены приобретения/обычной цены над фактической (нулевой) ценой*.

* Подробнее о начислении НДС-обязательств при бесплатной передаче см. «Налоги & бухучет», 2020, № 71, с. 7.

Беспокоиться о компенсирующих НДС-обязательствах по п. 198.5 НКУ в любом случае не стоит

Ведь сами налоговики заявляют, что двойных налоговых обязательств быть не должно (см. письма ГНСУ от 03.07.2020 г. № 2676/6/99-00-05-06-02-06/ІПК и ГУ ГНС во Львовской обл. от 30.06.2020 г. № 2607/ІПК/13-01-04-01-10).

НДФЛ и ВС. НДФЛ и ВС — это налоги, которые удерживают с дохода, полученного конкретным физлицом. Потому-то для их удержания принципиальное значение имеет возможность определить конкретных получателей бесплатных товаров и точную сумму полученных ими доходов, т. е. персонификация. Если персонифицировать получателей дохода невозможно, тогда угроза НДФЛ/ВС не возникает.

И в БЗ на этот счет есть вполне адекватная консультация, в которой налоговики говорят об отсутствии базы для удержания НДФЛ/ВС при проведении рекламных акций среди неопределенного круга налогоплательщиков (см. 103.23 БЗ).

Вместе с тем, если в период проведения акции предоставляются подарки, получателями которых являются конкретные лица, их стоимость подлежит обложению НДФЛ и ВС. Конечно же, в таком случае придет на помощь и уменьшит налоговую нагрузку «подарочный» п.п. 165.1.39 НКУ (см. «Как стать Дедом Морозом, или Дарим подарки детям сотрудников» этого номера). Вряд ли вы будете раздавать направо и налево подарки стоимостью свыше 1180,75 грн. Но здесь есть и другой минус: стоимость подарка придется показать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за 4 квартал 2020 года. А значит, продавцу следует получить у одаренного покупателя регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика. А это довольно хлопотное дело.

ЕСВ. Его на стоимость новогодних подарков покупателям не начисляют, поскольку в рассматриваемом нами случае их раздают физлицам, не состоящим в трудовых отношениях с предприятием-дарителем.

Пример 2. Магазин проводит новогоднюю акцию: каждому покупателю беспроводных наушников чехол в подарок. Первоначальная стоимость чехла — 60 грн (в том числе НДС 20 % — 10 грн). За период проведения акции в декабре 2020 года в качестве подарка переданы 50 чехлов для наушников.

Таблица 2. Учет раздачи подарков покупателям

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция счетов

Сумма, грн

Дт

Кт

1

Списана себестоимость подарочных чехлов (50 грн х 50 шт)

93

281

2500*

2

Начислен НДС на стоимость подарков

(2500 грн х 20 % : 100 %)

949

641/НДС

500

* Поскольку стоимость каждого подаренного чехла в отдельности не превышает не облагаемую по п.п. 165.1.39 НКУ величину (в 2020 году 1180,75 грн), то ни НДФЛ, ни ВС с нее не удерживаем. Однако идентифицировать покупателей, а соответственно получателей подарков в данном случае не составит труда, и, значит, подарочный доход каждого счастливчика придется показать в Налоговом расчете по форме № 1ДФ за IV квартал 2020 года.

выводы

  • В бухгалтерском учете сумму скидки, предоставленной до или в момент продажи, не показывают.
  • НДФЛ и ВС удерживают из суммы скидки, предоставленной индивидуально конкретному покупателю-физлицу. Новогодние скидки, которые не имеют индивидуального характера, не являются объектом обложения НДФЛ и ВС.
  • При бесплатных раздачах НДФЛ и ВС удерживают, если есть персонификация, а стоимость неденежных подарков превышает 1180,75 грн (в расчете на месяц).
  • Операции по безвозмездной раздаче новогодних подарков покупателям облагают НДС по п. 188.1 НКУ исходя из минбазы. Компенсирующие НДС-обязательства по п. 198.5 НКУ не начисляют.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше