Темы статей
Выбрать темы

Выживает сильнейший! или Обжалуем отказы в регистрации НН/РК

Амброзяк Наталья, юрист
С механизмом блокировки НН/РК вы уже познакомились (надеемся, что только в теории). Настало время поговорить о жалобах и исках. В этой статье займемся наиболее урегулированной процедурой обжалования — обжалованием решения об отказе в регистрации НН/РК. На что следует обратить внимание? Есть ли здесь какие-то изменения? Ответы найдете в этой статье.

Как и ранее, сегодня существует два основных способа обжалования решения об отказе в регистрации НН/РК:

1) подача жалобы в административном порядке (вышестоящим налоговикам);

2) подача иска в админсуд.

Отдельно выделим жалобы в Совет бизнес-омбудсмена. Им мы уделять много внимания в этой статье не будем. Скажем лишь, что обратиться к бизнес-омбудсмену можно после попыток пройти процедуру админобжалования (п.п. 6.1.3 разд. 2 Регламента Совета бизнес-омбудсмена). Жалобу можно подать в бумажном виде или воспользоваться формой на сайте: boi.org.ua/complaint/online.

Теперь разберемся с остальными способами.

Жалуемся в административном порядке

Порядок подачи и рассмотрения жалоб в административном порядке (как и практически все блокировочные порядки) утвержден все тем же постановлением КМУ № 1165.

Куда подавать? В центральную комиссию при ГНСУ. Объясняется это тем, что сегодня решения о регистрации/отказе в регистрации НН/РК принимают исключительно региональные комиссии*.

* Подробнее о прохождении НН/РК через процедуру блокировки см. «Механизм блокировки НН/РК: общее» этого номера.

В какой форме? Здесь никаких изменений не произошло, кроме, пожалуй, номера бланка. Все так же

жалоба подается исключительно в электронном виде (форма F/J 1313203)

При этом должны соблюдаться требования об использовании электронной подписи, установленные в Законе № 2155, Законе № 851 и Порядке № 557.

К жалобе можно прилагать документы и пояснения. Поскольку ранее в самой форме было не так много места для пояснений, рекомендуем вам и сейчас добавлять их отдельным файлом. При этом в самой форме жалобы можно указать приблизительно следующее: «детально причини незгоди з рішенням комісії викладено у скарзі № ... від ... на ... аркушах (сканкопія додається)».

Рекомендации к содержанию такого дополнения для блокировки версии 2018 года в условиях нынешних блокировок НН/РК остаются актуальными. О них сможете прочесть в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 48, с. 28.

Конечно, если вы сможете уложиться в отведенный объем в форме, то можно этого и не делать.

В какие сроки? Срок подачи жалобы — 10 рабочих дней со дня, следующего за днем вступления в силу решения об отказе в регистрации НН/РК (п. 3 Порядка № 1165). Здесь несколько замечаний. Во-первых, напомним, что на сегодняшний день решение об отказе в регистрации НН/РК вступает в силу со дня его принятия (п. 12 Порядка № 520). Ранее, исходя из утратившего силу Порядка № 117, решение вступало в силу со дня внесения его в спецреестр.

Во-вторых, в п. 3 Порядка № 1165 есть прямая отсылка к ст. 56 НКУ. Но в п. 56.3 этой статьи указано, что сроки обжалования отсчитываются со дня, следующего за днем получения плательщиком решения. Поэтому возникает противоречие между Порядком № 1165 и НКУ, которое должно было бы решаться в пользу НКУ*. Но мы прекрасно понимаем, что руководствоваться будут именно п. 3 Порядка № 1165. Поэтому ориентир держите лучше на Порядок.

* Этим страдал и предыдущий порядок (см. в «Налоги и бухгалтерский учет», 2018, № 48, с. 28).

Сколько решений можно указывать в одной жалобе? Порядок № 1165 ничего по этому поводу не говорит. Если исходить из практики блокировок по Порядку № 117, то необходимо обжаловать каждое решение об отказе в регистрации НН/РК отдельно. Объединять все решения в одной жалобе не стоит. О чем в свое время фискалы писали на своем официальном сайте (sfs.gov.ua/media-tsentr/novini/332467.html). На сегодняшний день все должно остаться по-прежнему. По крайней мере противоположных разъяснений налоговики пока не афишировали.

Заметим, что при существовании блокировок еще до Порядка № 117 фискалы говорили, что можно вмещать несколько решений об отказе в регистрации НН/РК в одну жалобу (см. разъяснение в категории 127.01 БЗ (ранее — 133.01 БЗ), действовало до 22.03.2018 г.).

Можно ли отозвать жалобу? Да, можно. Впрочем, как и раньше. Но небольшие отличия все же есть. Во-первых, форма заявления об отзыве жалобы утверждена Порядком № 1165. А во-вторых, когда комиссия будет в связи с этим заявлением оставлять жалобу без рассмотрения, плательщик получит специальную квитанцию, сформированную в автоматическом режиме (п. 13 Порядка № 1165).

Как долго будут рассматривать жалобу? Здесь все без изменений. Жалоба рассматривается комиссией при ГНСУ в течение 10 календарных дней со дня ее получения такой комиссией (п.п. 56.23.3 НКУ, п. 12 Порядка № 1165).

Важно! Если в течение 10-дневного срока решение по жалобе не направлено плательщику, то считается, что такая жалоба полностью удовлетворена в пользу плательщика с 11-го дня после получения налоговиками такой жалобы (п.п. 56.23.4 НКУ). На практике этот механизм срабатывает, но не всегда.

Жалуемся в судебном порядке

Какой суд выбрать? Подавать иск нужно в окружной административный суд. Территориально это может быть суд (ч. 1 ст. 25 КАСУ):

— по местонахождению истца (т. е. плательщика);

— по местонахождению ответчика (т. е. региональных налоговиков).

Какие сроки для обращения в суд? Внимание! Позиция Верховного Суда по этому поводу изменилась. Ранее независимо от прохождения процедуры админобжалования суды принимали иски с учетом 1095 дней со дня получения плательщиком решения об отказе в регистрации НН/РК.

На сегодняшний же день сроки такие:

1095 дней со дня получения плательщиком решения об отказе в регистрации НН/РК — если вы не подавали жалобу на это решение в Комиссию при ГНСУ;

3 месяца со дня вручения истцу решения по результатам рассмотрения жалобы (если вы воспользовались процедурой админобжалования и такое решение вам вручили в установленный в законе срок);

6 месяцев со дня подачи админжалобы (если решение по ней не приняли и/или не вручили плательщику в установленный в законе срок). Правда, в ситуации, когда решение не приняли, должен сработать механизм автоматического удовлетворения жалобы по п.п. 56.23.4 НКУ.

Подробно о ситуации со сроками вы сможете прочесть в материале «Обжалуем отказ в регистрации НН/РК: внимание на сроки!» этого номера. Для того, чтобы закрепить всю информацию, предлагаем вам небольшую схему (см. рисунок).

img 1

Кто ответчик? Окончательный ответ на этот вопрос судебная практика так и не выработала.

Мы считаем, что ответчиками должны быть соответствующие главные управления ГНС в областях, г. Киеве, Офис крупных плательщиков и ГНСУ, а не комиссии при этих подразделениях. Комиссия не является отдельным субъектом властных полномочий (п. 7 ч. 1 ст. 4 КАСУ, п. 2 Порядка № 1165).

Почему главные управления и ГНСУ?

Все просто. Главному управлению мы адресуем требование об отмене их решения(й), а ГНСУ — требование зарегистрировать НН/РК. Ведь именно ГНСУ как администратор СЭА НДС будет вносить эти данные. Регионалы лишь принимают решение о регистрации/отказе в регистрации и повторно его принимать не будут.

Здесь исходим из практики Верховного Суда (см. постановления ВС от 28.11.2019 г. по делу № 1640/2650/18 // reyestr.court.gov.ua/Review/86000198; от 18.12.2019 г. по делу № 560/435/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/86504198; от 30.01.2020 г. по делу № 300/148/19 // reyestr.court.gov.ua/Review/87297340).

Однако судебная практика предыдущих лет за время существования блокировок НН/РК допускала также комиссию в качестве:

— ответчика;

— второго ответчика (вместе с главным управлением или ГНСУ);

— третьего лица на стороне ответчика.

Поэтому не исключаем, что ВС может изменить свою позицию. Если это произойдет, то мы вам обязательно сообщим на страницах нашего издания. Держим руку на пульсе!

Какие требования к содержанию иска? Информацию, которая обязательно должна содержаться в иске, вы сможете найти в ст. 160 КАСУ.

Как сформулировать исковые требования? Требуем:

1) признать незаконным и отменить решение об отказе в регистрации НН/РК;

2) зарегистрировать НН/РК в ЕРНН днем ее направления на регистрацию.

Обратите внимание: если вы прошли процедуру админобжалования (т. е. подавали жалобу в комиссию при ГНСУ), то требовать отмены решения об отказе в удовлетворении жалобы не нужно (см. постановление ВС от 07.02.2020 г. по делу № 826/11086/18*).

* См. по ссылке: reyestr.court.gov.ua/Review/87452843

Обязательно упоминайте обо всех недостатках квитанций, если таковые имеются. Например, о нечетких причинах остановки регистрации НН/РК. Это укрепит вашу позицию.

Какой размер судебного сбора? Согласно п.п. 1 п. 3 ч. 2 ст. 4 Закона о судсборе за подачу иска с требованием неимущественного характера (как в нашем случае) судебный сбор составляет 1 ПМТЛ** (на сегодняшний день — 2102 грн). Если таких требований в иске несколько, то нужно уплачивать сбор за каждое такое требование (ч. 3 ст. 6 Закона о судсборе).

** Прожиточный минимум для трудоспособных лиц.

На удивление, вопрос о размере судебного сбора остается открытым. Мы изначально настаивали на том, что

судебный сбор должен составлять 1 ПМТЛ за требование признать недействительным решение об отказе в регистрации НН/РК + требование зарегистрировать НН/РК

То есть 2 требования считать как одно. Этот вывод мы находим в некоторых судебных решениях (см., например, определение Окружного админсуда г. Киева от 12.02.2020 г. по делу № 640/2999/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87589758).

При этом, если таких НН или РК несколько, то за каждый пакет «признать недействительным решение + зарегистрировать НН или РК» нужно платить по 1 ПМТЛ.

Примеры из судебной практики: определения Хмельницкого окружного админсуда от 10.02.2020 г. по делу № 560/682/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87471327, Ивано-Франковского окружного админсуда от 07.02.2020 г. по делу № 300/231/20 // reyestr.court.gov.ua/Review/87447127 (ср. ).

Однако в судебных решениях постарше можно найти огромное количество вариаций:

1) за каждое требование по 1 ПМТЛ (т. е. 1 ПМТЛ за требование признать недействительным одно решение и 1 ПМТЛ за требование зарегистрировать одну НН или РК);

2) за совокупность требований о признании решений об отказе в регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ и за совокупность требований по регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ (т. е., например, если у вас несколько заблокированных НН/РК, то вы уплачивали бы 2 ПМТЛ независимо от количества таких накладных или расчетов корректировки);

3) за каждое решение об отказе в регистрации НН/РК — 1 ПМТЛ и за требование зарегистрировать все НН/РК — 1 ПМТЛ (т. е., если, например, у плательщика заблокированы 2 НН, то расчет бы велся как 2 ПМТЛ (за каждое решение) + 1 ПМТЛ (за понуждение к регистрации обеих НН)).

В любом случае, если суд посчитает, что вы недоплатили судебный сбор, то иск оставят без движения. Тогда нужно будет уплатить недостающую сумму. Срок будет указан в соответствующем определении судьи. Этот срок не будет превышать 10 дней со дня вручения такого определения (ч. 2 ст. 169 КАСУ).

выводы

  • Админжалобы подаем в комиссию при ГНСУ.
  • Срок для подачи админжалобы — 10 рабочих дней с момента вступления в силу решения об отказе в регистрации НН/РК.
  • Если админжалоба не подавалась, то обратиться в суд можно в течение 1095 дней.
  • Если админжалоба подавалась, то обратиться в суд можно в течение 3 месяцев с момента получения решения комиссии при ГНСУ по жалобе.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше