Выбираем сельхозЕН

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Налоги & бухучет Январь, 2020/№ 5
В избранном В избранное
Печать
После того как юрлица и ФЛП проверили, соответствуют ли они всем требованиям, которые дают право выбрать сельхозЕН (как отдельно для своей категории претендентов, так и общим), им нужно совершить еще одно действие: подать в налоговую соответствующий пакет документов. Что это за документы, как и куда их следует подать, чтобы стать плательщиком сельхозЕН, поговорим далее.

Дата подачи документов

Юрлица и ФЛП, чтобы стать плательщиками сельхозЕН, должны самостоятельно исчислить сумму налога по состоянию на 1 января и подать в соответствующий контролирующий орган определенный пакет документов (пп. 295.9.1 и 298.8.1 НКУ).

Обращаем внимание, что хотя правила взимания сельхозЕН содержатся в НКУ уже много лет, до сих пор доподлинно не ясно, до какой именно даты следует подавать документы для выбора или подтверждения статуса плательщика сельхозЕН на конкретный год.

Дело в том, что в НКУ можно отыскать две нормы, в которых содержится ссылка на дату подачи документов для выбора или подтверждения статуса плательщика сельхозЕН.

Так, в п.п. 295.9.1 НКУ говорится, что подавать такие документы следует не позднее 20 февраля текущего года, а вот п.п. 298.8.1 НКУ требует от агрария подать такие документы до 20 февраля текущего года. А это, как вы понимаете, две разных даты. По п.п. 295.9.1 НКУ для выбора сельхозЕН или перехода на сельхозЕН на 2020 год эти документы в последний раз можно подать 20.02.2020 г., а по п.п. 298.8.1 НКУ — 19.02.2020 г.

Обращаем внимание! Налоговики в своих разъяснениях также не могут сформировать единодушно мнение о том, какой день для предоставления документов для перехода на сельхозЕН является крайним. Так, например, в отдельных категориях 108.01.06, 108.02.04, 108.02.05 БЗ они говорят, что для перехода на упрощенную систему налогообложения или ежегодного подтверждения статуса плательщика сельхозЕН сельскохозяйственные товаропроизводители подают документы не позже 20 февраля текущего года, а в других разъяснениях в категориях 108.02.01, 108.02.02, 108.02.04, 108.02.05 говорят противоположное — до 20-го февраля текущего года.

Так как же быть?

Лучше подавать эти документы заблаговременно и спать спокойно, поэтому советуем подавать их не позднее 19.02.2020 г.

В то же время, если подать документы 20.02.2020 г. и налоговики будут иметь к вам претензии, то отбиться от их нападок можно, ссылаясь на пп. 56.21 и 4.1.14 НКУ. В них говорится о том, что в случае когда нормы НКУ противоречат друг другу, в результате чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа (как в нашем случае), то решение принимается в пользу налогоплательщика.

Куда и что подают?

Для каждой категории потенциальных плательщиков сельхозЕН, т. е. и для юрлиц, и для ФЛП, перечни документов, которые следует подать для подтверждения статуса плательщика сельхозЕН или перехода на упрощенную систему налогообложения и выбора сельхозЕН, разные.

Чтобы читателям было проще ориентироваться, какие документы, кому и куда следует подавать, приведем перечень документов для каждой категории потенциальных плательщиков сельхозЕН в таблице.

Обращаем внимание! При подаче отчетности на 2020 год нужно использовать формы:

— Налоговой декларации плательщика единого налога четвертой группы (далее — декларация по сельхозЕН) и приложение 1 «Відомості про наявність земельних ділянок» к ней, утвержденные приказом Минфина от 19.07.2015 г. № 578;

— Расчета доли сельскохозяйственного товаропроизводства, утвержденного приказом Минагрополитики от 26.12.2011 г. № 772.

Перечень документов для перехода на сельхозЕН

№ п/п

Перечень документов

Юридические лица

ФЛП

подают ли документ?

куда подают

подают ли документ?

куда подают

1

Общая декларация по сельхозЕН

да

в орган ГНСУ по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете)

да

в орган ГНСУ по своему местонахождению (месту пребывания на налоговом учете)

приложение 1 к декларации «Відомості (довідка) про наявність земельних ділянок»

2

Отчетная декларация по сельхозЕН

да

в орган ГНСУ по месту расположения земучастка

нет

приложение 1 к декларации «Відомості (довідка) про наявність земельних ділянок»

3

Расчет сельхоздоли

да

в органы ГНСУ как по своему местонахождению, так и по месту расположения земельных участков

нет

При этом и юрлица, и ФЛП используют при подаче отчетности одну и ту же форму декларации. Отдельной декларации для ФЛП Минфин не утверждал.

Особенности подачи

Как видно из таблицы, ФЛП для выбора сельхозЕН должны подать только одну общую декларацию по сельхозЕН и приложение 1 к ней. Она будет выступать для ФЛП и заявлением на переход на ЕН, и документом, в котором будут начислены налоговые обязательства к уплате в бюджет. Подавать другие документы, которые, например, подают для перехода на сельхозЕН юрлица, не нужно. Оно и не удивительно. Дело в том, что ФЛП:

— должен осуществлять свою деятельность только по своему налоговому адресу, поэтому все земли у него будут находиться на территории, подчиненной одной ГНСУ, а значит, в подаче отчетной декларации нет смысла;

— может заниматься исключительно выращиванием, переработкой и реализацией сельхозпродукции, выращенной собственными силами, а следовательно, сельхоздоля у него всегда должна быть 100 %. Поэтому и необходимости в подаче Расчета сельхоздоли также нет.

Юрлица также подают общую декларацию по сельхозЕН и приложение к ней. Такая декларация выступает, так сказать, заявлением юрлица о переходе на сельхозЕН. Это подтверждают и фискалы (категория 108.02.05 БЗ), настаивая на том, что на основании такой декларации происходит именно регистрация юрлица плательщиком сельхозЕН и доведение до них информации об общем объеме земель, которыми владеет или пользуется предприятие, и общей сумме налоговых обязательств к уплате.

Кроме общей декларации, юрлицо подает также:

1) отчетную декларацию по сельхозЕН и приложение к ней. На основании таких документов будут начислены налоговые обязательства по сельхозЕН к уплате на определенной территории, где у агрария есть на праве собственности или пользования земли.

Кроме того, следует учитывать, что в одной отчетной декларации по сельхозЕН и приложении к ней аграрий-юрлицо должен отразить информацию о сельхозугодьях и начисленных налоговых обязательствах только относительно земель, которые находятся на территории одной административно-территориальной единицы (одного органа местного самоуправления). То есть

начислять налоговые обязательства по сельхозЕН за земли, которые находятся на территории с одним кодом КОАТУУ, следует в одной отчетной декларации

На это, в частности, указывает гр. 9 шапки декларации, в которой аграрий должен указать код органа местного самоуправления по местонахождению земли. При этом не имеет значения, сколько органов местного самоуправления подконтрольны одной ГНС.

То есть если у агрария земли находятся на территории, подчиненной разным органам местного самоуправления, которые подчинены одной налоговой, то придется подавать не одну отчетную декларацию по сельхозЕН, а несколько. При этом количество отчетных деклараций будет зависеть от количества органов местного самоуправления, на территории которых находятся сельхозземли. На этом акцентируют внимание и фискалы в категории 108.02.05 БЗ.

К сведению! Учитывая такую специфику подачи декларации, возникает закономерный вопрос: как в таком случае заполнить гр. 9 шапки декларации, когда подается общая декларация и земля находится на территории, подчиненной разным органам местного самоуправления?

Ответ содержится в самой форме декларации, а именно в разъяснении к заполнению шапки. Там четко указано, что в случае предоставления общей (новой общей или уточняющей общей) декларации в этой графе указывают код органа местного самоуправления по основному месту учета плательщика;

2) расчет сельхоздоли, в котором аграрий сообщит фискалам, что размер его сельхоздоли равен или превышает 75 % общего дохода предприятия.

При этом, как утверждают фискалы (БЗ 108.02.05), расчет сельхоздоли — это не отдельный документ, он является всего лишь приложением к декларации, поэтому, ошибившись в нем, для уточнения следует обязательно подавать и форму декларации (см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 30, с. 6).

Такой расчет аграрий должен подать с каждой декларацией, которую подает в налоговую, т. е. как с общей, так и с отчетной. При этом если у предприятия земли находятся на территории, подчиненной разным органам местного самоуправления, то с каждой отчетной декларацией следует подать отдельный расчет сельхоздоли. В нем будут фигурировать идентичные данные относительно сельхоздоли, как и в расчете, который подается вместе с общей декларацией по сельхозЕН. Но несмотря на это, советуем подать такой расчет с каждой декларацией. Если этого не сделать, то налоговики смогут настаивать на том, что аграрий не выполнил условия перехода или подтверждения выполнения условий для продолжения пребывания на сельхозЕН. Поэтому не ленитесь.

Когда все земли в одном месте

На практике иногда у юрлиц, которые подают документы для перехода на сельхозЕН, а также подтверждение статуса плательщика сельхозЕН на следующий год, все земли, которыми они владеют и взятые ими в пользование, находятся на территории, подконтрольной одному органу местного самоуправления. Учитывая это, в обоих видах декларации по сельхозЕН, которые к тому же подаются в одну и ту же налоговую, будут фигурировать одинаковые показатели. Отличие будет только одно: отметка «Х» в шапке декларации, которая будет свидетельствовать, что одна декларация общая, а другая отчетная.

Учитывая это, аграрии постоянно спрашивают, можно ли вместо двух подать одну декларацию (общую или отчетную). По нашему мнению,

хотя данные отчетной и общей деклараций совпадают, советуем подавать все равно две декларации, а не одну

На этом акцентируют внимание и фискалы в категориях 108.02.05 и 108.04 БЗ. Они четко заявляют, что для приобретения или подтверждения статуса плательщика сельхозЕН до 20 февраля текущего года аграрий должен подать в контролирующие органы документы, предусмотренные п.п. 298.8.1 НКУ, т. е. общую и отчетные налоговые декларации с приложениями. А в случае несоблюдения требований п.п. 298.8.1 НКУ, в частности, подачи неполного пакета документов (вместо двух деклараций одну), такие лица не могут приобрести или подтвердить статус плательщика сельхозЕН в текущем (отчетном) году.

Поэтому не ленитесь и заполните две идентичных декларации по сельхозЕН и подайте их в одну ГНС. И тогда отказать в переходе на сельхозЕН хотя бы по формальным причинам у фискалов не выйдет.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
Скачайте наше мобильное приложение iFactor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Закрити
icon-block
Заважає реклама?
Ви маєте можливість її відключити всього за 10 грн
Бажаєте побачити, як сайт буде виглядати без реклами?
Вимкнути на 10 секунд