Темы статей
Выбрать темы

Если неприбыльные требования нарушены

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Если НПО хочет сохранить льготу по налогу на прибыль, она не должна распределять доходы между своими участниками и может расходовать полученные средства только на цели, определенные п.п. 133.4.2 НКУ. А ее уставные документы должны соответствовать требованиям из п.п. 133.4.1 НКУ. Что будет, если соблюсти указанные требования НПО не удастся? Об этом — в нашей статье.

НПО вывила нарушение самостоятельно

Порядок действий НПО, нарушившей неприбыльные требования, прописан в п.п. 133.4.3 НКУ. Там сказано, что в случае несоблюдения требований п. 133.4 НКУ (а для религиозных организаций — абз. 2 п.п. 133.4.1 и п.п. 133.4.2 НКУ), НПО необходимо:

— подать в срок, предусмотренный для месячного налогового (отчетного) периода (в течение 20 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного месяца, в котором допущено нарушение (п.п. 49.18.1 НКУ)), Отчет об использовании доходов (прибыли) НПО за период с начала года (или с даты получения неприбыльного статуса, если он получен позже) по последний день месяца, в котором допущено нарушение;

— указать и уплатить сумму самостоятельно начисленного обязательства по налогу на прибыль.

Налоговое обязательство рассчитывается исходя из суммы операции (операций) нецелевого использования активов. А если точнее, исходя из балансовой стоимости активов, использованных не по целевому назначению (БЗ 102.04). Остальные операции, осуществленные в месяце, в котором допущено нарушение, налогом на прибыль не облагаются. Ведь согласно п.п. 133.4.3 НКУ и п. 17 Порядка № 440

такая НПО исключается контролерами из Реестра и считается плательщиком налога на прибыль с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором допущено нарушение

То есть налогообложение по полной включается только с месяца, следующего за месяцем, в котором были нарушены требования п. 133.4 НКУ.

Заметьте: подать Отчет необходимо не только в случае нецелевого использования средств, но и в случае, если уставные документы перестали соответствовать требованиям п.п. 133.4.1 НКУ (хотя обязательств в таком случае не будет).

Кроме того, в случае внесения изменений в уставные документы НПО обязана подать регистрационное заявление с отметкой «зміни» вместе с копиями документов согласно п. 6 Порядка № 440 в течение 30 календарных дней с даты госрегистрации таких изменений, а если госрегистрация изменений не требуется — в течение 30 календарных дней с даты возникновения указанных обстоятельств (п. 14 Порядка № 440).

А что дальше?

За период с первого дня месяца, следующего за месяцем, в котором допущено нарушение, по 31 декабря отчетного года НПО обязана:

— ежеквартально подавать в контролирующий орган декларацию по налогу на прибыль (в течение 40 календарных дней, следующих за последним днем отчетного квартала (п.п. 49.18.2 НКУ));

— уплачивать налог в срок, предусмотренный для квартального периода (на протяжении 10 календарных дней, следующих за последним днем предельного срока подачи декларации (п. 57.1 НКУ));

— подавать финансовую отчетность в порядке, предусмотренном для плательщиков налога на прибыль (ежеквартально вместе с декларацией по налогу на прибыль, причем даже в том случае, если по бухгалтерскому законодательству квартальную финотчетность предприятие в принципе составлять не должно (см. письмо Минфина от 21.02.2017 г. № 11130-02-2/4779)).

Со следующего отчетного налогового года никаких особенностей для такой НПО не предусмотрено — она подает декларацию и финансовую отчетность, уплачивает налог в общем порядке, как и любой другой плательщик налога на прибыль (п.п. 133.4.3 НКУ).

Нарушение выявили контролеры

В п.п. 133.4.4 НКУ сказано: если контролеры установят факт использования доходов НПО для целей, не предусмотренных п.п. 133.4.2 НКУ, они исключат такую организацию из Реестра и начислят обязательства по налогу на прибыль, штраф и пеню согласно НКУ. Причем налоговые обязательства, штраф и пеня в таком случае начисляются начиная с первого числа месяца, в котором допущено нарушение. То есть

в случае выявления нарушения контролерами, налоговые обязательства за месяц нарушения начисляют на сумму всех операций, осуществленных в таком месяце

А не на сумму операций нецелевого использования активов, как в случае с самовыявлением.

Не избежать тут и штрафов согласно п. 123.1 НКУ — в размере 25 % (50 % — при повторном нарушении на протяжении 1095 дней) начисленного контролерами обязательства. Да и пеню налоговики наверняка рассчитают по полной — на всю сумму начисленных обязательств, начиная с первого рабочего дня, следующего за последним днем предельного срока уплаты обязательств за период, в котором были нарушены требования п. 133.4 НКУ. Хотя, в случае своевременной уплаты плательщиком обязательств, начисленных контролерами, оснований для пени вообще нет (подробнее см. «Налоги и бухгалтерский учет», 2019, № 12, с. 4). А тем более рассчитанной исходя из полной суммы таких обязов. Ведь даже если согласиться с начислением пени за заниженный период, обязательства за период, в котором допущено нарушение, занижены только на сумму операций нецелевого использования, которые, в случае нарушения требований п. 133.4 НКУ, плательщик должен был начислить самостоятельно.

Заметьте: в п.п. 133.4.4 НКУ упоминается только об использовании доходов на цели, не предусмотренные п.п. 133.4.2 НКУ. А вот о распределении доходов среди участников и о соответствии уставных документов требованиям п.п. 133.4.1 НКУ не упоминается. Так что же, в случае таких нарушений НПО ничего не грозит?

Грозит. И в случае распределения доходов, и в случае несоответствия НПО и/или ее уставных документов требованиям из п. 133.4 НКУ налоговики исключат НПО из Реестра (п. 16 Порядка № 440). И сделают это с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором были не соблюдены требования п. 133.4 НКУ (п. 17 Порядка № 440).

Причем в случае распределения доходов налоговики, ориентируясь на норму п.п. 133.4.4 НКУ, тоже начислят обязательства, штраф и пеню за весь период, начиная с месяца нарушения. Ведь распределение доходов — это не что иное, как использование доходов для целей, не предусмотренных п.п. 133.4.2 НКУ.

А вот в случае несоответствия уставных документов, обязательства/штраф/пеня будут начислены начиная с месяца, следующего за месяцем нарушения, то есть с даты исключения организации из Реестра неприбыльщиков.

Решение об исключении из Реестра налоговики направят НПО в порядке, определенном ст. 42 НКУ (по электронной почте в порядке, предусмотренном п. 42.4 НКУ, по почте на адрес плательщика рекомендованным письмом с уведомлением о вручении или лично вручат плательщику или его представителю).

Грозят плательщику и штрафы за неподачу налоговоприбыльной отчетности (отчета об использовании доходов неприбыльщика/декларации) согласно п. 120.1 НКУ (в размере 170 грн. (согласно Закону № 1210 — 340 грн.), за повторное нарушение в течение года — 1020 грн.), а в случае неподачи регистрационного заявления «зміни» — штраф согласно п. 117.1 НКУ (в размере 510 грн. (1020 грн. — согласно Закону № 1210), за повторное нарушение в течение года — 1020 грн. (2040 грн. — согласно Закону № 1210).

«С когда» можно опять в неприбыльщики?

Ни в НКУ, ни в Порядке № 440 нет никаких прямых указаний относительно того, «с когда» может повторно зарегистрироваться неприбыльщиком уже однажды разрегистрированная НПО. Это позволяет предположить, что снова попасть в Реестр НПО сможет сразу, как устранит нарушение — внесет изменения в уставные документы, перестанет распределять доходы между участниками и будет их использовать исключительно на цели, определенные п.п. 133.4.2 НКУ. То есть как только снова станет соответствовать требованиям из п. 133.4 НКУ.

Однако, налоговики ранее высказывали другую точку зрения. Они говорили, что НПО, исключенная из Реестра, может подать заявление о повторном включении в Реестр только после окончания отчетного календарного года, в котором она была исключена (см., например, письмо ГФСУ от 19.06.2017 г. № 726/6/99-99-15-02-02-15/ІПК, разъяснение из БЗ 102.04, утратившее силу с 01.01.2018 г.). И хотя разъяснение из БЗ 102.04 утратило силу в связи с внесением изменений в НКУ, в НКУ с тех пор на этот счет ничего не поменялось. Поэтому оснований для пересмотра позиции у фискалов на самом деле нет. И вполне вероятно, что налоговики придерживаются этой точки зрения и сегодня.

Обоснование такому подходу можно найти в требованиях п.п. 133.4.3 НКУ, согласно которому плательщик, нарушивший условия неприбыльности, в течение года обязан отчитываться по-особому (ежеквартально подавать декларацию вместе с финотчетностью и платить налог) и только со следующего года переходит на общие правила. То есть только со следующего года он возобновляет все свои права и обязанности, в том числе и возможность зарегистрироваться НПО.

Если логика действительно такова, то в случае добровольной разрегистрации (когда НПО исключается из Реестра не по причине нарушения условий пребывания, а по заявлению плательщика) правило «следующего года» работать не должно. Ведь в таком случае нормы п.п. 133.4.3 НКУ не действуют. НПО сразу после исключения из Реестра приравнивается к плательщику налога на прибыль (причем, к вновь созданному плательщику (см. БЗ 102.04)) со всеми его правами и обязанностями.

Выходит, НПО, планирующая осуществлять операции, не соответствующие требованиям п. 133.4 НКУ, может аннулировать свой неприбыльный статус заранее, подав регистрационное заявление с отметкой «Виключення з Реєстру неприбуткових установ і організацій». Фискалы исключат ее из Реестра датой поступления соответствующего заявления (п. 17 Порядка № 440). А после того, как все запретные операции будут осуществлены, и при условии, что выполняются требования п. 133.4 НКУ, НПО сможет снова подать заявление о включении в Реестр. Во всяком случае, формально в законодательстве никаких преград для таких действий нет.

Какие отчеты подавать за год таких регистраций-разрегистраций?

Порядок предоставления отчетов плательщиком, который в середине года принял решение о переходе на общую систему, разъясняют налоговики (БЗ 102.04). В таком случае подают:

— за период пребывания в Реестре — Отчет об использовании доходов (прибыли) НПО за базовый отчетный налоговый период, равный календарному году, с показателями деятельности, рассчитанными за период пребывания в Реестре, и финансовую отчетность за год — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного налогового года;

— за период пребывания на общей системе налогообложения — декларацию по налогу на прибыль за базовый отчетный налоговый период, равный календарному году, с показателями деятельности, рассчитанными за период пребывания на общей системе, и финансовую отчетность за год — в течение 60 календарных дней после окончания отчетного налогового года.

Видимо, таким же образом следует отчитываться и в случае повторного включения НПО в Реестр. Причем одного Отчета об использовании дохода (за два рваных периода года), по всей видимости, будет вполне достаточно. В заглавной части такого отчета нужно указать дату и номер последнего решения о включении в Реестр и присвоении признака неприбыльности (БЗ 102.04).

выводы

  • НПО, нарушившая неприбыльные требования, в срок, предусмотренный для месячного отчетного периода, должна подать Отчет, начислить и уплатить налоговое обязательство, рассчитанное исходя из балансовой стоимости активов, использованных не по целевому назначению.
  • В случае выявления нарушения контролерами, налоговые обязательства начисляют не на сумму операций нецелевого использования активов, а на сумму всех операций, начиная с месяца нарушения, не избежать также штрафа согласно п. 123.1 НКУ, а возможно, и пени.
  • НПО, исключенная из Реестра в связи с нарушением неприбыльных требований, может вновь зарегистрироваться неприбыльщиком только со следующего года. А вот в случае добровольной разрегистрации таких ограничений нет.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше