Темы статей
Выбрать темы

Неделовая цель и К°. Краткий дайджест

Ольховик Ольга, налоговый эксперт
Закон № 466 привнес в НКУ новую информацию о деловой цели. Вот мы и решили сегодня поговорить о так горячо любимых налоговиками неделовых, фиктивных и притворных сделках. Какие последствия ожидают плательщика, совершившего такие операции? И можно ли как-то уберечься от их осуществления? Ответы — в нашем сегодняшнем тематическом номере.

Неделовая сделка

Налоговики давно и упорно твердят, что абсолютно все отраженные в налоговом учете операции должны быть совершены с деловой целью (целью получения экономического эффекта, а не только налоговой выгоды). Если же при осуществлении конкретной операции деловой цели плательщик не преследует, то такую операцию в налоговом учете не отражают.

Как видите, речь тут идет не о каком-то конкретном налоге. А о налоговом учете вообще. Это значит, что неделовая операция не уменьшит прибыльный объект налогообложения плательщика (или объект обложения НДФЛ — если неделовую операцию осуществил предприниматель на общей системе) и НДС по такой операции не учтется в составе его налогового кредита (НК). И это при полном отсутствии в НКУ каких бы то ни было требований о соответствии операций деловой цели. До сих пор (до вступления в силу Закона № 466) там можно было найти только определение разумной экономической причины (деловой цели).

Но сегодня мы уже находим упоминание этого термина и далее по тексту НКУ. Сначала в ст. 39 НКУ, посвященной трансфертному ценообразованию, а затем и в п.п. 140.5.15 НКУ, предусматривающем новую увеличивающую разницу на сумму понесенных неделовых расходов по операциям с нерезидентами.

Повлияют ли эти изменения на практику применения нормы о деловой цели?

Очевидно, что с учетом внесенных изменений под деловой контроль должны попадать только операции с нерезидентами и только при исчислении прибыльного объекта обложения.

Но вряд ли налоговики расценят эти изменения так же. Если они раньше заявляли (и суды их, кстати, в этом зачастую поддерживали), что неделовым операциям вообще не место в налоговом учете, то появление нескольких уточняющих норм в НКУ их вряд ли переубедит в обратном. Единственное, с чем налоговики, возможно, согласятся, так это с тем, что неделовые операции с резидентами могут быть учтены в налоговоприбыльном учете. А вот в отношении НДС и НДФЛ вряд ли что-то изменится. Фискалы, скорее всего, по-прежнему будут настаивать на том, что в НДС- и НДФЛ-учете отражают только деловые операции. Подробнее о деловой цели см. «Деловая цель: до и после Закона № 466» этого номера.

Фиктивная сделка

Под фиктивной понимают сделку, совершенную без намерения создать правовые последствия, которые предполагались ею. Другими словами, сделка исключительно на бумаге (например, заключили договор поставки, уплатили деньги, подписали накладные, но реально товар никто поставлять не собирался). Налоговики часто еще называют такие сделки нереальными или бестоварными.

Заявить о том, что сделка фиктивная (даже если она абсолютно реальная) — излюбленный конёк фискалов. Если вдруг у вашего поставщика не окажется достаточных трудовых ресурсов или материально-технической базы (помещений, оборудования) для выполнения заказа, налоговики не увидят приход заказанного товара к поставщику и/или перемещение товара не будет подтверждено транспортной документацией, они почти наверняка назовут такую сделку фиктивной.

Последствия такие же, как и в случае осуществления неделовых операций, — фиктивная сделка не подлежит отражению в налоговом учете плательщика (подробнее о фиктивных сделках см. «Бестоварные операции и фиктивные сделки» этого номера).

Притворная сделка

Сделка, совершенная сторонами для сокрытия другой сделки, которую они на самом деле совершили, считается притворной (например, продавая товар за 1 грн, стороны явно прикрывают операцию дарения). Если установлено, что сделка является притворной, отношения сторон регулируются правилами относительно сделки, которую стороны на самом деле совершили.

По сравнению с первыми двумя видами сделок о притворности налоговики говорят реже. А последствия тут такие — в налоговом учете плательщика должна быть отражена прикрытая сделка (ту, которую стороны совершили на самом деле), а притворная сделка является недействительной, ее в налоговом учете не отражают (подробнее о притворных сделках см. «Притворные сделки» этого номера).

Если заблокировали НН

Достаточно часто НН/РК, выписанные на неделовые/фиктивные (по мнению налоговиков) операции, попадают под блокировку. Для того, чтобы их разблокировать, плательщик вынужден собрать и подать контролерам полный пакет документов и пояснения, тем самым подтверждая реальность осуществленных операций. Казалось бы, в таком случае в будущем никаких вопросов по поводу этих сделок у налоговиков возникать уже не должно. Но практика показывает, что это не так. Даже если плательщик уже доказывал фискалам реальность операции при разблокировке НН/РК, налоговики все равно могут посчитать эту сделку неделовой/фиктивной/притворной. И плательщику придется доказывать ее реальность снова, на этот раз уже в суде.

Как действуют они и что делать вам?

Фискалы при проведении проверок самостоятельно признают сделки неделовыми/фиктивными/притворными и корректируют отраженные плательщиком расходы и НК по соответствующим операциям. При этом в акте проверки они иногда ссылаются на ст. 228 ГКУ, считая, что такие сделки направлены на незаконное завладение имуществом государства и противоречат интересам государства и общества.

В результате плательщик получает налоговое уведомление-решение (НУР) с доначисленными обязательствами по НДС и по налогу на прибыль (или НДФЛ) с учетом штрафных санкций и пени за занижение налоговых обязательств. Ну а дальше — он либо уплачивает начисленные контролерами суммы, либо обжалует НУР в судебном или административном порядке.

На самом же деле все должно происходить по-другому. Потому что

у налоговиков нет полномочий признать сделку неделовой/фиктивной/притворной

Фискалы могут лишь обратиться в суд с иском о признании сделки недействительной, а также о взыскании в доход государства средств, полученных по сделкам, совершенным с антигосударственной целью.

Так что, получив от налоговиков НУР и решив его обжаловать, возможно, стоит заявлять суду не только о том, что сделки на самом деле действительны, но и о том, что налоговики не имели права признавать их недействительными (подробнее об этом см. «Недействительность: без суда никак?» этого номера).

Учтите: если сделка будет признана антигосударственной, должностные лица предприятия могут быть привлечены к уголовной ответственности (подробнее об ответственности должностных лиц см. «Отвечает ли директор за бестоварность?» этого номера).

В общем, последствия тут очень серьезные. Поэтому как можно скрупулезнее относитесь к оформлению первички (подробнее об этом в статье «Первичка и реальность хозопераций» этого номера), оформляйте дополнительные подтверждающие документы, не ленитесь проверять ваших контрагентов во всех существующих реестрах (подробнее о том, что еще можно предпринять, см. «Как уберечься от нереальных сделок» этого номера). И, конечно же, прочтите весь этот номер до конца, ведь далее мы более подробно рассмотрим поднятые только что вопросы.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше